Раздел II. Факультативы и внеклассные мероприятия
Раздел II. Факультативы и внеклассные мероприятия Е. А. Годунова (г. Искитим, Новосибирская обл. ) Методическая разработка серии занятий по теме «Хрустальная ночь» Содержание: I. Пояснительная записка II. Методические материалы к занятию 1- го уровня. (продолжительностью 1 урок). Работа с текстом «Где ты был, человек? Письмо второе» и фотографиями
III. Методические материалы к занятиям 2го уровня (продолжительностью 2 урока) Работа с текстом «Где ты был, человек? Письмо второе» и документами (рабочий лист III) IV. Методические материалы к занятиям 3го уровня ( продолжительностью 2-3 урока) Детальная работа с 8 документами V. Заключение VI. Дополнительные материалы по теме 1. Стихи 2. Документы. Свидетельства. Воспоминания (м. б. это – в общее Приложение? ) 2. Краткий лексикон «Персоналии «Хрустальной ночи»» VII. Использованные источники Пояснительная записка
Настоящая разработка предназначена для проведения как аудиторных, так и внеклассных занятий со школьниками старших классов по теме «Хрустальная ночь» по истории, литературе, страноведению Германии и другим предметам гуманитарного цикла, а также при организации воспитательной работы с учащимися Особенность данной разработки состоит в том, что она предусматривает различные уровни подготовки школьников к восприятию темы, а также возможности учителя, обусловленные временными рамками и требованиями школьной программы. Документы, использованные в разработке, переведены автором с немецкого и английского языков.
Литературная основа данной разработки – текст стихотворения Ильи Когана «Где ты был, человек? », состоящий из шести частей (писем). В разработке использовано письмо второе, передающее события ночи погромов 9-10. 11. 1938 года. Цель разработки: воспитание толерантной личности на примере анализа такого исторического события как «Хрустальная ночь» Задачи разработки:
Занятие I уровня дает возможность учащимся узнать основные события, предшествующие «Хрустальной ночи», трагедию всегерманского погрома в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года и познакомиться с судьбами конкретных семей немецких евреев на примере семей Леви и Левина, одной из которой помогли спастись. Использование зрительного ряда из 10 фотографий воссоздает картину «Хрустальной ночи» и помогает лучшему осмыслению произошедшего. Занятие предусматривает задание на анализ проработанного материала и является логически законченным. Занятия II уровня предусмотрены для проведения углубленной работы по теме с использованием восьми документов (воспоминаний свидетелей, аутентичными открыткой Берты Гриншпан и телеграммой Гейдриха и др. ), которые позволяют более полно и детально проинформировать учащихся о событиях 70тилетней давности. Для сохранения логики подачи материала рекомендую проводить занятие II уровня после занятия I уровня с учащимися, которые хотели бы расширить свои знания по этой теме. Подача материала в ходе занятия логически завершена. Занятия III уровня возможно провести для учащихся, которые проявили интерес к теме и к детальной работе над каждым документом, предъявленным на занятиях предыдущего уровня.
Текст стихотворения разбит на пронумерованные строки для удобства работы с ним учащихся при выполнении практических заданий.
Разработка снабжена дополнительными материалами, среди которых стихи, посвященные «Хрустальной ночи», краткий лексикон «Персонажи «Хрустальной ночи»» и документы, не вошедшие в разработку, использование которых возможно по усмотрению учителя. Методические материалы Уровень1 1. Задания до прочтения текста Учитель: Мы познакомимся сегодня со стихотворением в прозе. (можно обсудить что это такое). Оно начинается словами: Дорогой мой! Теперь я расскажу тебе, что такое " Хрустальная ночь".
«Хрустальная ночь», какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание? (выслушать предложения) Попробуем разделить слова и подобрать ассоциации к каждому из них (на доске) Хрусталь Ночь Хрупкий Темнота Стекло Страх …. …. … …. …. …. Можем ли мы сказать, что хрустальная ночь-это обычное явление? Что скрывается под таким взаимоисключающим названием? (выслушать версии). Это и предстоит нам узнать.
2. Задания во время прочтения текста Рабочий лист I Задания для групп: 1. Прочитайте стихотворение в прозе Ильи Когана (Письмо второе из серии «Где был ты, человек? ») 2. Подберите фотографии, иллюстрирующие строки из текста и заполните таблицу (см. Рабочий лист II)
1. Дорогой мой! Теперь я расскажу тебе, что такое " Хрустальная ночь".
Жили-были Гриншпаны. Евреи из Польши. 5. Вечные беженцы.
Сначала их выгнали польские власти. Сразу после Первой мировой войны. И они кое-как перебивались в Германии. А потом пришли фашисты и велели Гриншпанам убираться обратно. 10. Да не тут то было. - Гэть! - приказали поляки. И несчастные Гриншпаны вместе с двенадцатью тысячами таких же бедолаг застряли на ничейной земле. Без еды и крова. ( Фото? )
15. О своей беде Гриншпаны написали сыну, (Фото? ) который учился в Париже. Что мог сделать семнадцатилетний мальчик? Сообщить в газеты? Просить о помощи правительство Франции? Но французы и так все знали. 20. Так же как и американцы. И англичане. Все они дружно осуждали злодеев-фашистов. Но никто не спешил приютить бездомных евреев. Более того. 25. Когда забрезжила надежда отправить беженцев в Палестину, британское правительство заявило, что будет топить корабли с ними.
Как образумить мир?
И Гершель Гриншпан решился на отчаянный шаг: он выстрелил в немецкого дипломата. (Фото? )
Если бы он знал, какую адскую машину запустил его выстрел! 30. У немецких фашистов появился повод уничтожить еврейскую общину Германии. В ночь на 10 ноября 1938 года начались погромы. Они были тщательно организованы. Банды штурмовиков врывались в еврейские дома, били посуду, крушили мебель (Фото? ). А хозяев выгоняли на улицу (Фото? ). 35. И убивали.
А чтобы у погромщиков случайно не появилось желание пощадить " своего" еврея, их специально вывозили в соседние города. Где жертвы были " чужими".
К утру все места, где жили евреи, были усеяны битым стеклом. (Фото? ) 40. С тех пор ночь погрома получила название " хрустальной".
В эту ночь погиб последний из семьи Леви. Единственный отказавшийся покинуть родину. Дом Леви сожгли, а их семейное дело конфисковали и передали арийцу. Герру Абелю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|