Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Теоретические подходы к изучению социальных представлений о гражданине России у подростков и студентов




Введение

Актуальность исследования. Окружающая современных подростков и молодежи действительность составляет совокупность идентичностей - социокультурной, этнической, национальной, гражданской, территориальной, личностной. Молодое поколение является активным и заинтересованным участником происходящих вокруг них преобразований. Социальные реалии и, прежде всего, смена ценностных ориентиров в системе социализации подрастающего поколения определяют особую актуальность формирования доверия, гражданской и этнической идентичности молодежи в настоящее время.

Ппроблема формирования гражданской и этнической идентичности обусловлена необходимостью построения гражданского общества, так и особенностями образовательной социально-педагогической ситуации, характеризующейся изменением контингента учащихся и студентов в связи с изменением национального состава образовательных учреждений. Поликультурное общество традиционно для России, но сегодня активная ассимиляция населения обуславливает повышение требований к взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, становлению идентичности.

Проблемами развития гражданской и этнической идентичности в отечественной психологии занимались В. Г. Крысько [15], Н. М. Лебедева [18], Т. Г. Стефаненко [36], Г.Г. Шпет [47] и другие. Этими учеными отмечалось, что эффективность межнационального взаимодействия определяется тем, как воспринимают себя и других люди одной этнической общности, то есть их уровнем национальной идентичности, и насколько они толерантны к представителям других наций.

Проблемы взаимодействия между гражданми одного общества, между представителями разных национальностей зависят от такого социально-психологического феномена, как доверие. Проблема формирования действующего института гражданского общества состоит в несформированности отношения доверия индивидов друг к другу, вследствие этого отсутствует их консолидация и активное участие граждан в жизни государства и общества. Основой для формирования чувства гражданственности является обретение устойчивой идентичности, которая поддерживается существующим в обществе социальным капиталом: связями, основанными на доверии между индивидами и группами. Сложность изучения данных процессов в российском обществе, по мнению Н. Н. Федотовой и Л. Н. Федотова, заключается в том, что «разрушенная идентичность не способствует формированию социального капитала, а отсутствующий социальный капитал не позволяет утвердиться идентичности» [13].

Важную роль в развитии доверия, формирования этнической толерантности и гражданской идентичности играют социальные представления. Социальные представления являются предметом изучения представителей таких наук, как социология, психология, социальная психология. Как отмечают исследователи Г.М. Андреева, Л.П. Буева, А.В. Петровский и др. социальные представления являются своеобразной “картиной мира” определенной группы. Подростки и студенчество являются разными группами по возрасту, по восприятию жизненных фактов, по отношению к будущему, то есть предположительно эти две группы имеют различные социальные представления.

Проблема исследования заключается в том, что существует противоречие между предъявляемыми требованиями к формированию гражданина в условиях трансформирующейся национальной стратегии и имеющимися эмпирическими данными о социальных представлениях подростков и студентов о доверии, гражданской идентичности и этнической толерантности.

Цель исследования – изучить социальные представления подростков и студентов о гражданине России, доверии, этнической толерантности и гражданской идентичности.

Объектом исследования являются социальные представления о гражданине России, доверии, этнической толерантности и гражданской идентичности.

Предметом исследования являются особенности социальных представлений подростков и студентов о доверии, гражданской идентичности и этнической толерантности.

Для достижения цели решались задачи:

1. Провести анализ и систематизацию материалов отечественных и зарубежных социально-психологических исследований и выделить роль социальных представлениях в формировании гражданской идентичности и этнической толерантности.

2. Эмпирически исследовать особенности социальных представлений подростков и студентов о доверии, гражданской идентичности и этнической толерантности.

3. Путем качественного и количественного анализа результатов определить ценность полученных данных и возможности их применения в науке и практике.

В качестве гипотезы психологического исследования выдвигается предположение: о наличии различий в выраженности социальных представлениях о гражданине России, доверии, гражданской идентичности и этнической толерантности у подростков и студентов

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- Методики

- мини-сочинение на тему «Гражданин России – это человек, который…»

- методика А. Н. Татарко для исследования этнич толерантности, гражданской идентичности и доверия,

- обработка результатов опроса при помощи аппарата математической статистики.

Структура исследования: работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, двух глав, во второй главе описывается эмпирическое исследование, заключения, списка литературы и приложений.

 


Глава 1 Теоретические подходы к изучению социальных представлений о гражданине России у подростков и студентов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...