Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Байрон «Лара» (1814): «Блуждающий дух, изгнанный из другого мира, он казался незнакомцем в этом мире живых».




Байрон «Лара» (1814): «Блуждающий дух, изгнанный из другого мира, он казался незнакомцем в этом мире живых».

Лермонтов «Азраил» (1831): «Живу один средь мертвецов».

Поэт теперь оказывается не жрецом, а «скитальцем на земле, бездомным и сирым». Раздвоение теперь претерпевает и сам романтический человек. Он осознает непримиримое противоречие в самом себе, либо сталкивается со своим демоническим двойником («Элексиры дьявола» Гофмана).

Раздвоенность реальности понимается как непримиримая и безысходная борьба добра со злом, Божественного и демонического. Доверчивость, присущая раннему романтизму, сменяется подозрением и ощущением измены. Спасение романтики видят в бегстве в иные формы жизни. Ими могут быть природа, экзотические и «естественные» культуры, воображаемый мир детства, утопии, измененные состояния сознания. Теперь безумие, а не ирония, становятся естественной реакцией на раздвоенность мира. Безумие расширяет умственный кругозор человека.

Бегство из мира может осуществиться в смерти. Этот мотив получает широкое распространение в позднем романтизме. Появляется новая метафора тела и жизни человека как темницы. Появляется новый мотив – любви к смерти: Байрон «Каин»: «быть может, именно смерть ведет к высшему знанию».

Ранний романтизм почти уничтожает дистанцию между Богом и человеком, соединяет их чуть ли не на равных. В позднем романтизме совершается их взаимоотчуждение. Романтики создают образ героического скептика. Человек бесстрашно порывает с Богом и остается посреди пустого и чужого мира. Мюссе «Ролла» (1833): «Я не верю, о Христос, Твоему святому слову, я слишком поздно пришел в слишком старый мир, из века, лишенного надежды, родится век, в котором не будет страха».

Стоическая позиция нередко приводит романтика к апологии страдания и к его фетишизации. Мюссе в «Майской ночи» (1835) говорит: «Ничто не придает нам такого величия, как великое страдание».

С начала 30-х годов 19 века в связи с борьбой с общим литературным противником – поздним классицизмом, складывается новое литературное направление – реализм. Эстетика реализма определила литературный процесс второй половины 19 века и окрасила романтизм в негативные тона. Романтизм у реалистов ассоциируется с риторическим многословием, преобладанием внешних эффектов, мелодраматизмом. Все это действительно характерно для эпигонов романтизма.

Разработанный романтиками круг проблем – тема утраченного рая, отчуждения, вины и искупления, мотивы богоборчества, «нигилистического сознания» - оказался долговечнее романтической поэтики. Эти проблемы сохраняют значение в позднейшей литературе, причем без осознания преемственности с романтической традицией. Современное литературоведение нередко рассматривает романтизм не только как историческое понятие, но и как универсальную эстетическую категорию. Шарль Бодлер считал «романтическим» всякое «современное искусство», в котором есть «субъективность, духовность, краски, устремленность к бесконечному».

Таким образом, романтизм понимается как вневременная духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям разных эпох.

Немецкий романтизм

Развитие немецкой литературы XIX века происходит в соответствии с развитием европейского литературного процесса. Ведущим направлением первой трети XIX века является романтизм. Факторами, повлиявшими на развитие немецкого романтизма стали, французская революция, политическая раздробленность страны, антинаполеоновское освободительное движение. В отличие от французских романтиков, немецкие, не вступали в конфронтацию с просветителями. Ранние немецкие романтики создали в Германии подлинный культ Гёте. Деятельность романтиков приводит к расцвету отечественной немецкой фольклористики. Все это свидетельствует о том, что немецкий романтизм имел глубокие связи с поздним Просвещением.

В немецком романтизме выделяют 2 периода:

1) ранний (иенский) романтизм

2) поздний (гейдельбергский) романтизм.

Ранний иенский романтизм возникает в конце 18 века в городе Иене. В Иенском университете преподаватели основоположники иенского романтизма братья Шлегели Фридрих и Август Вильгельм, Фихте. Они ведут борьбу со старой рутинерской профессурой. В доме Шлегелей образовался своеобразный центр идеологической оппозиции. В 1797 г. начинают издавать журнал «Атеней», это придает школе резко оппозиционный характер по отношению к современной действительности. Причем иенских романтиков интересовали не общественно-политические, а некоторые идеологические аспекты действительности. К иенской школе примыкали писатель Новалис (псевдоним, настоящее имя Фридрих фон Харденберг), физик Риттер, естествоиспытатель Стеффенс, поэт, писатель Людвиг Тик, философ Шеллинг. Таким образом, иенский романтизм дает пример коллективной жизни в искусстве. Иенские романтики выдвигают тезис об универсальности литературы. Она воспринимается ими как инструмент постижения всеобщих закономерностей в мироздании. Это возможно только при полной творческой интуиции. Иенские романтики выдвигают новый принцип мифологической типизации. С их точки зрения миф – это высший вид поэзии.

В литературе XX века (творчество Т. Манна, Джойса, В. Вулф, Д. Лоуренса) отмечается увлечение мифом, его возрождение. Человека XX века особенно привлекает в мифе то, что в нем неявное выступает на равных правах с действительным.

Романтики отвергают путь буржуазного развития общества. Поиски справедливого антибуржуазного идеала приводит их к идеализации далекого прошлого, как правило, Средневековья. Это прошлое они соотносят с современным общественным развитием. При этом утопический акцент ставится романтиками не на общественной, а на эстетической стороне.

Иенские романтики провозглашают незаинтересованное искусство, которое не имеет задач вне себя. Это стало причиной отказа от гражданской воспитательной миссии искусства. «Незаинтересованное искусство» привело романтиков к сознательному отрыву искусства от общественно-политической жизни страны. В своем творчестве иенцы стремились уйти от изображения реальной конкретно-исторической действительности. Но несмотря на это, в теоретических исканиях романтиков содержатся попытки объективного отражения действительности. Именно иенские романтики внесли весомый вклад в разработку теории романа. Они предугадали бурный расцвет романа в XIX веке. Обращение к раскрытию внутреннего богатства человека, субъективный психологизм романтиков подготовило реалистическую разработку характеров.

Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году иенская группа прекращает свое существование.

Поздний (гейдельбергский) романтизм.

Поздние романтики продолжают романтическую традицию, заложенную иенскими романтиками. На развитие позднего романтизма большое влияние оказала антинаполеоновская освободительная борьба 1806-1813 гг.

Название период получил от университетского города Гейдельберг. Кружок романтиков в Гейдельберге существовал в 1805-1809 гг., но школа поздних романтиков активно действовала и в 1810-20-е гг. Теоретические искания, философско-эстетические проблемы ранних романтиков уходят на задний план. Поздний романтизм переходит к конкретному художественному мышлению. В этом отразилась общая тенденция романтизма обращения к объективным явлениям действительности. В круг гейдельбергских романтиков входили Клеменс Брентано, Ахим фон Арним, братья Якоб и Вильгельм Гримм, Эйхендорф. Печатным органом гейдельбергских романтиков становится «Газета для отшельника».

Центральным акцентом поздних романтиков становится национальная немецкая традиция. Это было связано с патриотическим подъемом национального самосознания немцев в борьбе с иноземной оккупацией. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру. Гейдельбергские романтики видели свой идеал в прошлом, в народном немецком творчестве, в патриархально-христианских устоях жизни. Так, Арним в противовес роману Шлегеля «Люцинда» (1799) с проповедованием культа свободной чувственности, создает роман «Бедность, богатство, вина и покаяние герцогини Долорес» (1810), в котором подчеркивает религиозный смысл брака.

Основное достижение гейдельбергских романтиков – это собрание фольклорных текстов: собрание немецких песен «Волшебный рог мальчика» 1806-1808 Арнима и Брентано, «Семейные народные книги» Герреса 1807, «Детские и домашние сказки» 1812-1814, «Немецкие предания» 1816-1818 братьев Гримм. Опираясь на народную песенную традицию немецкая лирика переживает обновление и расцвет (творчество Брентано, Мюллера, Эйхендорфа, Гейне, Шамиссо).

Людвиг Тик блестяще развивает в раннем творчестве традиции немецкой новеллистики. Браться Гримм создают мифологическую школу в литературоведении. В целом филологическая деятельность гейдельбергских романтиков закладывает основы немецкой фольклористики и медеевистики, способствует росту национального патриотизма в преддверии освободительных антинаполеоновских войн.

Вместе с тем, национальная ориентация нередко влекла за собой националистические тенденции, идеализацию феодальных пережитков, идею своеобразной феодально-патриархальной народности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...