Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая драма «Михаэль Кольхаас» (1810)




Историческая драма «Михаэль Кольхаас» (1810)

Клейст показывает события в Германии времен Реставрации. Сюжет заимствован из старой хроники 14 века. Народ просыпается от проповедей Лютера, у него проявляется стремление к личной свободе. Михаэль Кольхаас – историческая личность, автор сохраняет его подлинную судьбу. Клейст хочет показать как меняется личность под влиянием оскорбленного чувства чести. Михаэль был удачным торговцем и порядочным семьянином. Происходит неприятная история, когда юнкер Венцель фон Тронка заморив двух его лошадей, унижает его. Не найдя справедливости, Михаэль поднимает народное восстание. Справедливость, которой он добивается, становится новым издевательством. Власть возвращает ему лошадей, но его приговаривают к смертной казни. Тогда Михаэль становится главарем шайки, они грабят и убивают. Михаэль провозглашает себя наместником архангела Михаила. Он якобы сходит с небес, чтобы огнем и мечом покарать мир, погрязший в грехе и коварстве.

Возникает традиционная для Клейста проблема непознаваемости человеческой натуры. Честный, добрый Кольхаас становится жестоким убийцей. Он не щадит ни стариков, ни детей из рода Тронков. В этом проявляется авторская концепция мира, в котором жестокость – основной закон существования.

Клейст был выразителем трагического мировосприятия своего времени. Его трагедии показывают несовместимость высоких нравственных идеалов и мира, в котором царит недоверие к человеку и грубый произвол. В его произведениях звучит постоянное сомнение в человеке, который способен на неожиданные и необъяснимые действия.

Клеменс Брентано (1778-1842)

Блестящий поэт-лирик. Наполовину итальянец, был очень артистичен, темпераментен в творчестве. Вместе с тем, ему удалось проникнуть в сущность немецкой души. С детства был окружен очень талантливыми женщинами (мать бабушка). Жена Софии была знакома с великими писателями того времени, в частности, с Шиллером. Сестра Брентано стала автором талантливых произведений.

Жизнь Брентано складывалась достаточно трагично. Его жена была намного старше его, их брак продлился 3 года, семейные неудачи усугублялись творчкескими. Брентано называл Ахима фон Арнима братом своего сердца, позднее тот женится на сестре Брентано – Беттине. Поэты вместе много путешествуют, собирают немецкий фольклор. После кризиса в 1818 г. Брентано порывает с окружающим миром, бросает дом и уходит в монастырь до самой смерти. Поводом к этому послужил случайный разговор со знакомым, тот записал видения ясновидящей монахини. Брентано создает 2 произведения на религиозную тему: «Страдания Господа нашего Иисуса Христа», «Жизнь девы Марии». Еще одним поводом к уходу от жизни была влюбленность в Луизу Гензель. Она ответила ему отказом и посоветовала уйти в монастырь. С 1818 г. Брентано как поэт умирает.

Заслугой Брентано является то, что он обогатил немецкую поэзию элементами фольклора. Романтическая реформа немецкого стиха Брентано лишила немецкую поэзию широты общественного содержания, философской насыщенности. Но вместе с тем, она стала проще, демократичнее, доступной широкому кругу читателей, в ней усиливается национальная ориентация.

Брентано – типично романтический поэт. Он исключительно субъективен, его стихи носят глубоко личностный характер. Вся его ранняя лирика любовная. Так же как и общественные отношения, любовь лишена гармонии. Она носит в себе радость и страдание, возлюбленная изменчива и непостоянна. В дальнейшем Брентано отходит от иенского романтизма, начинает больше исповедовать приемы национального немецкого фольклора. Так в духе народной традиции написана баллада «Лорелей». Она не имеет прямого источника в народной поэзии. Но она породила самостоятельную романтическую легенду, которая органически вписалась в национальную немецкую культуру. На основе сюжета этой баллады был написан поэтический шедевр европейского романтизма «Лорелея» Гейне.

Основной темой баллады Брентано делает тему загадки женской красоты, которая воспринимается как колдовство. Несчастье этой красоты в том, что она имеет телесное воплощение. Ведущей темой становится тема физического желания, никого не волнует душевное состояние героини Лорелей. Несчастная любовь превращает Лорелей в колдунью. Брентано прекрасно показывает психологическое состояние героини.

Поэма «Роман о розах» (1803-1812)

Мотив поэмы Брентано берет из итальянской хроники 16 века. Сюжет – генеалогическая история семьи, в центре поэмы судьбы 3 девушек: 1) Роза Роза, 2) Роза Дора, 3) Роза Бианка. Все они дочери грешного художника, который совратил монахиню. Ее портрет он писал в монастыре. У художника есть 3 законных сына: старший Якопоне – юрист, средний Мимор – художник, младший Пьетро – садовник. Они влюблены в этих девушек. На первый план в поэме выходит тема инцеста. По мнению Брентано, в мире, в котором господствует первородный грех, все, что связано с телом греховно. Восстановить гармонию могут только божественные силы. Единственный выход для человека – порвать с миром.

Брентано был также блестящим прозаиком, одна из лучших новелл «Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль». Повествование ведется от первого лица 80-летней женщины. Рассказывается история об улане и о пригожей Аннерль, которая считалась его невестой. Брентано пытаясь найти идеал, обращается к крестьянской тематике, изображению ярких национальных характеров. Главными для них являются понятие чести. Касперль поканчивает с жизнью, когда узнает, что его отец и дядя разбойники и воры. Аннерль работает в богатом доме, ее соблазняет хозяин дворянин. Она убивает незаконнорожденного младенца. На суде из гордости она отказывается называть имя соблазнителя. Касперль и Аннерль умирают в один день, и им ставят один памятник. Для новеллы характерен прекрасный язык рассказчицы, он отлично передает особенности крестьянской речи.

Брентано вошел в немецкую романтическую лирику не только как поэт-романтик, но и как собиратель немецких народных песен. Вместе со своим другом Арнимом, Брентано отдал много сил собиранию немецкого фольклора. Они являются авторами сборника народных стихов, песен и баллад «Волшебный рог мальчика» (1806-1808). В него вошли материалы 16-18 веков, кроме фольклорных произведений в сборник вошли стихотворения известных немецких поэтов той поры, целый ряд оригинальных стихотворений самого Брентано.

 «Волшебный рог мальчика» не был сборником строгой научной фольклористики. Его основной целью было дать читателю представление о достоинстве сознания немецкого народа. Сборник вышел в то время, когда вопрос о национальном единстве Германии был самым важным и актуальным. В подборе песен «Волшебного рога мальчика» вполне ощутима определенная предвзятость. В сборнике совершенно приглушен дух антифеодального протеста, только немногие произведения содержат подобные интонации. Наоборот, составители утверждают феодальную мораль и законность. Всех, кто отваживается выразить протест против вышестоящих и власть имущих, ожидает жестокая кара.

В сборнике бросается в глаза обилие духовных песен. Примерно такое же количество солдатских песен и песен с военной тематикой. Это отражает историческое положение Германии того времени и современную военно-политическую ситуацию. Во многих военных песнях звучат патриотические интонации («Песня битвы»), в некоторых военных песнях идеализируется откровенный военный разбой («Старый ландскнехт»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...