Новалис (настоящее имя Фридрих фон Харденберг, 1772-1801)
Самый одаренный в иенском кружке художник, оригинальный и глубокий мыслитель. Новалис стал наиболее характерным и ярким выразителем эстетико-философской системы иенских романтиков. Его личность овеяна ореолом таинственности, он человек-миф. Умер очень рано от туберкулеза. Через всю жизнь пронес любовь к девушке Софии, она умерла в возрасте 15 лет. Именно в Софии он нашел так называемую «поэзию утреннего часа», столь ценную для романтиков детскость. Для романтиков характерен культ ребенка, детства. Детство это особая пора жизни человека. Дети умны сами по себе, они прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров, решают то, что недоступно взрослым. Он выбирает себе псевдоним «Новалис», что означает «возделыватель целины». По образованию он был горным инженером, ему было присуще необыкновенное, изощренное восприятие цвета. Его творчество представляет синтез духовности и практики. На основе теории Фихте создает теорию магического идеализма. Она основана на вере в безграничные творческие способности личности. Творческая личность способна активно преобразовывать мир, романтизировать его. Он провозглашает культ художника, творческой личности. Новалис выдвигает понятие «романтизация мира» - совмещения реального с идеальным, возвышение обыденного до божественного. Смысл поэзии Новалис видит в пророчестве, он абсолютизирует искусство, выводит его за рамки рациональности и действительности. Он допускает возможность поэзии, лишенной содержания. Стихотворения могут состоять только из «благозвучных, исполненных красоты слов, но без всякого смысла и связи». Истинная поэзия может быть только большой аллегорией. Весь реальный мир идентифицируется им со сказкой: «Роман не должен иметь никакой цели, он абсолютен в своей самоценности». Поэт – центральная фигура мироздания. Это избранная личность, только ему присуща всепроникающая мудрость, ему доступны все тайны мира. «Поэт понимает природу лучше, чем ученый. Только художник может постигнуть смысл жизни».
В историю немецкой лирики вошел как автор поэтического цикла «Гимны к ночи» (1800). В нем он разрабатывает концепцию жизни и смерти. Автор тяготится земным существованием, стремится к возлюбленной, которая умерла. Оптимизм цикла заключается не в отрицании земного бытия, а в утверждении существования человека и после смерти. Основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800). Роман незакончен, из двух частей вторая только начата. Этот роман часто сравнивают со «Странствиями Штенбальда» Людвига Тика и «Молодыми годами» Гете. Как и у Тика в центре романа личность художника Для главного героя характерно исступленное томление по идеалу. Оба героя путешествуют по дороге жизни. Мотив дороги – это своеобразная метафора жизни. Композиция романа строится как система встреч с разными людьми. В обоих романах присутствует мир истории. Как и у Гете, для героя Новалиса характерен поиск своего места в жизни. Авторов интересует духовный рост человека, рост изнутри. Роман Новалиса аллегоричен. Один из главных образов романа – голубой цветок – символ блаженной страны, который наполняет героя томлением. Это заставляет героя выйти в мир и найти свое призвание художника-поэта-миннеезингера. Когда герой находится в пути он вне времени, в вечности. По дороге жизни герой путешествует не только в будущее, но и в прошлое. Каждый персонаж, встречающийся на пути, рассказывает герою свою историю. Каждому герою дана своя песня, они философствуют о различных высших субстанциях. Генрих, таким образом, обретает жизненный опыт и благодаря общению с людьми становится поэтом. Но поэтическое видение ему было присуще изначально. Поэт, по Навалису, занимается самым высоким видом деятельности, он подобен Богу. В романе очень много христианской символики. Но Новалис не является христианским писателем, он пишет не о мире Бога, а о мире человека, который наделен функциями Бога.
Новалис рисует мир гармонии, реальности, который возникает из хаоса. Пространство романа сверхроводимо, все встречи мгновенны, происходит расщепление предметов и явлений. Мир очень легко трансформируется из одного состояния в другое. Это объединяет мир человека с миром природы. Роман Новалиса – это классическое произведение романтической литературы. В нем звучит идея стремления к туманному и неопределенному романтическому идеалу. Этот идеал символизируется в образе «голубого цветка», этот символ сливается с идеальной возлюбленной Матильдой. Но идеал это не только любовь. Идеал – это тот путь познания, через который должен пройти герой Новалиса. Роман незавершен в силу концепции Новалиса – нет конечности творчеству. Это форма, которая растет как цветок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|