Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избирательные системы и их виды




В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и др. Совокупность этих общественных отношений, связанных с порядком избрания представительных органов власти, и называется избирательной системой в широком смысле.

В большинстве стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов, т.е. трактуют это понятие в узком смысле. В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, как закон определяет большинство голосов, выделяются: 1) система относительного большинства – побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники; 2) система абсолютного большинства – для победы необходимо абсолютное большинство голосов; 3) система квалифицированного большинства – требуется квалифицированное большинство (в 2/3,3/4 и др.)

Самой распространенной является мажоритарная система относительного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от кандидатов для его победы набрать установленный минимум голосов. Однако если кандидатов много, то голоса избирателей распределяются между ними, что искажает их истинную волю. При этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если число кандидатов больше 20%, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов.

При данной системе в России не устанавливается порог явки избирателей, т.е. считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Недостатком данной системы является то, что не учитывается мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в совокупности сумма голосов, отданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, отданных за победившего кандидата.10

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как законом определяет большинство голосов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от поданных действительных голосов. На выборах Президента РФ побеждает тот кандидат, который получил более половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании. В отличии от мажоритарной системы относительного большинства данная система предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного большинства голосов, то проводится второй. Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (по такой схеме проходят выборы Президента РФ). Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Так, на выборах Президента РФ

____________________

10 См.: Анисимов Л.Н. Конституционное право России. - Учебное пособие -2006. С.103

обязательный процент явки составляет 50% от числа избирателей, включенных в списки для голосования.

Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы по сравнению с относительной мажоритарной является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избирателей.

Каждая партия предлагает избирателю свой так называемый партийный список, в котором перечислены кандидаты в порядке очередности на замещение мест в парламенте. Однако избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за весь список.

Если партийный список соберет голоса, необходимый только для получения одного депутатского места, то его получит кандидат, стоящий в списке на первом месте, чаще всего им будет партийный лидер. Если поданных за партию голосов будет больше, то в число депутатов могут попасть претенденты, находящиеся ниже по списку.

Для того чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы не зачисленного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт», согласно которому партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. 11

 

____________________

11 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное правоРоссийской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.-С.172-174

 

Глава 2. Основные стадии избирательного процесса

Назначение выборов

Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов.

Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:

1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Такие сроки могут устанавливаться различным образом. Возможно установление твердой даты проведения выборов (например, выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области проводятся в последнее воскресенье марта того года, в котором истекают полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва). Срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (например, днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В региональном законодательстве содержится также такой способ установления срока проведения выборов, когда определяется период (интервал) между датой назначения выборов и датой голосования.

В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого

прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;

2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления;

3) голосование может быть назначено только на календарный выходной (но не праздничный) день;

4) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лица) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении выборным органом или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий - не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов;

5) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

6) в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей этим федеральным законам.12

____________________

12 См.: Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.С.102

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...