Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.




Анализ федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о выборах, принимаемых в Российской Федерации, свидетельствует о том, что они не только закрепляют права избирателей, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах, но и определяют основные гарантии реализации этих прав, выражающиеся в правовом, организационном, информационном и ином их обеспечении.

Среди этих гарантий важнейшее место занимает право избирателей на обжалование нарушений их прав и установление государством ответственности за нарушение избирательных прав.26

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что избиратели вправе обращаться в суд с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права.27

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий – в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий – в районные суды. _____________________

26 См.: Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. – М.: Книжный, мир, 2006.С.268

27 См.: ст.63. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы избирателями в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов).

В случае если вышестоящая избирательная комиссия отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, – в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Вышестоящая избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение по существу жалобы. Предварительное обращение в эти комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения избирателя с аналогичной жалобой в избирательную комиссию она приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе.

Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.28

 

Согласно этой статье лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным; использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; принуждающие избирателей или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей; осуществляющие подкуп избирателей; своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей) перед направлением указанных сведений в соответствующие территориальные избирательные комиссии; распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов; нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов; нарушающие правила проведения предвыборной агитации. 29

____________________

28 См.: ст.75 Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

29 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное правоРоссийской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.С.190

Заключение

Избирательное право - один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов в жизни общества.

Опыт проведения президентских и парламентских избирательных кампаний определил необходимость политики правового реформирования российской избирательной системы на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Причин тому несколько: несовершенство современного российского избирательного законодательства; недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы; противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам. А ведь состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегда влияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильность государственной власти. На современном этапе развития избирательного законодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательных инициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным и приоритетным.

Немало избирательных споров порождает и недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Многие споры просто не возникли бы, если бы некоторые кандидаты лучше разбирались в избирательном законодательстве. Низкая правовая культура участников избирательного процесса в определенной степени обусловлена тем, что избирательные правоотношения в России находятся на стадии становления. Им пока не достает зрелости, они еще не успели достаточно прочно сформироваться. Поэтому повышение правовой культуры участников избирательного процесса позволит гармонизировать избирательные правоотношения, что сократит количество спорных, конфликтных ситуаций.

Другой немаловажной проблемой является постоянные нарушения в избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов и другие.

Проанализировав проблемы современного российского избирательного права, стоит отметить необходимость дальнейшего реформирования избирательной системы России. Однако несомненно, что подходить к реформированию избирательных отношений необходимо максимально обдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные эмпирическим путем тенденции демократического развертывания российской избирательной системы, избегая «революционных» скачков в развитии электорального законодательства. В развитии правовой культуры населения огромную роль играют средства массовой информации, которым необходимо постоянно включать в свою работу ролики и передачи, разъясняющие важность избирательного права по отношению к каждому гражданину. Кроме того следует улучшить работу правоохранительных органов, путем совершенствования подзаконных актов контролирующих ведомств этих органов.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что реализация избирательных прав граждан сопряжена с рядом трудностей политического, социально-экономического, юридического характера. Объективной реальностью стало появление новых, часто скрытых и трудно преодолеваемых нарушений этих прав, которые выражаются как в их умалении, так и в создании препятствий для их использования, невыполнении конституционных и законодательно установленных обязанностей, корреспондирующих избирательным правам. Реализация гражданами РФ своих избирательных прав является опорой законности выборов в Российской Федерации.

Знание своих прав, способность их реализовать, при необходимости защищать и отстаивать являются составляющей принципов равного и прямого голосования. Необходимо осознавать степень значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти.

Одними из основных задач правовой политики сегодня являются дальнейшая демократизация действующей избирательной системы России и определение путей ее совершенствования в целях обеспечения наиболее полной реализации и защиты избирательных прав граждан и, в конечном итоге, власти всего народа.

 

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. ч.3 ст. 32(Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008)

2. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

3. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Рос. газ. - 16 январь 2003.

4. Федеральный закон РФ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». СЗ РФ. - 2002. - №51.

Использованная литература:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007.

2. Анисимов Л.Н. Конституционное право России. - Учебное пособие -2006.- 168с.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. – 784 с.

4. Боер А. А., Е. И. Сергеева, А. А. Смоляков Конституционное право России (учебное пособие) С-Петербург, 2007. -56с.

5. Болдырев, С. Н. Избирательные технологии в политике как средство юридической техники.Гуманитар. и соц.-экон. науки. 2010. № 4. –С.356.

6. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТ, 2005.

7. Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 864 с

8. Ерыгин А.А., Корнев В.Н., Федулов В.И. Избирательное право России: Учебное пособие. - Белгород: ООНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2004. -182 с.

9. Иванченко А.В. «Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика». – М.: Изд-во «Весь мир», 1996.

10. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М.: Изд-во НОРМА, 2003г. С.816.

11. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е.изд.-М.: Юристъ,2003.С.360

12. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное правоРоссийской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.

13. Конституционное право: Учебник, отв.ред. Козлов А.Е.,М., 1996.

14. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. – М.: Книжный, мир, 2006.С

15. Панкратов В. Основы избирательного права и основной закон страны. Российская юстиция. 2003. № 12.

16. Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.С.102

17. Руденко В. Право на участие в референдуме: тенденции развития современного российского законодательства. Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 3. - С. 145-152.

18. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.С.297

19. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.

20. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие.- М.:ИНФА-М,2003.-С.245-246

 


[1] См.: Конституционное право: Учебник, отв.ред. Козлов А.Е.,М., 1996.С.272

 

[17] См.:Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное правоРоссийской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.С.176

[18] См.: п.30 ст.2 Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

[19] См.: п.21 ст.2 Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федераци, от 12 июня 2002, N 67-ФЗ

[23] См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное правоРоссийской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.С. 181

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...