Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

24. Действительность бытия злых духов




24. Действительность бытия злых духов

Из Книги Бытия (гл. 1) известно, что все творение хорошо весьма. Это есть надвременная характеристика всего творения: творение вышло из рук Божиих, и поэтому оно – благо. В таком случае возникает вопрос: откуда же в мире зло?

Действительно, и с точки зрения христианского учения зло не может иметь места среди тварных сущностей. По свидетельству свв. отцов, злые духи также были сотворены благими (преп. Иоанн Дамаскин). Однако духовный опыт человечества, в особенности христианский опыт, однозначно свидетельствует, что зло имеет свою собственную активность.

Ответ на вопрос о природе зла дает Сам Господь Иисус Христос. Молитва Господня («Отче наш») заканчивается прошением «избави нас от лукаваго». Лукавый не есть нечто, некоторая сущность, – это некто, некоторая личность. Поэтому, с христианской точки зрения, зло состояние воли разумного существа, ложно направленной по отношению к Богу. Священное Писание не оставляет нам никаких сомнений в том, что злые духи существуют в действительности. Это не просто образы, в которых персонифицируется безличное зло. В главе 3 Книги Бытия повествуется об искушении прародителей; в Книге Левит (гл. 16) говорится (по чтению масоретского текста) о злом духе Азазеле; во Втор. 32 о языческих жертвах говорится как о жертвах, приносимых бесам. Сам Господь Иисус Христос в Своих поучениях говорит о демонах как о реальных существах, изгоняет их и повелевает ими.

Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, не хаотичен, он имеет четкую организацию. Священное Писание говорит о мире злых духов как о царстве (см.: Мф. 12: 26). Единоличным главою этого царства является некоторый дух, который в Священном Писании имеет несколько наименований: сатана (см.: Мф. 12), диавол, веельзевул. Именуется он также древним змием (Откр. 12: 9), драконом (Откр. 12: 3–4). Господь Иисус Христос называет его князем мира сего (Ин. 12: 31). Это наименование указывает на то, что наш падший мир, в силу греховной плененности людей, находится в значительной степени во власти этого духа. Ап. Павел по этой же причине называет его богом века сего (2Кор. 4: 4) и князем, господствующим в воздухе (Еф. 2: 2). Крайняя враждебность мира падших духов и его главы по отношению к Богу выражается в словах Христа, Который главу этого царства прямо называет врагом (Мф. 13: 24–25).

25. Падение злых духов

Подробности падения части ангельского мира не имеют непосредственного отношения к делу нашего спасения. Поэтому Писание ограничивается лишь некоторыми общими указаниями, вполне достаточными, чтобы увериться в том, что первоначально эти духи были существами добрыми, а затем по собственной воле отпали от Бога. Господь Иисус Христос свидетельствует, что Он видел сатану, спадшего с неба, как молния (Лк. 10: 18). Падение части ангелов совершилось не одновременно, сначала, согласно отцам Церкви, пал один – главный, а потом увлек за собой прочих. Именно диавол является начальником зла и греха в мире. Говоря о падении сатаны, или денницы (одно из наименований этого злого духа), преп. Иоанн Дамаскин замечает, что «за ним последовало и вместе пало бесконечное множество подчиненных ему ангелов».

Существует два святоотеческих мнения относительно изначального иерархического статуса денницы.

Согласно первому мнению, начальник зла в мире был высшим из всех бесплотных духов. Свят. Григорий Богослов называет его «первейшим из небесных светов», «первым светоносцем». Согласно второму мнению, это был «ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли».

Придерживавшиеся первого из вышеуказанных мнений, как правило, считали, что сущность падения ангелов есть гордость, ибо, согласно Сир. 10: 15, начало греха – гордость (ср.: 1Тим. 3: 6). Свят. Григорий Богослов писал, что денница «по гордости своей утратил свет и славу», «возмечтал о царственной чести великого Бога... и захотев быть богом, весь стал тьмою». Разделявшие вторую точку зрения обычно указывали на то, что сущностью падения является зависть, согласно словам Прем. 2: 24: завистию диавола вошла в мир смерть. Например, по мысли свят. Василия Великого, диавол согрешил из зависти к человеку, удостоившемуся от Бога особой чести.

Однако жесткой зависимости между мнением об изначальном месте диавола в ангельской иерархии и сущностью его падения у свв. отцов нет. Блаж. Августин считал, что гордость есть причина зависти, «поскольку гордость есть любовь к собственному превосходству, а зависть – отвращение к чужому благополучию... от гордости каждый бывает завистлив».

На основании Священного Писания возможно дать следующее определение злых духов, или падших ангелов: это личностные, т. е. свободно-разумные, бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру мир, однако зависимый от Бога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...