Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания к документу. Вопросы и задания к документу . Утерянные победы (отрывок). 2. Раскройте цели, которые гитлеровское руководство преследовало в отношении славянских народов. Какая теория служила им для «оправдания» этих целей?




Вопросы и задания к документу

 

1. Опираясь на документ, попробуйте спрогнозировать, какие возможные последствия для Донбасса имел план «Ост» в случае его осуществления.

 

2. Раскройте цели, которые гитлеровское руководство преследовало в отношении славянских народов. Какая теория служила им для «оправдания» этих целей?

 

Документ 2

 

Утерянные победы (отрывок)

 

«Донбасс играл существенную роль в оперативных замыслах Гитлера. Он считал, что от владения этой территорией, расположенной между Азовским морем, низовьями Донца и простирающейся на запад примерно до линии Мариуполь (ныне Жданов) – Красноармейск – Изюм, будет зависеть исход войны. С одной стороны, Гитлер утверждал, что без запасов угля этого района мы не сможем выдержать войны в экономическом отношении. С другой стороны, по его мнению, потеря этого угля Советами явилась бы решающим ударом по их стратегии. Донецкий уголь, как считал Гитлер, был единственным коксующимся углем (по крайней мере, в европейской части России). Потеря этого угля рано или поздно парализовала бы производство танков и боеприпасов в Советском Союзе».

 

Из книги гитлеровского фельдмаршала фон Манштейна Вопросы и задания к документу

1. Почему Донбассу в захватнических планах гитлеровцев отводилась роль «Восточного Рура»?

 

 


Документ 3

 

Объявление фашистского командования о введении «нового порядка» на временно оккупированной территории, 26 октября 1941 г.

 

«1. Каждый житель обязан немедленно сообщать ближайшему германскому управлению или старосте о чужих гражданских лицах или советских бойцах, пребывающих в селении или поблизости него.

 

2. Подвергается расстрелу каждый, кто принимает к себе на квартиру и снабжает продуктами или одеждой чужое лицо. Равным образом будет расстрелян тот, кто не исполняет указанного под цифрой 1 приказа об обязательном донесении.

3. Лица, имеющие у себя на дому германское или советское оружие, предметы снаряжения, военные формы и знающие, где такие предметы находятся, обязаны сообщать об этом ближайшему германскому управлению в течение одной недели после опубликования настоящего объявления. Тот, у кого обнаруживается по истечении этого срока оружие, предметы снаряжения, военные формы и т. п. или знающие, кто будет покупать, менять, скрывать и не сообщать об укрытии таких предметов, подвергается расстрелу.

4. Воспрещается разговаривать о численности, вооружении и позициях германских военных частей. Лица, передающие другим лицам сведения такого рода, будут расстреляны.

5. Те, которые будут сообщать о пребывании чужих лиц и сдадут оружие и тому подобное, как и те, которые окажут свое содействие в задержании советских шпионов, вознаграждаются германским главным командованием продуктами, табаком, а при особенно важных сообщениях – наделением землей».

 

Донецкая область в годы Великой Отечественной войны гг. ). Сб. документов и материалов. – С. 79

 

Вопросы и задания к документу

 

1. Перечислите диктуемые немецким командованием основные правила поведения для жителей оккупированных территорий.

2. За какие нарушения «нового порядка» предусматривался расстрел?

 

3. Как чувствовали себя оккупанты в занятых ими сёлах и городах? Можно ли их назвать «хозяевами»?

 

Документ 4

 

Акт о зверствах нацистов в Донецке

 

«7 сентября 1943 г., в 10-11 часов вечера, когда части Красной Армии приближались к городу, к дому подошла группа немцев с требованием оставить дом, так как они будут его сейчас поджигать. Жильцам было предложено спрятаться в сарай, расположенный около дома…

 

Люди, жившие в доме профессуры и прилегающих к нему двух домах, спустились в подвал, их загоняли туда 4 человека с винтовками…

 

После того, как весь подвал был заполнен людьми, находящиеся снаружи военные завалили вход, так что никто не смог выйти, и подожгли входные двери…»

 

Акт о злодеяниях нацистов в городе Краматорске

 

«28 января 1943 г. его с группой в 26 человек немцы вывели к оврагу у Ясногорки иприказали выстроиться в один ряд. Немецкий офицер дал короткую очередь по правофланговому, после чего два немецких солдата стали стрелять в спины и, когда


 


люди падали, вторично произвели выстрелы разрывными пулями в головы. Ворочек был облит кровью соседей, и на шапке его лежали мозги убитого соседа, что дало основание немцам считать Ворочека мертвым. Расстрелы производились и во дворе гестапо, расположенного в центре города…»

 

Акт о злодеяниях фашистов в Мариуполе

 

«< …> B феврале месяце 1943 г., в период панического бегства немцев с Кубани и Дона

 

и ликвидации сталинградской группировки, особенно усилились в городе массовые облавы и расстрелы. Население массами забирали в гестапо. Многих граждан… замучили и расстреляли именно в эти дни…

Только за одну ночь 23 февраля 1943 г. в отделении гестапо было расстреляно 120 человек, а всего за время оккупации было расстреляно, замучено и истреблено несколько десятков тысяч советских граждан. Основным местом, где совершались массовые расстрелы гестаповцами, были противотанковый ров и окопы в районе Агробазы < …> ».

В том же акте говорилось: «В феврале 1943 г. больные и раненые военнопленные в одном белье были вывезены в 18 товарных вагонах в Старо-Крымский тупик и там заморожены. Чтобы население не могло оказать им помощь, на вагонах был нарисован знак черепа и написано: «Не подходить, заразно».

 

Сборник документов и материалов по курсу «История Отечества» (региональный компонент): 5-11 классы /

 

Сост.: Хаталах О. В. – Донецк: Истоки, 2017. – 94 с. – С. 62-64. Вопросы и задания к документу

1. Какие методы насилия применяли гитлеровцы по отношению к гражданскому населению Донбасса?

 

2. Как вы думаете, чем была вызвана особая жестокость нацистов в отношении мирных жителей? Какие цели преследовала политика оккупантов, граничившая с геноцидом?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...