2. Развитие системы образования в Донбассе
2. Развитие системы образования в Донбассе
Большое внимание в этот период государство уделяло вопросам финансирования и развития системы
образования, культуры и
искусства. Затраты на
воспитание и обучение подрастающего поколения в годы «оттепели» составляли около трети всех затрат государства на социальные нужды.
«Хозяйка Бранденбургских ворот», Л. А. Овчаренко вместе со своими учениками. Донецк, 1962 год
Неуклонно продолжало расти количество школ, вузов и техникумов, обучение в которых оставалось бесплатным. В 1950-1960-е годы было построено более 150 новых школ, открыто 24 техникума, начали работать новые вузы. Учащиеся дневного отделения средних специальных заведений и студенты вузов, «хорошисты» и «отличники» получали государственные стипендии. Работающей молодежи были созданы условия для получения среднего образования без отрыва от производства через школы рабочей молодежи. В 1950-е годы их сеть развивалась быстро. В Сталинской и Ворошиловградской областях работала почти четвертая часть таких школ УССР. Функционировали и заочные школы для взрослых. Функционирование специальных учебных заведений непосредственно в Донбассе позволяло максимально эффективно соединять учебу с практикой на производстве. На вечерних и заочных отделениях техникумов и вузов Донбасса учились многие рабочие, получившие среднее образование. Вузы Ворошиловградской области подготовили народному хозяйству за 1951-1960 гг. более 8, 5 тыс., а средние специальные заведения – почти 42, 9 тыс. специалистов. Вузы и техникумы Сталинской области в 1958 г. выпустили 13 тыс. специалистов.
Начинается формирование научной базы Донбасса. В 1960 г. Донецкий индустриальный институт был реорганизован в политехнический институт. В 1959 г. в Донецк из Харькова перевели институт советской торговли. Непрекращал свою работу даже в годы войны Сталинский педагогический институт. На начало 1949-1950 учебного года этот институт имел в своем составе историко-филологический и физико-математический факультеты. На 13 кафедрах института работало 70 преподавателей. В 1950 г. был построен первый учебный корпус, где сейчас располагается филологический факультет, в 1961-1962 учебном году – второй (исторический), а в 1963-1964 гг. – четвертый учебный корпус (физический).
Первый корпус (филологический факультет) Второй корпус (исторический факультет)
3. Культурное пространство Донецкого региона
Донбасс стал стартовой площадкой для многих русских и украинских литераторов XX в. Имена П. Г. Беспощадного, В. Н. Сосюры, Б. Л. Горбатова, В. Н. Собко хорошо известны не только в Донецком крае, но и в Украине, России, Белоруссии. В Донецкой и Ворошиловградской областных организациях писателей работали писатель П. А. Байдебура, поэты Н. А. Рыбалко, В. В. Шутов и другие – всего 150 членов Союза писателей СССР, чьи произведения печатались в Донецке, Киеве, Москве.
ГОРДОСТЬ И СЛАВА ДОНБАССА
Павел Григорьевич Иванов
(псевдоним Павел Беспощадный) (1895-1968)
Русский советский поэт. Автор крылатого выражения: «Донбасс никто не ставил на колени. И никому поставить не дано! ».
Работал шахтёром в Донбассе. Первые стихи опубликовал в 1924 году в газете «Кочегарка» В начале 1950-х годов навсегда вернулся в Горловку. Считался патриархом горловского литературного движения.
Назван «донбасским Бернсом», певцом шахтёрского труда. Его шахтёрские песни уже давно воспринимаются как народные.
В начале 1960-х годов в Донецке работало 17 кинотеатров, в том числе имени Т. Г. Шевченко, «Комсомолец», «Звездочка». В первом после реконструкции стали демонстрировать широкоэкранные кинофильмы, а в панорамном кинотеатре «Кристалл», что в парке им. Щербакова – широкоформатные киноленты.
Здание Донецкого телецентра Донецк, 1962 г.
С конца 1950-х годов на Донбассе стали работать самодеятельные киностудии. Они объединяли увлеченных рабочих, учащуюся молодежь, инженеров, создававших фильмы о своем крае, о друзьях, товарищах, об окружающем мире. В 1960 г. инициативная группа энтузиастов Донецка создала городской киноклуб. Это был первый киноклуб на Украине и третий в СССР (после Москвы и Ленинграда). Их инициатива нашла поддержку официальных лиц, и кинотеатр «Победа» (ныне театр кукол) и Дом культуры им. Октябрьской революции стали базой «Киноклуба – 60».
В 1954 г. Совет Министров СССР принял решение о строительстве в городе Сталино телецентра. Телецентр предназначался для трансляций передач из стадионов, театров, улиц Донецка (с 1961 года) и других городов региона. Под строительство отводилась территория возле Дворца культуры имени Ленина Донецкого металлургического завода.
В канун Дня шахтера 1956 года жители города увидели первую пробную телепередачу. Через 20 лет телецентр уже транслировал цветные передачи.
В 1955 г. на пересечении бульвара Шевченко и центральной улицы Артема города Донецка был открыт памятник Т. Г. Шевченко (скульпторы М. К. Вронский
и А. А. Олейник, архитектор В. А. Шарапенко).
На фоне позитивных и благоприятных процессов ситуацию в культуре Донецкого региона нельзя характеризовать однозначно. Она была полна противоречий. С одной стороны, по решению региональных властей в 1959 году под предлогом «нехватки средств», был ликвидирован Сталинский областной русский драматический театр им. А. С. Пушкина (создан в 1920 г. в городе Енакиево). В начале 1960-х гг. оказались закрыты Артемовский музыкально-драматический (основан в 1922 г. ) и Чистяковский русский драматический (основан в 1922 г. ) театры. С другой стороны, в этот период в Донецке действовали государственный академический русский театр оперы и балета, областной украинский музыкально-драматический театр им. Артема, в Жданове (Мариуполе) – Донецкий областной русский драматический театр, в Макеевке – Театр юного зрителя. В Ворошиловграде работали два театра – русский драматический и украинский музыкально-драматический. В 1963 г. эти театры были объединены в единый коллектив – областной музыкально-драматический театр с двумя самостоятельными труппами. Это были репертуарные театры.
В их репертуаре были пьесы классиков отечественной литературы и авторов союзных республик. Театральные постановки отличались актуальностью, глубоким раскрытием характера человека труда, современника. Драматический театр впервые инсценировал роман Б. Горбатова «Донбасс», театр оперы и балета работал
Театр оперы и балета. Донецк, 1962 г. над оперой Н. Щербины «Шахтеры». Развивалась студенческая самодеятельность. В 1954 г. в Донецком индустриальном институте возник студенческий эстрадный оркестр. Основателем
и организатором его был Анатолий Чумак. Как утверждали современники, то был настоящий джаз-бэнд, хотя употреблять слово «джаз» тогда не позволялось. Через два года появился еще один студенческий эстрадный оркестр – в Донецком
медицинском институте. Руководил оркестром Александр Фраерман. В начале 1960-х годов появился третий студенческий эстрадный оркестр в институте советской торговли. Все оркестры долго пользовались огромной популярностью у молодежи.
В годы хрущевской оттепели по инициативе неравнодушных граждан стали возникать клубы по интересам. В 1959 г. в Донецке появился городской клуб коллекционеров. Он объединил филателистов, филокартистов, нумизматов, фалеристов. Вскоре филателисты и филокартисты обособились и образовали Донецкое отделение Всесоюзного общества филателистов. Эти клубы периодически устраивали выставки, которые имели немало своих сторонников. Росла сеть клубов, домов и дворцов культуры, кинотеатров, библиотек.
Значительную часть средств выделяло государство на развитие массовой физической культуры и спорта. В 1954 г. в центре Донецка построили самый крупный по тем временам стадион «Локомотив».
Индустриальная база региона и внимание государства обеспечивали прочную материально-техническую основу культуры, а повышение материального уровня жизни жителей нашего края создавало благоприятные условия для роста и удовлетворения их духовных потребностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|