Основные принципы сертификации
Важность сертификации нельзя недооценивать. Как, для потребителей, так и для производителей товаров и услуг - сертификация важное и значительное звено в сфере социального и экономического взаимодействия. Это в полной мере отражают принципы, на которых основана сертификация. Сертификация основана на следующих принципах, установленных законодательством РФ, и обязательных к исполнению: 1.Принцип государственности сертификации, который выражается в обеспечении государственных интересов при оценке безопасности продукции. 2.Принцип добровольности сертификации, основанный на использование сертификации продукции Изготовителем в целях рекламы. 3. Принцип объективности сертификации, который означает независимость от изготовителя и потребителя продукции и услуг. 4. Принцип достоверности сертификации, который устанавливает использование профессиональной испытательной базы при сертифицировании. 5. Принцип сертификации, исключающий разделение продукции и услуг на отечественные и зарубежные. 6. Принцип демократичности сертификации, который предоставляет изготовителю самому выбрать орган сертификации. 7. Принцип, который устанавливает ответственность всех участников процесса сертификации продукции и услуг. 8. Принцип сертификации, который выражается в открытости полученной информации. 9. Принцип многофункциональности использования результатов сертификации продукции. 10. Принцип разнообразия форм и методов проведения сертификации продукции. ВОПРОС № 47: Порядок проведения сертификации. Ответ: Правила проведения сертификации продукции, работ, услуг, систем качества утверждаются Госстандартом России. Например, Правила сертификации работ и услуг в РФ были утверждены Постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17. Сертификация включает следующие основные этапы:
Подача заявки на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации. Рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявку и направляет заявителю решение по ней, содержащее основные условия сертификации. Проверка качества товара, качества выполнения работ и оказания услуг по определенной схеме. Это может быть оценка мастерства исполнителя работ и услуг, оценка процесса выполнения работ и услуг, анализ состояния производства и т.п. Итоги проверки и испытаний отражаются в протоколах. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие. Сертификат соответствия представляет собой документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированных продукции, работ, услуг установленным требованиям. Срок действия сертификата определяется органом по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не может быть более чем три года. Держатель сертификата обязан указывать в документации (техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номер сертификата, срок его действия, выдавший его орган). ВОПРОС № 48: Аккредиция испытательных лабораторий. Ответ:
Требования к испытательным лабораториям: - наличие необходимой компетентности в области подтверждения соответствия; - беспристрастность и независимость от коммерческого, финансового, административного и другого воздействия изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; - не заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении результатов испытаний (инструментального контроля, измерений и т.п.) со стороны заявителя или других заинтересованных сторон; - соответствовать требованиям к менеджменту и техническим требованиям, изложенным в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»; - иметь внедренную систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или иметь сертифицированную систему менеджмента качества на соответствие требованиям указанного стандарта (в случае невыполнения данного требования аттестат аккредитации удостоверяет только техническую компетентность испытательной лаборатории); - наличие сертифицированного персонала. Перечень документов, подаваемых при аккредитации испытательной лаборатории: - заявление; - область аккредитации (на бумажном и электронном носителях); - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (не позднее 3-х месячной давности); - информационная записка о деятельности юридического лица; - копия аттестата аккредитации, выданного в других системах сертификации или органах аккредитации (при наличии); - заявление о независимости от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; - копия сертификата соответствия системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (при наличии); - проект паспорта испытательной лаборатории (на бумажном и электронном носителях) ВОПРОС № 49: Российские схемы сертификации продукции. Ответ: Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам. Схема сертификации это форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям. Другими словами, схема сертификации — это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, процессов, систем качества, производства и перс он ал а.
Схемы сертификации продукции, применяемые в Российской Федерации, определяют «Правила по сертификации. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации (постановление Госстандарта России № 15 от 21 сентября 1994 г., с изменениями от 25 июля 1996 г.). Настоящий документ определил общий подход к проведению процедуры сертификации, который заключается в следующем: • сертификацию продукции проводят органы по сертификации; • номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями; • при сертификации проверяются показатели продукции и используются методы испытаний, позволяющие: а) провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации, происхождение, принадлежность к данной партии и др. Здесь следует отметить, что соответствие технической документации проверяется по показателям назначения и другим основным характеристикам продукции, например, по показателям надежности; б) полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции (это могут быть Федеральные законы Российской Федерации, государственные стандарты, в том числе межгосударственные и международные, различные нормы и правила, например, санитарные, экологические, пожарные, по безопасности и т. п.), а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования. Схемы, применяемые при обязательной сертификации продукции, услуг, работ процессов производства и т. п., определяются соответствующими техническими регламентами. При сертификации используются следующие схемы:
• обеспечивающие доказательства необходимости сертификации, в том числе принятые в международной практике; • учитывающие особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень подтверждения соответствия, материальные возможности заявителя. Следует отметить, что при добровольной сертификации схему сертификации определяет заявитель, он же предлагает ее органу по сертификации. Различные производственные ситуации, характерные свойства изделий, возможность оценки партии изделий испытанием только части изделий из этой партии, различные условия проведения испытаний и способы последующего инспекционного контроля и т. п. вызвали необходимость существования нескольких схем сертификации. ВОПРОС № 50: Российские схемы сертификации работ и услуг. Ответ: Схемы сертификации работ и услуг определяют «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации» (постановление Госстандарта России № 17 от 5 августа 1997 г.), которые устанавливают порядок проведения процедуры сертификации работ и услуг: • подача заявки на сертификацию; • рассмотрение и принятие решения по заявке; • оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям; • принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата; • выдача сертификата соответствия; • инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг. Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям включает в себя: • оценку выполнения работ и оказания услуг; • проверку, испытания результатов работ и услуг. Оценка выполнения работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает в себя: • оценку мастерства исполнителя работ и услуг; • оценку процесса выполнения работ и оказания услуг; • анализ состояния производства; • оценку организации (предприятия) — исполнителя работ и услуг; • оценку системы качества; • рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. Порядок оценки процесса выполнения работ и оказания услуг устанавливают правила сертификации однородных работ и услуг. Итоги оценки отражают в актах. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами. Испытания результатов работ и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и испытаний отражают в протоколах. Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимает орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных работ и услуг, на которые распространяется его действие.
При отрицательных итогах анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более, чем на три года. Правила применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливаются правилами сертификации однородных работ и услуг. Знак соответствия наносится, как правило, на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а также используют в рекламных и печатных изданиях. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают правила сертификации однородных работ и услуг. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ и услуг, общественных объединений потребителей. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ: • анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг; • разработку программы инспекционной проверки; • создание комиссии для проведения инспекционной проверки; • проведение инспекционной проверки; • оформление результатов и принятие решения. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата. В случае несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации осуществляет следующее: • приостанавливает действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия; • информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора; • устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; • проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. Держатель сертификата обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении обязательной сертификации (номере сертификата; сроке его действия; органе, его выдавшем). При возникновении спорных вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородных работ и услуг. Если участник сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке или орган, возглавляющий систему добровольной сертификации. По расчетам экспертов к 2005 г. до 70 % деловой активности переместится в сферу услуг. Конкуренция на этом рынке постоянно усиливается, как из-за расширения видов предлагаемых услуг, тай и по причине постоянного увеличения производителей однотипных услуг. Качество услуги, так же как и качество товара, стало определяющим фактором ее конкурентоспособности. Вот почему сертификация услуг как объективная оценка их качества достаточно широко развита за рубежом. Для любой оценки важно определить критерии. Выбор критерия сертификации услуг — важная и наиболее трудная ступень оценки соответствия услуги. Интересен подход к качеству услуг в Японии, где специалисты по вопросам качества предлагают условно классифицировать параметры качества услуг на основе их значимости для потребителей. В этом случае качество может быть: • внутреннее — качество, которое не находится в поле зрения потребителей (например, техническое обслуживание); • материальное — качество, заметное для потребителя (качество товара, гостиничного обслуживания, ресторанного питания и т. п.);
• нематериальное — качество, видимое потребителем (правдивость рекламы, грамотно оформленная документация, доходчивые инструкции по пользованию, информационное этикетирование и т. п.); • психологическое — качества, такие как например, гостеприимство, вежливость, внимательность и др. Учитывается также и время обслуживания. Подобный подход позволяет более достоверно оценивать соответствие услуги ожиданиям и предпочтениям потребителей и вырабатывать надлежащие критерии для сертификации. К характеристикам, определяющим требования к услугам, относятся: время ожидания, соблюдение сроков исполнения, численность персонала и единиц оборудования и прочие количественные характеристики; степень доверия потребителей, безопасность, вежливость, эстетичность, удобство, гигиеничность и другие качественные характеристики. При проведении сертификации работ и услуг могут применяться несколько схем сертификации (табл. 3.7). ВОПРОС № 51: Правовые основы сертификации. Ответ: Сертификация в Российской Федерации действует и основывается на правовой основе. Госстандартом России принят ряд законов, который регулирует деятельность органов по сертификации. Правовые основы сертификации обеспечивают процессу правомочность и весомость. Многие правовые акты являются общегосударственными. К таким законам относятся "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" и прочие. Таких законопроектов в современном законодательстве содержится более тридцати. Они решают социально-экономические задачи. Следует упомянуть и еще 50 законопроектов, которые были приняты и изданы от лица Правительства. Закон о правах потребителя стал основой для появления других законопроектов для решения вопросов качества продукции и услуг. Все правовые акты содержат в себе достаточно новые принципы, которых необходимо придерживаться. Благодаря этим законам, сегодня качество покупаемых товаров и получаемых услуг находится на более высоком уровне. При этом все правовые акты соответствуют интересам не только потребителей, но и производителей. Потребитель получает высококачественные товар и услуги, а производитель улучшает технологию производства и получает высокие прибыли. ВОПРОС № 52: Использование дополнительной информации в схемах сертификации. Ответ: В схема сертификации, если это не противоречит правилам системы сертификации, могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации. При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают специфику продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и продолжительность производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия относительно качества сертифицируемой продукции, качество используемых комплектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями и т. п. В зависимости от видов сертифицируемой продукции используются следующие дополнительные документы: • протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т. п.); • гигиеническое заключение (гигиенический сертификат); • документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии производства; • сертификат пожарной безопасности (на продукцию); • сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов, тары и упаковки; • зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества поставщика; • сертификаты происхождения; • протоколы испытаний в зарубежных лабораториях; • техническую документацию изготовителя (конструкторскую, технологическую, эксплуатационную и др.). Кроме перечисленных по решению органа по сертификации возможно использование других документов, не вызывающих сомнений в достоверности содержавшейся в них информации. ВОПРОС № 53: Структура процессов сертификации.????? Знак соответствия. Ответ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|