Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модульное построение оценки соответствия




применения. Это объясняется глобальной концепцией по сертификации и аккредитации в Европе.

Директивы ЕС по безопасности продукции предписывают использование определенного модуля для оценки соответствия ее на предприятии-изготовителе. Применение одного из модулей А, В, G, Н или их комбинации служит доказательством правильности оценки показателей безопасности. Если установлено, что продукция отвечает требованиям гармонизированных директив, изготовитель осуществляет ее маркировку специальным знаком.

Модули оценки соответствия охватывают две стадии создания продукции: проектирование и производство. Процедуры, условия применения модулей и их особенности приведены в табл. 3.8.

Каждый из модулей при необходимости может дополняться в зависимости от требований конкретных директив. Декларация изготовителя о соответствии продукции и нанесение знака СЕ по итогам применения модулей не является знаком качества или разрешения входа на рынок. Это лишь гарантия свободной торговли в ЕС.

Главным фактором, определяющим выбор процедуры сертификации в странах ЕС, является обеспечение требуемого уровня безопасности. Однако часто принимают во внимание и другие факторы, а именно:

• характер риска, связанный с тем или иным изделием или с группой изделий. Например, для изделий, обеспечивающих герметичность, могут потребоваться совсем другие процедуры сертификации, чем для сосудов, работающих под давлением;

• инфраструктура отрасли. Например, нет смысла использовать сертификацию, осуществляемую третьей стороной, в отраслях, где нет соответствующей базы;

• характер продукции. Например, испытания готовой продукции, полученной на основе современных технологий (информационный продукт), сопряжены с определенными трудностями. В таких случаях следует применять процедуры сертификации, предусматривающие контроль производства;

• характер производства. Например, не следует применять процедуры оценки, ориентированные на массовое производство, если значительная часть продукции производится малыми сериями, также нецелесообразно в массовом производстве проводить проверку каждого изделия.

Исходя из выше изложенного, модульный подход предусматривает и различные процедуры оценки в зависимости от следующих факторов:

• стадий разработки и изготовления изделия (проектирование, создание опытного образца, производство);

• вида контроля (проверка документации, испытания опытных образцов, обеспечение качества, приемочный контроль и т. п.);

• стороны, осуществляющей контроль (изготовитель или третья сторона).

В странах ЕС установлен единый знак СЕ(Communautes Europeennes), применение которого определено следующими правилами:'

· знак должен свидетельствовать о соответствии продукции основным требованиям директив по безопасности и только им (а не гармонизированным евростандартам) и иметь одинаковую значимость для всех директив;

· на один вид продукции может распространяться несколько директив, и знак СЕпроставляется только при соблюдении требований всех этих директив;

· национальные знаки могут использоваться одновременно со знаком СЕ, если они не обозначают соответствие основным требованиям безопасности. Например, со знаком СЕ могут сочетаться национальные знаки качества или знаки соответствия различным национальным стандартам;

· знак СЕ не подразумевает определенную процедуру оценки соответствия, хотя практика применения модульного подхода показала, что знак присваивается при оценке на производственной стадии;

· в случае привлечения третьей стороны к оценке допускается нанесение ее клейма, знака или печати одновременно со знаком СЕ;

 

знак СЕ свидетельствует о том, что законодательные нормы ЕС гарантируют безопасность;

при отсутствии директив, распространяющихся на определенный вид продукции, маркировка этой продукции знаком СЕ не допускается.

С 1 января 1993 г. в странах ЕС полностью отменен таможенный контроль в рамках ЕС. Товар, оформляемый таможней любой из стран ЕС, впускается (выпускается) ею не конкретно в эту страну, а на таможенную территорию стран ЕС. Все требования к оформлению едины, так же как и едины некоторые ограничения и запреты на ввоз определенных товаров, установленные для всего рынка ЕС в унифицированных требованиях контроля качества и безопасности ввозимых товаров.

ВОПРОС № 58: Штриховое кодирование продукции.

Ответ:

Основным объектом кодирования служит товар и его отличительные свойства: место изготовления, изготовитель, масса, цвет, размер и др. При кодировании наносят цифровой и штриховой ряды. Цифровой код каждого товара уникален. Он не классифицирует товар, а позволяет узнавать его, потому что никакой другой продукт, обращающийся на рынке, в том числе международном, не может иметь такой же код. Наличие кода позволяет потребителям и торгующим организациям при необходимости выявить реквизиты товара и предъявить претензии изготовителю относительно качества и безопасности.

Штриховой код используется для автоматического учёта. Он представляет собой чередование тёмных и светлых полос разной ширины. Информацию несут соотношения ширины полос и их сочетание. При этом ширина полос строго определена. Тёмные полосы называют штрихами, а светлые – пробелами. Штриховой код считывается сканерами, которые, воспринимая штрихи, пробелы и их сочетания, декодируют штриховой код в цифровой с помощью микропроцессорных устройств и осуществляют ввод информации о товаре в компьютеры.

В международной торговле широкое распространение получил код EAN (European Article Numbering), разработанный Международной ассоциацией EAN (JANA, Брюссель). С помощью этой системы кодируется преимущественно ассортимент продовольственных товаров, промышленных товаров полиграфической области и др. (рис.4.2).

Код EAN может быть 8-ми и 13-ти разрядным. Согласно правилам самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины (модуль). Другие штрихи и пробелы могут составлять два или три модуля. Каждая цифра кода представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов.

Код EAN 8 является укороченной модификацией кода EAN 13 и предназначен для товаров, имеющих небольшие размеры, где площадь печати ограничена. Единственной информацией, которую может получить потребитель при визуальном восприятии кода, является наименование страны производителя при наличии перечня. Код страны выдаётся централизованно Международной ассоциацией, при этом ряду стран выделяется диапазон двухразрядных кодов, а некоторым – трёхразрядный. Например, Франция имеет код 30 – 37, код бывшего СССР 460 – 490. При трёхразрядном коде для сохранения общего числа разрядов код предприятия включает четыре разряда вместо пяти.

Коды изготовителя (предприятия) присваивает национальный орган страны централизованно. В РФ это функция Внешнеэкономической ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН, которая присваивает предприятиям регистрационные номера, имеет соответствующие банки данных и является официальным представителем Международной ассоциации EAN.

Код товара составляет непосредственно производитель. Это может быть либо регистрационный номер товара, известный лишь потребителю, либо код, содержащий характеристики товара.

Контрольное число предназначено для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN. В коде имеются центральные и краевые удлинённые штрихи, что облегчает проверку полноты записи.

Оборудованием, необходимым для нанесения штрихового кода, располагает СП «Интерштрихкод», которое выдаёт также сертификат качества штрихового кода. Код размещают на задней стороне упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краёв. Если это невозможно, то код ставят справа на лицевой стороне. На изогнутых поверхностях упаковок код располагают вертикально. Печать наносится чёрным, синим, тёмно - зелёным или тёмно - коричневым цветом.

ВОПРОС № 59: Перспективные задачи развития сертификации.

Ответ:

Как известно, в России сертификация введена в 1992 г., когда был принят Закон РФ «О защите прав потребителей». Именно в этот период российский рынок стали заполнять в огромном количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом России система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну, т. е. реализовать свои защитные функции. Эффект сертификации, который, к сожалению, трудно подсчитать, определяется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов. Например [14], отказ в выдаче всего 350 сертификатов в Ростест—Москва на продукцию стоимостью ПО тыс. руб. позволил, по экспертной оценке, предотвратить травмы, отравления и заболевания не менее 200 тыс. человек.

В ближайшей перспективе сертификация будет развиваться по следующим направлениям.

1. Гармонизация отечественных правил с международными и региональными правилами. Необходимость гармонизации правил вызвана широким. развитием торгового сотрудничества, введением в ЕС обязательного подтверждения соответствия продукции как необходимого условия для допуска товаров на европейский рынок.

В работе по гармонизации необходимо иметь в виду совершенствование законодательного и нормативно-методического обеспечения.

В настоящее время внесены изменения в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». Предстоит решать проблему унификации законов РФ, вводящих обязательную сертификацию. В 1997 г. действовало более 25 законов, предусматривающих обязательную сертификацию различных видов продукции и услуг. Указанные законы не всегда стыкуются между собой, в ряде случаев противоречат друг другу. По мнению экспертов, необходимо ввести законодательную норму, по которой такие законы должны устанавливать: перечни объектов сертификации; наименование федерального органа исполнительной власти, организующего работы по сертификации этих объектов; нормативную базу сертификации; порядок использования, изъятия, утилизации и уничтожения продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не соответствующей требованиям НД по безопасности.

В настоящее время фонд организационно-методических документов в области сертификации в определенной степени сформировался. Происходит его упорядочение путем разделения (как это указывалось в 6.2) на две группы: 1) общероссийские (федеральные) документы; 2) системные документы, применяемые в рамках конкретных систем сертификации (например, «Системы сертификации ГОСТ Р»).

Предстоит большая работа по обеспечению единообразия правил и порядков сертификации однородной продукции в рамках Системы ГОСТ Р. Введение единых требований особенно важно для тех ОС, которые работают по нескольким системам сертификации однородной продукции.

 

2. Совершенствование методов сертификации, в частности совершенствование схем сертификации. Будет продолжено сближение схем российской сертификации с европейской. Уже сделан первый шаг — введены (дополнительно к классическим схемам ИСО) схемы, предусматривающие применение декларации о соответствии, которая как способ доказательства «пронизывает» европейскую систему. По мнению экспертов, очень перспективна сертификация на стадии проектирования (соответствует европейскому модулю В «Проверка типового образца»). Повышение разнообразия схем позволит заявителю выбирать наиболее приемлемую из них как с точки зрения затрат, так и с учетом степени опасности продукции, объемов и характера ее производства, обращения и применения.

3. Обеспечение обратной связи в деятельности сертификации. До сих пор не налажена система сбора информации об эффективности сертификат Такая информация, в частности, должна обеспечивать получение сведений о потенциально опасной продукции со статистическими данными о несчастных случаях, связанных с ее применением.

Вышерассмотренные направления имеют в основном организационно-методический характер.

Рассматриваемые ниже направления имеют главным образом практический характер.

4. Совершенствование инфраструктуры сертификации. Указанное совершенствование будет осуществляться за счет более равномерного распределения и ИЛ по территории России (сейчас они сконцентрированы больше в европейской части страны), расширения сети аккредитованных ИЛ (в России на о ОС в среднем приходится два-три ИЛ, тогда как за рубежом соотношение более рациональное — 1:10). Эта задача особенно актуальна для функционирования системы сертификации пищевых товаров, которые имеют самую крупную инфраструктуру — сеть ОС и ИЛ.

5. Приближение сертификации импортируемой продукции к местонахождению изготовителей и поставщиков. Это позволит разгрузить таможенные органы от работ по организации сертификации и снизит число нарушений правил сертификации, возникающих при большом скоплении импортируемой продукции на таможне.

6. Расширение участия России в международных системах сертификации и международная аккредитация отечественных ИЛ и сертификационных центров. Это будет способствовать признанию отечественных сертификатов за рубежом и расширит международную торговлю.

7. Расширение практики сертификации систем качества. К 1998 г. в стране сложилась развитая система сертификации систем качества: достаточно полная нормативная база сертификации и аккредитации; 18 ОС, аккредитованных в области сертификации СК; система подготовки и аттестации экспертов по ССК. Однако тяжелое положение в экономике страны сдерживает ССК. Многим предприятиям, осознавшим необходимость ССК как условие выживания, трудно сразу преодолеть эту планку. Поэтому проблему ССК они решают в два этапа: сначала подготавливают и сертифицируют свои производства (при которой проверяется 10 элементов качества), а затем (через год-полтора целенаправленной работы) сертифицируют СК (при которой проверяется 16—20 элементов). Если в 1997 г. в стране прошли ССК не более 30 предприятий, то сертификатов на производство было выдано более 100. Улучшение экономического состояния предприятий в сочетании с побудительными мотивами ССК (рассмотренными в разделе 9) подтолкнет процесс развития ССК.

ВОПРОС № 60: Международная сертификация. Деятельность ИСО в области сертификации.

Ответ:

Основная деятельность ИСО по сертификации — это организационно-методическое обеспечение. До 1985 г. этими вопросами занимался Комитет сертификации (СЕРТИКО), а в 1985 г. в связи с расширением его области деятельности он был переименован в Комитет по качеству и сертификации (КАСКО).

Основным итогом работы СЕРТИКО было издание материалов специального исследования "Сертификация. Принципы и практика". Этим фактом было закреплено возрастание роли сертификации в международной торговле. Единые организационно-методические документы по сертификации, которые разработаны и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации процедуры сертификации, что в свою очередь делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют.

В работе КАСКО участвуют около 50 стран. Россию представляет Госстандарт РФ, около 20 стран состоят наблюдателями. Основные направления деятельности Комитета:

• изучение методов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества установленным требованиям в различных странах;

• подготовка руководств по испытаниям, инспекционному контролю и сертификации продукции, процессов, служб, а также по деятельности и оценке испытательных лабораторий, органов по сертификации и систем обеспечения качества;

• содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, контроль, сертификацию, системы качества и др.

В 1987 г. Технический комитет ИСО, обобщив национальный опыт многих стран, опубликовал серию стандартов ИСО 9000, новое, дополненное, их издание вышло в 1994г.

В области сертификации ИСО сотрудничает с МЭК, о чем говорят многие совместные руководства.

В области сертификации ИСО занимается исключительно методологическими проблемами, в то время как МЭК разработала международные системы сертификации и разрабатывает стандарты, в частности, по безопасности, которые применяются как нормативная база при испытаниях и сертификации соответствующей продукции. Общим в деятельности ИСО и МЭК является направленность на содействие заключению дву- и многосторонних соглашений о взаимном признании в целях развития международной торговли. На основании созданных ими принципов гармонизация национальных систем сертификации может быть достигнута двумя путями: присоединением страны к международным системам сертификации МЭК либо широким использованием единых организационно-методических принципов сертификации, предлагаемых ИСО.

Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК (МЭКСЭ)

Идея создания международной системы сертификации электротехнических изделий возникла еще в 1926 г.: представители Германии, Швеции, Норвегии и Голландии организовали первое международное совещание по созданию международной организации, которая должна разрабатывать требования к безопасности изделий электротехнических производств и правила их приемки.

Пройдя через немалое количество организационных этапов, сформировалась современная международная система: система МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности — МЭКСЭ, созданная в 1985 г. и объединяющая 34 страны.

Цель системы — содействие международной торговле электрооборудованием, эксплуатация которого осуществляется обычными потребителями, а не специалистами в области электротехники. К такого рода продукции относятся многочисленные виды электробытовых (электронных и электротехнических) изделий: бытовое электрооборудование, сетевая электронная аппаратура, светотехнические товары, медицинская электроаппаратура, электронно-вычислительная техника, электрооборудование офисов и предприятий и многое другое. Сертификация таких изделий на безопасность почти во всех странах мира предусмотрена законодательными положениями по защите прав потребителей.

Актуальной проблемой сертификации в данной области остается признание российских сертификатов странами-участницами МЭКСЭ. Не решена задача географического распределения испытательных лабораторий, из которых примерно половина сосредоточена в Москве и Московской области, в других регионах лишь единицы.

ВОПРОС № 61: Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации

Ответ:

На международном уровне в областях взаимного признания и аккредитации испытательных организаций страны сотрудничают в рамках Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК)., которая была впервые созвана в 1977 г. (Копенгаген, Дания).

ИЛАК не является международной организацией со всеми соответствующими характеристиками - Уставом, Правилами процедуры, постоянным Секретариатом, бюджетом и т.п., а представляет собой международный форум, в работе которого принимают участие специалисты отдельных стран и международные организации, поставившие своей целью обмен информацией и опытом по юридическим и техническим аспектам, возникающим при взаимном признании результатов испытаний продукции, являющейся предметов международной торговли.

Целью создания ИЛАК явилось также стремление обобщить данные о действующих международных соглашениях о взаимном признании национальных систем аккредитации испытательных лабораторий, результатов испытаний продукции и других данных о качестве продукции.

Большая работа проводится в ИЛАК по подготовке информации о действующих в странах системах аккредитации лабораторий. В 1981 г. был издан первый Указатель национальных систем аккредитации, включающий информацию о 30 странах. Указатель периодически переиздают, включая в него информацию не только по системам аккредитации, но и по самим испытательным лабораториям, аккредитованным в рамках национальных систем.

В 1983 г. ИЛАК предложила типовое международное соглашение по взаимному признанию национальных систем аккредитации. Принятие такого документа было крайне полезно, так как в практической работе по заключению соглашений между компетентными органами стран по взаимному признанию испытаний и аккредитации лабораторий имеются серьезные трудности, связанные с различиями в критериях оценки и аккредитации лабораторий.

Другим важным направлением работы ИЛАК явилась разработка рекомендаций по качеству испытаний, проводимых испытательными лабораториями. С развитием сети независимых испытательных центров и введением систем аккредитации возникла необходимость единообразных методов обеспечения высокого качества проведения испытаний в испытательных лабораториях, которые могли бы быть признаны в других странах.

В 1983 г. ИЛАК был подготовлен первый проект рекомендаций по составлению руководств по качеству для испытательных лабораторий, принятый затем в 1986 г. ИСО и МЭК после доработки как Руководство ИСО/МЭК 49.

Особый интерес представляет заключение национальными органами по аккредитации лабораторий соглашений с другими заинтересованными сторонами (государственными органами, торговыми фирмами, организациями потребителей), имеющих целью взаимное признание результатов испытаний продукции.

Для решения конкретных проблем, связанных с развитием аккредитации и в целях подготовки международных рекомендаций, ИЛАК создала рабочие органы - Целевые группы, в которых участвуют специалисты разных стран. ИЛАК осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с международными организациями по стандартизации ИСО и МЭК. Результаты работы ИЛАК имеют большое практическое значение. Так, рекомендации ИЛАК являются основой для разработки международных документов ЕЭК ООН, ИСО, МЭК, МОЗМ по вопросам сертификации в части согласования международных критериев и правил аккредитации лабораторий и центров, проводящих сер На европейском уровне функционируют различные организации, обеспечивающие реализацию интеграционной политики ЕС. К ним относятся такие организации ИСО, МЭК, CEN, CENELEK, EUROLAB, Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОТС) и многие другие.

Международная организация по стандартизации (ИСО). Деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО) в области сертификации заключается в организационно-методическом обеспечении данной процедуры. При разработке стандартов ИСЛ на продукцию основной акцент делается на установление единых методов испытаний, а также на определение требований к продукции в части ее безопасности для жизни, здоровья людей, охраны окружающей среды, взаимозаменяемости. На основе национального опыта передовых в промышленном отношении стран в ИСО разработаны также стандарты, устанавливающие единообразный подход к оценке систем обеспечения качества продукции на предприятиях (семейство стандартов ИСО серии 9000).

Комитет по оценке соответствия (КАСКО), входящий в структуру ИСО был создан в начале 70-х годов в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира. Этому органу поручено: изучение способов оценки соответствия продукции и систем качества стандартам; подготовка руководства по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации систем качества; содействие взаимному признанию национальных и региональных систем качества, а также использование международных; содействие взаимному признанию национальных и региональных систем качества, а также использование международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию систем качества. КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний. Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО. Результаты работы КАСКО имеют особое значение для стран, где создаются национальные системы сертификации. За последние несколько лет КАСКО совместно с МЭК подготовил целый ряд руководств по основным аспектам сертификации. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации.

Международная электротехническая комиссия (МЭК). В рамках МЭК организованы две международные системы сертификации. Первая система − Система сертификации изделии электронной техники (ИЭТ), созданная в 1980 г. (резисторы, конденсаторы, транзисторы, электроннолучевые трубки и др.). В настоящее время в Системе участвуют 24 страны, признающие ее правила и процедуры.

Цель создания Система сертификации ИЭТ − содействие международной торговле изделиями электронной технике посредством установления единых требований к этим товарам, методам оценки их соответствия, чтобы эти изделия были одинаково приемлемы во всех странах − участницах системы без проведения повторных испытаний.тификационные испытания.

Европейский комитет по нормированию (стандартизации) (СЕН). Основная цель СЕН в области сертификации и аккредитации − содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов; сотрудничество со всеми организациями региона, занимающимися стандар­тизацией; предоставления услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). Основное направление деятельности СЕНЭЛЕК в области сертификации и аккредитации состоит в устранении любых технических различий между национальными стандартами стран-членов, между процедурами сертификации соответствия изделий требованиям стандартов и недопущении тем самым возникновения технических барьеров в торговле товарами электротехнических отраслей.

ВОПРОС № 62: Роль испытательных лабораторий при проведении сертификации

Ответ:

Большинство схем подтверждения соответствия основано на анализе результатов испытаний, т.е. на информации, проанализировав которую эксперт может сказать о подтверждении соответствия продукции каким-либо требованиям. Насколько собранная информация может быть достоверной? Можно ли ей доверять? Как избежать ошибок?

Несмотря на большое разнообразие испытательных лабораторий (внутризаводских или независимых, технически компетентных или неаккредитованных и т.п.) максимальную достоверность обеспечивает лаборатория, прошедшая определенные процедуры аккредитации. Несмотря на многообразие систем сертификации в РФ, принципы работы испытательной лаборатории (центра) похожи.

Любые испытания продукции начинаются с поставки задачи. Т.е. для конкретизации поставленной задачи перед началом проведения испытаний или измерений составляется программа испытаний, содержащая объект и цели испытаний, виды, последовательность и объем проводимых работ, порядок, условия, место и сроки проведения испытаний, обеспечение и отчетность по ним, а также ответственность за обеспечение и проведение испытаний. При подтверждении соответствия, как правило, задачу ставит эксперт органа по сертификации или другой заказчик (при декларировании). Задача может быть оформлена в виде заявки, направления, договора и т.п. Однако методика испытаний, как правило, выбирается испытателями в зависимости от применяемых средств измерений, параметров окружающей среды и т.п.

Отбор образцов для проведения испытаний может осуществляться как органом по сертификации, так и по его поручению специалистами испытательной лаборатории.

Испытания могут проводиться на собственном оборудовании, на испытательных полигонах (площадках), так и на месте монтажа в зависимости от вида продукции. Иногда необходимо воспроизвести определенные условия для проведения испытаний, изготовить специальные устройства и приспособления или создать измерительный комплекс с набором различных датчиков и т.п.

Для целей сертификации испытатели аккредитованной испытательной лаборатории должны использовать аттестованные или стандартизованные методики (стандарты или по-простому говоря, "ГОСТы"), поверенные в установленном порядке средства измерений, типы которых утверждены Росстандартом и зарегистрированы в Госреестре средств измерений в соответствии с Законом "О единстве измерений" на основании Правил по метрологии ПР50.2.09-94 и ПР50.2.011-94, а также в соответствии с порядком проведения испытаний и утверждения типа средств измерений. Испытательная лаборатория оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами. Испытательная лаборатория обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений. При невозможности это сделать в протоколе приводятся факторы, влияющие на неопределенность измерений.

В аккредитованной испытательной лаборатории все приведенные процедуры проработаны и закреплены в Руководстве по качеству во избежание ошибок из-за различных факторов (персонал, оборудование, среда, метод и т.п.).

Аккредитованная испытательная лаборатория с законодательством Российской Федерации и договором несет ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.

На основании результатов, отраженных в протоколах испытаний, орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия, либо регистрации декларации о соответствии.

ВОПРОС № 63: Законодательная база сертификации в РФ. Закон "О защите прав потребителей".

Ответ:

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»;

указами Президента и нормативными актами Правительства России(постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» и др.);

подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации.

Нормативно-методическая база сертификации включает:

совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований;

комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации.

Основополагающим документом Российской Федерации в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О сертификации продукции и услуг“», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г. и подписанный Президентом 31 июля 1998 г.

Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» сфера государственного метрологического контроля и надзора распространена на обязательную сертификацию продукции и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов.

Законом РФ «О стандартизации» к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории страны, отнесены:

государственные стандарты РФ, международные (региональные) стандарты, правила;

нормы и рекомендации по стандартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

мстандарты отраслей и др.

В целях развития национальной системы аккредитации Госстандартом в рамках государственной системы стандартизации Российской Федерации принят комплекс государственных стандартов «Система аккредитации в Российской Федерации» серии 51 000. Приняты также государственные стандарты серии 40 000 в области сертификации систем качества и производства.

Принятие Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» стимулировало законотворческую работу в области сертификации. В 1993–1998 гг. было принято свыше 30 законодательных актов Российской

Федерации по разным отраслям народного хозяйства, в которых вводится обязательная сертификация продукции и услуг.

Закон РФ «О защите прав потребителей» активно работал почти 4 года, а созданная в соответствии с ним и другими законодательными актами система сертификации развивается и охватывает все большее число сфер экономической жизни страны. Однако опыт практического применения Закона в условиях рыночной экономики привел к необходимости его изменения.

ВОПРОС № 64: Полномочия государственных органов управления по сертификации.

Ответ:

На основании Закона РФ "О техническом регулировании" государственные органы управления уполномочены создавать системы сертификации для проведения обязательной сертификации в области своей компетенции. Это не запрещает им заниматься и добровольной сертификацией наравне с другими организациями.

Рассмотрим области деятельности государственных органов по сертификации.

Госстрой России организует сертификацию в области инженерных исследований, проектных и строительных работ, а также аккредитацию соответствующих органов по сертификации строительной продукции.

Госкомсвязи РФ осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится на специально для этих целей выделенных предприятиях, которые аккредитованы Госстандартом. В компетенцию Госкомсвязи входит также обеспечение сертификации следующих видов продукции: информационно-вычислительных систем, автоматизированных систем и сетей, программных средств для компьютеров, баз и банков данных. В область сертификации данного Комитета не включаются средства и системы, обеспечивающие безопасность жизни, имущества, охрану здоровья людей и защиту окружающей среды.

Министерство путей сообщения России отвечает за проведение сертификации образцов новой техники для решения вопроса о целесообразности серийного производства.

Министерство транспорта РФ обеспечивает сертификацию транспортных средств, оборудования и материалов для всех видов транспорта, включая электрический транспорт и дорожное хозяйство.

 

Федеральная авиационная служба России проводит сертификацию воздушных судов и оборудования международных аэропортов, выдает сертификаты заинтересованным государствам в соответствии с их законодательством.

Госкомитет РФ по физической культуре и туризмуучаствует в сертификации туристских услуг и товаров, используемых в этой области.

Управление почтовой связи Госкомсвязи РФорганизует сертификационные работы по услугам почтовой связи.

Российское космическое агентствоорганизует сертификацию космической

Министерство обороны РФучаствует в сертификации космической техники на договорной основе.

Непосредственно или косвенно в сертификации также участвуют органы государственного надзора — Госгортехна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...