Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды организационных форм учебно-воспитательного процесса. Типы уроков по литературе. Структура урока по литературе.




Учебно-воспитательный процесс в реальной практике реализуется в определенных организационных формах. Они служат для наиболее эффективной адаптации учебного процесса к реальным условиям.

Организационная форма обучения – это взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом.

К числу организационных форм, используемых в средней школе любого типа, относят урок, экскурсию, семинар, практическое занятие в классе и мастерской, производственную практику, факультативы, домашние задания, экзамены и зачеты, консультации и т.д..В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная.

Организационная форма обучения различаются между собой:

1. по месту учебы (школьные и внешкольные, в лекционной аудитории, в лаборатории и т.д.);

2. по продолжительности учебных занятий (занятие может длиться 45 или 30 минут, быть сдвоенным)

3. по количеству учащихся (класс на уроке, языковая группа работе в классе). Состав учащихся может быть постоянным и изменчивым (при групповой работе в классе).

4. по характеру внешнего проявления функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком (фронтальная, групповая и индивидуальная).

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всеми од­новременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения их в обсуж­дение рассматриваемых вопросов и т.д.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объ­яснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть разбито на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными возможностями каждого ученика.

Фронтальная форма учебной работы, как отмечают уче­ные-педагоги Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд недостатков. Она по своей природе нацелена на абстрактно­го ученика, в силу чего в практике работы школы весьма час­то проявляются тенденции к нивелированию учащихся, по­буждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленнос­ти, уровня знаний, умений и навыков не готовы. Слабые уче­ники работают медленно, хуже усваивают материал, им тре­буется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем сильным ученикам. Они нуждаются не в увеличении количе­ства заданий, а в усложнении их содержания; им нужны зада­ния поискового, творческого характера, работа над которыми способствует развитию способностей учащихся и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учеников необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной деятельности на уроке и другие формы учебной работы

Индивидуальная форма организации работы учащихся. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получа­ет для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебны­ми возможностями. В качестве таких заданий может быть ра­бота с учебником, другой учебной и научной литературой, раз­нообразными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями и т.д.); решение задач, примеров; написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Ши­роко используется индивидуальная работа в программи­рованном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида ин­дивидуальных форм организации выполнения заданий: инди­видуальную и индивидуализированную. Первая характе­ризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с дру­гими школьниками, но в едином для всех темпе; вторая пред­полагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специальных заданий. Именно она позволяет ре­гулировать темп продвижения в учении каждого ученика со­образно его подготовке и возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей ре­ализации индивидуальной формы организации учебной де­ятельности — дифференцированные индивидуальные зада­ния,

Групповая форма работы учащихся наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабора­торных и работ-практикумов по естественно-научным пред­метам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на занятиях по трудо­вому, производственному обучению при решении конструтивно-технических задач, при изучении текстов, копий исто­рических документов и т.п. В ходе такой деятельности максимально используются обсуждение результатов, взаим­ные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Исключительно эффективна групповая организация учебной деятельности учащихся при подготовке тематиче­ских учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конеч­но, от самой организации работы внутри группы (звена). Та­кая организация предполагает, что все члены группы актив­но участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и само­стоятельность более слабых учеников. Правильно органи­зованная групповая работа представляет собой вид кол­лективной деятельности, успешно она может протекать при четком распределении работы между всеми членами груп­пы, взаимной проверке результатов работы каждого, посто­янной поддержке учителя, его оперативной помощи.

Без направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комп­лектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобрать­ся в сложном учебном материале и избрать самый эконом­ный путь его изучения. В результате слабые ученики с тру­дом усваивают материал, а сильные нуждаются в более сложных, оригинальных заданиях. Только в сочетании с дру­гими формами обучения учащихся на уроке — фронталь­ной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные ре­зультаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптималь­ных вариантов этого сочетания определяется учителем в за­висимости от решаемых на уроке учебно-воспитательныхзадач, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от особенностей класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, а также учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Особенностью организационных форм является то, что их выбор однозначно не определяется элементом содержания образования. В то же время организационные формы формируют определенную часть содержания образования, причем, как правило, общую для всех учеников и всех предметов. Они учат слушать, обсуждать при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою деятельность при индивидуальной работе. На семинаре учащиеся приучаются внимательно выслушивать других, вникать в подлинный смысл выступлений, вопросов и реплик товарищей, аргументировано возражать или, соглашаясь, дополнять их новыми доводами. Ученики учатся конспектировать, составлять библиографию, компоновать текст доклада и т. д. На практических занятиях и во время домашней работы учатся организовывать свое рабочее место, планировать работу, укладываться в отведенное время, контролировать результаты.

Организационные формы обучения могут самостоятельно выполнять и немалую воспитательную функцию.

Назначение организационных форм - наиболее эффективно адаптировать учебный процесс к реальным условиям.

Традиционно сложилось, что основной формой организации обучения в средней школе любого типа остается урок. Он обеспечивает планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки.

 

 

типы уроков:

  • урок изучения нового;
  • урок закрепления;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок повторения, или повторительно-обобщающий;
  • контрольный урок;
  • объединенный (комбинированный).

· Объединенный (комбинированный) урок.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.

Нестандартные уроки.

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

СТРУКТУРА УРОКА ПО ФГОС

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...