Виды организационных форм учебно-воспитательного процесса. Типы уроков по литературе. Структура урока по литературе.
Учебно-воспитательный процесс в реальной практике реализуется в определенных организационных формах. Они служат для наиболее эффективной адаптации учебного процесса к реальным условиям. Организационная форма обучения – это взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом. К числу организационных форм, используемых в средней школе любого типа, относят урок, экскурсию, семинар, практическое занятие в классе и мастерской, производственную практику, факультативы, домашние задания, экзамены и зачеты, консультации и т.д..В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная. Организационная форма обучения различаются между собой: 1. по месту учебы (школьные и внешкольные, в лекционной аудитории, в лаборатории и т.д.); 2. по продолжительности учебных занятий (занятие может длиться 45 или 30 минут, быть сдвоенным) 3. по количеству учащихся (класс на уроке, языковая группа работе в классе). Состав учащихся может быть постоянным и изменчивым (при групповой работе в классе). 4. по характеру внешнего проявления функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком (фронтальная, групповая и индивидуальная). Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всеми одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения их в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. При этом творческое задание может быть разбито на ряд относительно простых заданий, что позволит привлечь всех учащихся к активной работе. Учителю это дает возможность соотносить сложность заданий с реальными возможностями каждого ученика. Фронтальная форма учебной работы, как отмечают ученые-педагоги Чередов И.М., Зотов Ю.Б. и другие, имеет ряд недостатков. Она по своей природе нацелена на абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, уровня знаний, умений и навыков не готовы. Слабые ученики работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем сильным ученикам. Они нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания; им нужны задания поискового, творческого характера, работа над которыми способствует развитию способностей учащихся и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учеников необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной деятельности на уроке и другие формы учебной работы Индивидуальная форма организации работы учащихся. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями и т.д.); решение задач, примеров; написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе; вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специальных заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности — дифференцированные индивидуальные задания, Групповая форма работы учащихся наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественно-научным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на занятиях по трудовому, производственному обучению при решении конструтивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой деятельности максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Исключительно эффективна групповая организация учебной деятельности учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, успешно она может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи.
Без направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более сложных, оригинальных заданиях. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых на уроке учебно-воспитательныхзадач, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от особенностей класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, а также учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь. Особенностью организационных форм является то, что их выбор однозначно не определяется элементом содержания образования. В то же время организационные формы формируют определенную часть содержания образования, причем, как правило, общую для всех учеников и всех предметов. Они учат слушать, обсуждать при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою деятельность при индивидуальной работе. На семинаре учащиеся приучаются внимательно выслушивать других, вникать в подлинный смысл выступлений, вопросов и реплик товарищей, аргументировано возражать или, соглашаясь, дополнять их новыми доводами. Ученики учатся конспектировать, составлять библиографию, компоновать текст доклада и т. д. На практических занятиях и во время домашней работы учатся организовывать свое рабочее место, планировать работу, укладываться в отведенное время, контролировать результаты.
Организационные формы обучения могут самостоятельно выполнять и немалую воспитательную функцию. Назначение организационных форм - наиболее эффективно адаптировать учебный процесс к реальным условиям. Традиционно сложилось, что основной формой организации обучения в средней школе любого типа остается урок. Он обеспечивает планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки.
типы уроков:
· Объединенный (комбинированный) урок. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний. Нестандартные уроки. В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное. СТРУКТУРА УРОКА ПО ФГОС
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|