Средства обучения литературе. Учебник как ведущее средство обучения.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: 1) печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); 2) электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); 3) аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.); 4) наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски). Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты– цели, содержание, формы, методы. Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (в пеpеводе с английского – «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Типы и виды наглядности Принцип наглядности обучения в современной дидактике – это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод). Классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала: слуховые, зрительные, синтетические. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается. Классификация наглядных средств с учетом их дидактических свойств. Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления: 1. Изобразительная наглядность: фоторепродукции картин; памятников архитектуры и скульптуры; фотопортреты; фотоизображения окружающего мира (природы и общества); учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации;видеофрагменты (сюжетные видеоролики);видеофильмы (художественные и документальные). 2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели): таблицы;схемы; блок-схемы; диаграммы; гистограммы; графики; макеты; карты; картосхемы;планшеты. 3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций): все фотоизображения; анимация и 3D моделирование (без звука и с музыкальным или речевым сопровождением); аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.); видеофрагменты, или видеоролики; аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, событий, явлений и др.); видеофильмы (художественные и документальные).
Беседа как дидактический прием и ведущая форма работы на уроке В средних классах занимают основное место. В старших должна увеличиваться доля самостоятельных видов работы и лекций, но и здесь беседа занимает не менее половины всего учебного времени. Виды бесед По степени подготовки: свободная; по заранее известным вопросам (учителя, учебник) По характеру учебной деятельности: репродуктивная; эвристическая; беседа с элементами диспута; проблемная, смешанного типа. По месту в уроке, теме: предварительная; текущая; итоговая; проблемная. По характеру задаваемых вопросов: выявление первичного впечатления; по жизненным впечатлениям; аналитическая по тексту, к критической статье. «Свободная» беседа – вопросник заранее не предлагается, беседа строится по вопросам, возникающим в процессе работы. Но «свободная» не значит бессистемная. Преподаватель должен продумать логику проведения беседы: с чего начать, в каком направлении идти, к каким выводам привести. Уместна на этапе первоначального ознакомления с темой, произведением, автором. Свободный обмен мнениями и суждениями. Беседа по первым впечатлениям. Ситуация «обдумывающего восприятия». Цель – развитие эмоциональных реакций, закладываются основы будущего анализа; определить, насколько полно, верно воспринято произведение при первом самостоятельном прочтении. Каким чувством проникнуто произведение? Что при чтение вызвало затруднение, сомнение? Какой поступок героя запомнился? Какие эпизоды читались с наибольшим интересом? Эвристическая беседа. Виды вопросов, требующие эвристической деятельности учащихся. 1. Поиск ответа на вопрос. Способ решения учебной задачи известен. Чем герои отличаются друг от друга? Способ действия: нужно сопоставить поведение в одинаковой ситуации, проанализировать взаимоотношения с окружающими, сделать вывод. 2. Ответ известен. Поиск способов доказательства. Как доказать утверждение…? Способ действия: нужно подобрать из текста наиболее яркие примеры, выстроить в последовательности. 3. Поиск способов работы и ответа на вопрос. Почему сделал так? Способ действия: найти ответ, определить последовательность доказательств.
4Учебные программы и дидактический материал. УМК Программа - документ, на основе которого осуществляется процесс литературного образования в школе. В школьной практике используются программы с грифом (рекомендовано, допущено) министерства образования. Это программы: Курдюмовой (1 и 2 варианты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Меркина - для общеобразовательных школ. Кутузова, Княжицкого - для общеобразовательных и инновационных школ. Ладыгина - для инновационных. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содержание программ базируется на основе стандарта по литературе, который содержит обязательный образовательный минимум.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|