Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ




 

Хотя преподавателю, читающему лекцию, и не приходится конспектировать самому, но наличие навыков конспектирования у его слушателей ему далеко не безразлично. Достаточно часто на лекции излагается материал, который просто еще не успел войти в учебники, и его необходимо записать. Если же аудитория конспектировать не умеет, то лекция превращается практически в диктант, а это расход времени и преподавателя, и слушателей...

Навыки скоростного конспектирования у студентов (и слушателей других лекций) позволили бы без ущерба для качества конспектов и понимания материала существенно повысить темп лекции, увеличить объем изучаемого материала, усилить глубину его проработки (каждый преподаватель без труда найдет применение дополнительному лекционному времени).

Техника конспектирования – это один из основных рабочих навыков и студента, и научного работника. Этому навыку надо учить так же, как мы учим всему остальному. Если пустить это на самотек, то студент если и осваивает какую‑ то самостоятельно изобретенную технику конспектирования, то обычно она оказывается крайне слабой. Мало кто самостоятельно изобретает достаточное количество хороших приемов.

Итак, конспектированию надо учить, и делать это должен преподаватель. Так как специальных часов для такого обучения нет, то обучать этому надо параллельно с изложением материала. Основным инструментом такого обучения является сочетание двух приемов. Суть первого приема состоит в том, что па первых лекциях лектор сам превращает свои слова в конспект и периодически обращает внимание студентов на приемы, которыми он это делает. Второй прием заключается в том, что лекция должна вестись в достаточно высоком темпе, чтобы у слушателей (студентов) возникла потребность в освоении какой‑ то техники конспектирования, гак как без нее им тяжело писать. Опыт показывает, что реально нужно потратить на первых двух‑ трех лекциях всего по 10 мин для освоения студентами примерно половины приемов. Это уже позволяет повысить темп конспектирования раза в два.

Порядок изложения приемов может меняться в зависимости от того, что более необходимо для того курса, который читает лектор, и что ему нужно в первую очередь. Например, на первой лекции можно показать рубрикацию, концентрацию внимания, пространственную запись. На доске можно вести конспект и в цвете: для этого достаточно взять цветной мел.

Лектору целесообразно вводить сокращения типа кванторов, букв в обертке, пиктограмм. Он может предусмотреть, какие термины будут наиболее употребительными в дальнейшем. Кроме того, введение сокращений лектором имеет еще одно преимущество: в этом случае все студенты (учащиеся, слушатели) используют одинаковую систему сокращений. Лектору же удобно и регулировать темп введения новых сокращений. Если на очередной лекции введено несколько активно используемых терминов, то на следующей лекции можно дать для них сокращения (сразу вводить нельзя – надо, чтобы слушатели привыкли к термину).

Обязательно следует обратить внимание на работу цветом по важности (это надо делать на всех дисциплинах, хотя лучше всего получается на математических) и по соответствию (это удобно делать на технических дисциплинах).

Можно сделать вывод, что качество конспектов зависит не только от умения слушателей конспектировать, но и в значительной мере от умения преподавателя видеть, как будет записана читаемая им лекция в конспекте.

При этом выпадают из рассмотрения такие приемы, как использование контекста и преобразование фразы, так как они требуют специальной тренировки.

Последнее замечание относится к общей организации конспекта. Логика изложения не всегда совпадает с логикой справочника, и когда человек обращается к своему конспекту как к справочнику, чтобы почерпнуть какую‑ то информацию, то иногда возникает проблема: а где в конспекте ее искать. Поэтому иногда целесообразно применить прием, который мы назовем секционированием конспекта. Суть его заключается в том, что конспект разбивается на несколько секций, а запись осуществляется в одной из них в зависимости от сущности записываемого материала: каждая секция предназначена для своих целей. Примером такого секционирования является тетрадь по иностранному языку, где выделена отдельная часть под словарик. В той же тетради можно выделить и четыре части (или завести четыре тетради); впервой записываются грамматические правила, во второй – изучаемые фразеологические обороты, в третьей – словарь, а четвертая предназначена для выполнения упражнений. При необходимости найти грамматическое правило просматривается первая секция, при поиске нужного оборота – вторая, четвертая же вообще не предназначена для последующего просмотра.

Таким образом, можно секционировать конспект почти по любому курсу. Например, в курсе технологии излагаются технологические приемы и; их характеристики и приводятся примеры использования этих приемов на каких‑ то деталях. Соответственно в конспекте появляются две секции: с описанием собственно технологического приема и с описанием деталей; При этом возможны (и даже полезны) перекрестные ссылки из одной секции в другую. В итоге получается конспект‑ справочник по технологическим приемам, а рядом – справочник по деталям.

Управлять распределением записей по секциям должен преподаватель. Он должен заранее сообщить слушателям, что необходимо иметь столько‑ то разделов в конспекте, и в ходе лекции указывать, что и куда следует записывать.

 


[1] Многие читают этот значок как «любой» – это ошибка: слова «каждый» и «любой» – не синонимы. Если сочетания «для каждого х» и «для любого х» равносильны, то фразы «поставьте букву у каждого угла... » и «поставьте букву у любого угла... » имеют разный смысл.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...