Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы классификации




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Будучи разносторонне одаренным и чрезвычайно проницательным человеком, Джон Г. Беннетт посвятил всю свою жизнь поиску смысла человеческого существования. В начале века он много путешествиях по Азии, причем, первое время, в качестве офицера и переводчика английской военной разведки. То, что Беннетт обладал исключительными лингвистическими способностями, в совершенстве владея шестью языками и несколькими диалектами Центральной Азии, открыло перед ним колоссальные возможности, и позволило ему общаться с выдающимися духовными и политическими лидерами того времени. Позднее, Беннетт возвращался на Восток снова и снова, убежденный в том, что ключ к духовной трансформации следует искать именно в мудрости древних учений. Находясь в 1920 году в Турции, Беннетт познакомился с Г. И. Гурджиевым, и его вопрос: "В чем смысл и значение жизни на Земле, и человеческого существования, в частности?", который сам Гурджиев считал основным, стал для Беннетта путеводной звездой в его многолетних изысканиях. После этой встречи, проработав некоторое время с Гурджиевым в Фонтенбло, Беннетт вернулся в Англию, где в течение нескольких лет занимался в группе одного из учеников Гурджиева, П. Д. Успенского, параллельно проводя научные исследования в области промышленного развития. По окончании Второй Мировой Войны, Беннетт вновь отправился к Гурджиеву в Париж, и под его руководством интенсивно работал над собой, вплоть до смерти Гурджиева в 1949 году. Продолжая изучать различные традиции, Беннетт всю свою жизнь считал Гурджиева своим учителем.

Беннетт поставил отточенный интеллект блестящего ученого и математика на службу своего духовного поиска, и ему удалось осуществить потрясающий синтез, разработав всесторонний, практический подход к трансформации. Наряду с этим, он обладал необычайным умением передавать свое понимание другим людям, и посвятил более пятидесяти лет работе с учениками и группами учеников, поддерживая атмосферу поиска и экспериментаторства. В 1964 году Беннетт основал Институт Сравнительного Изучения Истории, Философии и Наук, и одно из его отделений, Кумб Спрингс, в Англии, стало широко известным центром проведения коллективной работы, семинаров и преподавания. Беннетт предавал большое значение непрерывному образованию, и называл свою жизнь "работой в развитии". Его учение проливает свет на связь между знанием, бытием и волей, и первостепенным принципом служило то, что идеи должны проникать за рамки интеллекта, в более глубокие части нас, а знание должно перерастать в осознание. В ходе своего изучения религиозных и богословских школ, Беннетт старался как можно глубже проникнуть в тайны традиционных ритуалов, и ставил перед собой задачу обнаружить единство духовной работы и ее истоки.

Беннетт разработал систематику энергий и их трансформаций, при помощи которой он постарался изложить многие идеи из книги Гурджиева Все и Вся в более доступной форме. Наряду с этим, он пытался прийти к максимально более глубокому пониманию сути того пути, на который встает человек, проникая в духовные миры. Проводя в пятидесятых годах занятия, посвященные универсальным энергиям, Беннетт развивал представление о духовности как об энергии, хотя и относящейся к более высокому уровню, чем наш обычный опыт. Каждой духовной деятельности соответствует энергия особого качества, которая и служит вкладом этой деятельности в космический процесс. Человек, в свою очередь, занимает определенное положение, и участвует в этом спектре энергий, и путь его развития, как раз, и заключается в сознательном участии в последовательном превращении энергий. Благодаря борьбе с собой, и глубокому объективному виденью собственной ситуации, вырабатываются промежуточные энергии, что позволяет получать помощь с более высокого уровня.

Одного лишь желания действовать не достаточно; помимо этого нужно обладать другими видами восприятия, новым пониманием... В связи с этим, мы обязаны лучше понимать жизнь, и начать следует с вопроса о смысле и целях человеческого существования, и о способах их достижения в нашей жизни.

Видя симптомы духовного кризиса в падении ценностей в современной культуре, невнимании к потребностям планеты, и одиночестве отдельных людей, Беннетт указывал на необходимость сотрудничества между человеком, природой и высшими силами. Развивая такой подход к индивидуальной эволюции, с точки зрения космоса, и своей работой подготавливая других людей к служению будущему, Беннетт всегда пробуждал в людях надежду, заложенную в "работе над собой".

Гурджиев так отвечал на этот вопрос... человечество появилось для того, чтобы производить нечто необходимое для гармонии солнечной системы и нашей планеты, в частности... выполнение этой задачи зависит от того, как мы живем и умираем... Человек рождается не ради своих собственных эгоистических целей; у него есть долг, исполняя который, он реализует себя. В этом, как раз, и состоит суть понятия трансформации человека.

В 1971 году, основываясь на пятидесятилетнем опыте и практике, Беннетт воплотил в жизнь десятимесячную программу для постоянных слушателей Академии Непрерывного Образования при Шерборн Хаус, Англия, где люди со всего мира собрались вместе, чтобы учится различным техникам трансформации и использовать их в собственной жизни. Кроме того, незадолго до смерти Беннетта в 1974 году, был приобретен Клэймонт Курт в Западной Виржинии, на базе которого была начата экспериментальная деятельность общины, основанная на методах внутренней работы.

Работа, которой Беннетт посвятил всю свою жизнь, была связана с огромным спектром вопросов, от изучения всей полноты человеческого знания и понимания (Драматическая Вселенная), до значения моментов концентрации внимания в жизни отдельного человека. Некоторым из этих тем были посвящены книги Энергии, Как люди работают и Творческое мышление, основанные на лекциях, которые Беннетт читал в конце пятидесятых и начале шестидесятых годов. Сегодня мы переиздаем эти книги, для того чтобы читатель мог почувствовать вкус и использовать в собственной жизни неординарный подход к пониманию мира и техники развития, ставший итогом поиска длиною в жизнь.

 

 

ОТ АВТОРА

 

Эти лекции были прочитаны в 1956 году, сразу после того, как я закончил очередной пересмотр Драматической Вселенной. Основной их целью было разъяснение простым языком теории энергий, которая была изложена в 32 главе этой книги. Так получилось, что в то время я впервые познакомился с Субудом, и многие читатели наверняка поймут, что ряд эпизодов настоящей книги основан именно на этом опыте.

Я решил опубликовать эти лекции без каких-либо изменений, не потому, что мой подход к этому вопросу с тех пор не изменился; дело в том, что, по моему мнению, исключительно важно иметь как можно более широкое и всеобъемлющее представление о природе энергий и их различных качествах. В определенном смысле, можно сказать, что нет ничего более важного для нас, чем понимание энергий, поскольку наша судьба зависит от умения правильно распоряжаться доступными нам энергиями. Справедливости ради, следует сказать, что мы можем правильно распоряжаться энергиями, просто "ведя себя правильно", без какого-либо понимания сущности наших поступков, подобно тому, как повар вполне может приготовить прекрасную еду, не понимая законов биохимии и физиологии пищеварения. Однако, к сожалению, принципы правильного поведения никогда не бывают ни достаточно конкретными, ни достаточно очевидными, чтобы обеспечить уверенность в их применимости к любым обстоятельствам. Более того, ситуации, к которым не применимы общие правила, далеко не всегда тривиальны. В некоторых наиболее важных случаях, обстоятельства уникальны и возникают настолько непредвиденно, что нет никакой возможности подготовиться к ним. В связи с этим, для того чтобы принимать правильные решения в таких ситуациях, необходимо понимать, что происходит. На практике это очень часто означает, что мы должны отличать один вид энергии от другого.

Кроме того, в использовании энергий есть много технических тонкостей. Нам хорошо это известно на примере атомной энергии, или даже более привычных нам электричества, теплоты и движения. Мы же не полагаемся исключительно на свои природные способности, ведя машину, и не пытаемся строить электростанции, не имея знаний в области электро-инженерии.

Жизненные энергии окружают нас со всех сторон, и само наше существование зависит от правильного их использования. Даже обычное удовлетворение от жизни зависит от трансформаций энергии. В то же время, регуляция этих трансформаций - дело сугубо техническое. Когда процесс нарушается, мы заболеваем и зовем врача, однако, правильное использование энергий не ограничивается просто предотвращением заболеваний. Способность работать и наслаждаться жизнью напрямую зависит от доступности нужных энергий в нужном месте, и как мало мы при этом знаем о необходимых техниках.

Наше внутреннее благополучие, в психологическом смысле, зависит от энергий другого рода, но это, все же, энергии, и их использование и контроль над ними, прежде всего, основываются на техниках. Неправильное использование психических энергий является причиной практически всех эмоциональных и умственных страданий, которым подвержено человечество. Это очевидно для всех, в случае сексуальной энергии, но это не менее верно и в отношении энергий мышления и чувств. Психология едва ли даже стоит на пороге понимания психических энергий. Гурджиев знал о соответствующих техниках больше, чем кто-либо из тех, кого я знаю, и о ком слышал. Он научил нас многим из этих техник в форме упражнений и дисциплины. Наряду с этим, он создал схему энергий, или, как он называл их, "субстанций", и это стало отправной точкой в моих собственных изысканиях. Те, кто хорошо знаком с идеями Гурджиева, наверняка различат в настоящей книге многие из понятий, высказанных им в главе "Чистилище" Рассказов Вельзевула своему внуку, хотя, я надеюсь, и в более доступной форме.

Наконец, энергии играют определенную роль в трансформации самого человека. В связи с этим, Гурджиев называл людей "космическими аппаратами для трансформации энергий". Бытие и развитие человека, его актуальное существование и возможность жить более полной и возвышенной жизнью, в равной степени зависят от трансформаций энергии. Можно разделить их на три категории. Прежде всего, есть трансформации, которые должны находиться под контролем человека. Другие связаны со взаимодействием или подчинением, но сам человек не может ни инициировать их, ни управлять их течением. Наконец, часть трансформаций выходит за рамки человеческого понимания и никоим образом ему не подвластны.

Эти три разновидности трансформаций соответствуют трем основным элементам духовной жизни человека. Первым элементом является понимание и "работа над собой", и в этой сфере Гурджиев был одним из наиболее выдающихся представителей нашего времени. Вторая разновидность, сопряженная с подчинением, особенно хорошо развита в традиции Субуд латихан. Природа этого вида трансформации требует от человека полного смирения и подчинения, без какой-либо собственной инициативы. В третьем случае, трансформацию можно по праву назвать "сверхъестественной". Ее сакраментальность заключается в том, что человек может участвовать в действии только внешне, не осознавая его истинный характер. Это относится к религиозной жизни, но и здесь мы сталкиваемся с трансформацией энергий. Вне всяких сомнений, Христианские Таинства напрямую связаны с трансформацией энергий сверхъестественного уровня, причем, это относится ко всем Таинствам, от Крещения и Евхаристии, до Последнего Елеопомазания.

Следовательно, если каждый аспект нашей жизни включает в себя трансформации энергий, будет разумно постараться как можно лучше понять природу энергий. При этом одних лишь теоретических рассуждений явно не достаточно, поскольку энергиями мы пользуемся, прежде всего, для практических целей, и лишь во вторую очередь для умозрительных заключений. Причем, это настолько же верно в случае психических и духовных энергий, как и в случае физических и жизненных.

В этой книге я постарался показать, что энергии лучше всего изучать, исходя из двенадцати важнейших качеств, в рамках каждого из которых, в свою очередь, есть различные категории и степени интенсивности. Четыре энергии из этого числа имеют непосредственное значение для опыта людей. Это энергии, принимающие участие в нашей сознательной жизни, и мы можем, до некоторой степени, контролировать их. Я назвал эти энергии, соответственно, автоматической, чувствительной, сознательной и творческой. Практическое понимание этих четырех энергий позволяет человеку регулировать собственную жизнь практически на всех доступных ему уровнях опыта. Тем не менее, для того чтобы понимать всю полноту их значения, необходимо рассматривать их с точки зрения целостной системы энергий, от материальных до космических.

Кумб Спрингс

Июнь 1964 г.

 

 

Лекция 1

ДВЕНАДЦАТЬ ВИДОВ ЭНЕРГИИ

 

Зачем нам изучать энергии? Мы изучаем энергии, поскольку все, что происходит внутри нас и вообще во всем мире, происходит благодаря трансформациям энергий. Следовательно, желая научиться делать что-либо, и вне зависимости от масштабов нашей деятельности, мы, на самом деле, учимся использованию энергий. В большинстве случаев, люди даже не подозревают, что это так, наподобие ребенка, который учится ходить, совершенно не думая о том, что учится использовать энергию. Тем не менее, есть процессы, которые можно контролировать, только умея обращаться с энергиями. Последнее обстоятельство очень важно для нас. Мы должны стремиться к возможности управлять своей работой, чтобы, в конце концов, уйти от постоянных указаний со стороны, и помощь в этой задаче может прийти к нам, только если мы в значительной степени понимаем природу энергий и их трансформаций.

 

Что такое энергия?

В обычном школьном учебнике по механике, энергия определяется как средство выполнения работы.1 Хотя здесь имеется в виду только механическая работа, то же самое относится и к энергиям, не имеющим ничего общего с обычной механикой. Вообще, для выполнения любой работы необходима энергия соответствующего вида, причем, именно соответствующего, то есть, подходящего вида. Например, если я хочу, чтобы мои часы ходили, я, прежде всего, должен завести их. Это означает, что я передаю некоторое количество энергии пружине, и лишь затем часы могут пойти. Я не могу использовать никакой другой вид энергии для завода часов. Если мне нужно сварить яйцо, я должен вскипятить воду; в то же время, бессмысленно класть часы в кастрюлю с кипящей водой, чтобы завести их. Опять же, если мне нужно отправиться куда-нибудь на машине, я должен сначала залить в ее бак бензин, чтобы она могла использовать энергию от его сгорания. Если же я собираюсь идти пешком, то мне придется использовать энергию пищи; но я не могу заставить машину есть пищу, равно как и не могу питаться бензином.

То же самое относится и к психике. Для выполнения каждого вида внутренней работы требуется энергия определенного качества. Так, когда мы чувствуем что-либо, мы используем энергию определенного качества, которая позволяет нам чувствовать определенным образом, что, безусловно, отличается от обычных автоматических реакций. При этом, мы можем ощущать разницу, но не понимать, что именно требуется. В результате, наши реакции не будут соответствовать нашим изначальным намереньям. Если же мы попытаемся использовать для чувствования ту энергию, которая подходит только для автоматического функционирования, то есть, автоматического виденья, автоматического ассоциативного мышления и т.п., то чувствовать мы не сможем, также как часы не пойдут, если положить их на сковородку. Таким образом, энергия является средством выполнения работы, но для каждой работы требуется энергия определенного вида.

 

Характеристики энергии

Итак, мы с вами убедились в существовании разных видов и качеств энергии, и для выполнения каждой разновидности работы нужно определенное качество энергии. В то же время, энергии отличаются друг от друга не только качеством, но и двумя другими характеристиками: количеством и интенсивностью. Следовательно, определяя, какую энергию мы можем или должны использовать для выполнения определенной работы, нам нужно знать три вещи: во-первых, требующееся качество энергии; во-вторых, необходимое количество; и, в-третьих, ее интенсивность.

 

Интенсивность

Чтобы прояснить ситуацию с тремя характеристиками, о которых я говорил, давайте сейчас снова вернемся к теплу. Итак, мне нужно сварить яйцо. Я прекрасно знаю, что подходящей энергией, в данном случае, будет теплота. Таким образом, уже из своего обычного жизненного опыта я знаю, что для приготовления яйца требуется определенное качество энергии, и мне даже не придет в голову использовать энергию какого-либо другого качества. Вместе с тем, я также знаю, что нужна вполне определенная интенсивность этой энергии. В случае тепла, под интенсивностью следует понимать то, что обычно называют температурой. Например, я знаю, что в теплой воде не произойдет коагуляция белка, то есть, яйцо не сварится. Вода должна быть определенной температуры, или, другими словами, определенной интенсивности, называемой "кипением". Если интенсивность будет выше этой планки, то яйцо просто зажарится, или вообще превратится в угли. В то же время, если бы мне захотелось расплавить кусок железа, было бы совершенно бесполезно класть его в кипяток (так его не расплавить. Железо должно нагреться гораздо сильнее, чем докрасна, оно должно раскалиться добела. Используя такие слова, как "докрасна" и "добела", мы, на самом деле, признаем существование разных степеней интенсивности тепла.

 

Количество

Однако интенсивностью характеристики энергии не ограничиваются. Мы прекрасно знаем, что если газ идет слабо, проходит очень много времени, прежде чем вода закипает. А если огонек совсем маленький, как пламя спички, вода вообще никогда не закипит. На самом деле, всем хорошо знакома количественная характеристика тепла, поскольку именно за это мы платим. Мы платим за газ и за угль, и платим именно за количество.

 

Использование

Интенсивность, которую проявляет энергия, до некоторой степени зависит от нас, то есть, от способа ее использования. Если мы подбираем правильное соотношение газа и воздуха, пламя получится жаркое; если же подается слишком много газа, или, наоборот, слишком много воздуха, то максимальной температуры добиться не удастся. Каким бы ни был рассматриваемый нами вид энергии, мы всегда встречаем эти три свойства - качество, интенсивность и количество. То же самое относится и к электричеству. Электрическая энергия может легко переходить в энергии других качеств, причем, это случается так часто, что мы порой забываем о том, что само по себе электричество не греет и не крутит колеса, и должно преобразовываться в особых аппаратах, для того чтобы все это могло происходить. В то же время, электричество обладает особым качеством, которое отличает его от всех остальных энергий. Его интенсивность называется электродвижущей силой, и мы обычно в этой связи говорим о "вольтаже". Например, если нам нужна мощная искра, мы используем многовольтный разряд. Глядя на молнию, мы понимаем, что, вероятно, многие миллионы вольт необходимы для прорыва напряжения между облаком и землей, тогда как всего лишь нескольких вольт хватает для того, чтобы зажечь лампочку. Кроме того, из нашего собственного обыденного опыта покупки электричества мы хорошо знаем, что оно также обладает количеством, измеряемым в электрических единицах, например, "киловатт-часах".

Мы могли бы рассмотреть подобным образом все виды энергии, причем относящиеся не только к механическому, или физическому спектру, но также и к жизненным энергиям. Так, желая выполнить определенное количество умственной работы, мы должны предварительно накопить достаточное количество энергии, чтобы иметь возможность выполнить эту работу, и когда энергия израсходована, продолжать работу невозможно. Это означает, что энергии мышления и чувства также ограничены. Подобно теплоте и электричеству, эти энергии характеризуются количеством и интенсивностью. Используя малые градации мыслительной энергии, можно одновременно работать только с одной мыслью. Для того чтобы работать с двумя-тремя или четырьмя мыслями сразу, необходима большая интенсивность той же энергии. Тем не менее, мы хорошо знаем, что на определенной стадии мы больше не можем наращивать интенсивность, и наше мышление теряет свою силу. Ни у кого из нас не хватит "вольтажа", чтобы работать с семью или восемью мыслями одновременно. И все же, мы можем допустить, что кому-нибудь, кто способен концентрировать мыслительную энергию достаточной интенсивности, это под силу. В этом случае, мысли могут быть гораздо более сложными и многогранными, чем это бывает обычно. Вместе с тем, это будет та же самая энергия. Это не энергия более высокого, сознательного, уровня, и не энергия бессознательных рефлексов. Мы всегда, в этом случае, будем иметь дело с энергией мышления, хотя ее интенсивность может быть и разной.

Другими словами, что бы мы ни делали, энергия должна быть подходящей по трем параметрам. Она должна быть соответствующего вида, необходимой интенсивности и в достаточном количестве.

Позже мы будем обсуждать с вами практические вопросы образования, хранения и использования энергий для различных целей. Но, прежде, мы должны разобраться с терминологией. Мы создадим необходимый нам язык, классифицировав энергии, сообразно их качествам и свойствам.

 

Основные принципы классификации

Прежде всего, в соответствии с их качествами, энергии можно разделить на механические, или физические, жизненные и космические, или универсальные. В рамках каждого из этих основных классов существует множество разновидностей энергий, но мы дадим практически исчерпывающее описание интересующих нас свойств, если разделим каждый из основных классов на четыре подкласса, или вида, энергий. Основанием для деления на четыре служит следующее обстоятельство: мы можем представить себе определенную шкалу, или последовательность градаций энергий. Есть энергии более низкого и более высокого качества. Под этим я подразумеваю, например, что жизненные энергии относятся к более высокому уровню, чем механические, а космические энергии, в свою очередь, выше по уровню, чем жизненные. Далее, можно заметить, что в каждом из основных классов также существуют различные уровни. При этом, есть определенные характеристики верхней и нижней части класса, которые можно назвать положительной и отрицательной стороной соответствующих энергий. Например, в случае механических энергий, отрицательной стороной является отсутствие формы и организации. Они, как мы говорим, "рассеяны", то есть, неупорядочены и хаотичны. Это отрицательный, или негативный аспект механической энергии. С другой стороны, часть механических энергий может быть организована, формировать некий паттерн, и использоваться особым и вполне определенным образом. В связи с этим, можно в качестве положительной стороны механических энергий выделить "организованность". Таким образом, мы получили простой метод классификации, в соответствии с которым, каждый класс энергий делится на четыре подкласса:

 

ТАБЛИЦА 1

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

+ + плюс-плюс, или превалирование положительного фактора.

+ - плюс-минус, или наличие обоих факторов с преобладанием положительного.

- + минус-плюс, или наличие обоих факторов с преобладанием отрицательного.

- - минус-минус, или превалирование отрицательного фактора.

Хотя это и удобный способ классификации, я должен сразу сказать, что он весьма приблизителен. Есть множество промежуточных градаций, и, относя ту или иную энергию к какому-либо подклассу, нельзя быть вполне уверенным в правильности выбора. Кроме того, мы редко встречаем энергии в чистом виде, поскольку, чаще всего, они перемешиваются между собой, и совсем не часто удается определить, с чем мы имеем дело. Вместе с тем, есть и более существенное затруднение, заключающееся в относительности деления на "высшее" и "низшее". Плюс-минус и минус-плюс, во многих случаях, следует относить к одному и тому же уровню. К сожалению, я не имею возможности сейчас подробно рассматривать этот вопрос, и мне придется воспользоваться упрощенной схемой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...