Высвобождение сознательности
Здесь я должен сказать несколько слов о хорошо известной всем практике "умиротворения ума". Она заключается в том, чтобы угомонить всплывающие в чувствительности образы. При помощи этого метода, можно ненадолго вызвать состояние обособленной сознательности. Это же состояние и даже с большей интенсивностью может быть вызвано различными острыми переживаниями, в результате которых, в частности, может парализоваться чувствительная энергия. Кроме того, подобный паралич чувствительной энергии может наступать под действием искусственных факторов, таких как наркотики. По этой причине, при различных наркотических состояниях возникает колоссальное расширение поля зрения, внутреннего и внешнего, а также ощущение интеграции, виденья всего в целом, и, в особенности, виденья смысла и невероятного значения каждой вещи. Об этом говорят все экспериментировавшие с наркотиками. В результате определенной парализации, или приостановления активности чувствительности и соответствующей связи между Е5 и Е4, когда эта связь блокируется действием наркотика, чувствительность перестает удерживать в себе сознательность, как это было раньше, и возникает определенная обособленность сознательности. Тогда же появляется это ощущение невероятного значения вещей. Тем не менее, важной чертой наркотических состояний является то, что они очень редко имеют какую-либо реальную объективную ценность. И это свидетельствует об определенном свойстве сознательной энергии: сама по себе она не обеспечивает контакт с реальным значением вещей; на самом деле, это более глубокий контакт с собой заставляет нас воспринимать вещи гораздо острее и интенсивнее. В связи с этим, часто случается так, что когда происходит такое мимолетное высвобождение сознательности, а это очень часто происходит в момент пробуждения или во сне, или под действием наркотика, или даже при лихорадке, мы убеждены, что видим вещи космической важности, ультимативные истины. И, если нам случайно удается записать увиденное, позже мы обнаруживаем бессмысленность написанного, или, по крайней мере, понимаем, что растолковать написанное не удалось бы ни при каких стараниях. Очень важно понимать все вышесказанное, и, насколько я могу судить, это подтверждается всеми исследованиями подобных искусственно вызванных состояний, поскольку это дает нам понять, почему такие условия не могут способствовать творческому мышлению, хотя люди иногда с надеждой и используют их для достижения это цели.
Творческая энергия Теперь мы должны вернуться к диаграмме, и сконцентрировать свое внимание на самой верхней ее точке с пометкой "Творческая". В этой точке влияние проникает с более высокого уровня, чем сознательность и чувствительность. Речь идет о творческой энергии, второй космической энергии, принимающей непосредственное участие в человеческой деятельности, и именно в этом заключается секрет творчества, о котором мы сегодня говорим. Прежде всего, в случае творческой энергии важно уже то, что она не ограничена рамками сознательности, или, как часто говорят, сверхсознательна. С этой точки зрения, она представляет собой противоположность автоматизма, который, как мы уже говорили, занимает подсознательное положение. В противном случае, следовало бы считать человеческое творчество загадочным результатом, либо просто случайных комбинаций, либо какого-то сверхчеловеческого воздействия. В то же время, мы допускаем очевидную ошибку, считая творчество сознательным. В связи с этим, я начну с утверждения, что творчество не может быть объяснено с позиции нашего сознательного опыта: даже чрезвычайно интенсивного сознательного опыта, который может быть вызван различными искусственными методами или практиками.
Второе важнейшее свойство творческой энергии состоит в том, что, будучи универсальной, она связывает нас непосредственно с универсальным (всеобщим) процессом. Другими словами, она позволят нам видеть реальное положение вещей, тогда как другие энергии могут обеспечить лишь косвенное знание, при помощи каналов "центров". Именно это свойство лежит в основе способности видеть "новые пути", что является необходимым условием творчества. Наконец, третья характеристика, почти такая же важная, как и непосредственный контакт, заключается в объединяющем действии творческой энергии, которым всегда сопровождается ее влияние. Прежде чем идти дальше, я должен сказать еще несколько слов по поводу свойства сверхсознательности, о котором шла речь в начале раздела. Мы привыкли думать, что чем сознательнее опыт, тем больше его интеграционный и творческий потенциал. Я уверен, что, при желании, каждый человек может убедиться в том, что, на самом деле, творческая энергия относится к сверхсознательному уровню деятельности. Причем, это совсем не новая мысль, и, например, психологическое учение Индуизма всегда утверждало, что человек может прийти в контакт с реальностью только в полностью бессознательном состоянии, с точки зрения обычных функций. Такое состояние называется Турийя. В западной традиции мы встречаем выражение "Черный Свет", метафорически отражающее восприятие вне рамок сознательности. Это свет, который воспринимается не как свет. Иногда, люди сравнивают это четвертое состояние сознательности со слепящим светом. Например, Платон, в Республике, сравнивает наше обычное состояние с ситуацией людей, прикованных спинами ко входу в пещеру, и наблюдающих за движением теней на противоположной стенке. Вне всяких сомнений, это соответствует тому экрану чувствительности, о котором мы говорили раньше. Сократ говорит, что, если бы кого-нибудь насильно вытащили из пещеры, и вывели бы на солнечный свет, его глаза бы начали болеть, и он бы потребовал вернуть его обратно в полумрак пещеры, потому что этот человек ничего бы не видел при свете солнца. Подразумевается, что творческая энергия представляет собой всего лишь более высокое состояние сознательности, к которому мы просто не привыкли. Может быть, это так, а, может быть, и нет, но в данный момент нам это не так важно, поскольку мы живем на горизонтальной линии между чувствительностью и сознательностью. Причем, как правило, сознательность поглощена чувствительностью, и мы видим лишь образы, движущиеся по стенке пещеры, на которую мы смотрим, то есть, образы нашей чувствительности.
Теперь давайте вернемся к третьему свойству творческой энергии, свойству интеграции. Действуя в человеке, творческая энергия интегрирует его опыт, и разрозненные ранее элементы объединяются. По причине своей сверхсознательности, для нее также характерна непредсказуемость, которой мы каждый раз так поражаемся, встречаясь с творчеством.
Эффект творческой энергии Практикуя умиротворение ума, мы, прежде всего, замечаем, что чувствительный экран забит потоком мыслей, преимущественно в форме слов, словесных ментальных ассоциаций и некого внутреннего разговора, иногда, в сопровождении визуальных образов прошлого или того, что происходит в данный момент вокруг нас. Это обычное состояние чувствительности. Если, в конце концов, мы добиваемся успеха в умиротворении, в уме появляются образы другого рода. Они обладают большим значением, и позволяют нам понимать то, что мы не понимали, или чего не замечали прежде. Так происходит, когда сознательность отделяется от чувствительности. Выше этого подняться очень сложно. Если человеку удается достичь состояния настоящей тишины, и у него есть нерешенная проблема, решение может спонтанно появиться на экране чувствительности. Три соответствующих состояния можно изобразить в виде тетрады (Рис. 10). Автоматические ассоциации и образы следуют по первой стрелке, А, от автоматизма к чувствительности. Пониманию соответствует направление второй стрелки, Б. А третья стрелка, В, отображает спонтанный творческий шаг, который нельзя объяснить с точки зрения всего, что мы знаем, или делаем.
Если чувствительность приведена в состояние, когда она не отягощена ощущениями и ассоциациями с автоматического, подсознательного или несознательного уровней, и когда она не находится под воздействием нашего самосознания и нашего собственного понимания, тогда она способна воспринимать впечатления совсем другого рода, совершенно не похожие на все, исходящее от нас самих. Это похоже на вспышки вдохновения. Дело в том, что они содержат в себе элементы, которых не было в том материале, с которым нам приходилось работать. Именно эти элементы служат связующими звеньями, без которых проблема не могла бы быть решена. Должно было появиться нечто новое, о чем мы не догадывались, да и не могли догадываться. РИС. 10 ТРИ РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМА Этот элемент присутствует во всех великих научных открытиях, и то же самое, безусловно, относится к творчеству в области искусства и повседневной жизни. Источником всего этого является Творческая Энергия, Е3, занимающая высшее положение на диаграмме. Вы можете спросить меня, разве не следует обратить особое внимание на связи в правой части диаграммы, например, между творческой энергией и сознательностью? Видимо, эта связь имеет отношение к уверенности. Даже в самых трудных ситуациях, из которых, казалось бы, выхода быть не может, мы уверены, что он, все же, есть. Впрочем, сюда же следует отнести и уверенность в более обыденном смысле - уверенность, которая поддерживает нас в нашем поиске решений, даже когда ничто не предвещает успеха. Похоже, что нечто в нас уже связано с той целью, к достижению которой мы стремимся, и до тех пор, пока мы не теряем этой связи, мы не теряем надежды и продолжаем бороться. Другой аспект связи между творчеством и сознательностью заключается в том, что она подает нам некие сигналы и лежит в основе так называемой интуиции, которая руководит нами в непривычных ситуациях. Мы часто говорим, что великие ученые обладают "сверхъестественным" предчувствием того, какой эксперимент необходимо провести для продвижения вперед. В то время, как никакими трудами и стараниями, используя все возможное и разумное, не удается приблизить решение проблемы, эти люди идут на прорыв и ухватываются за ниточку, которую остальные просто никогда бы не заметили. Они обнаруживают недостающее звено в решении проблемы, казалось бы, вопреки справедливости, тогда как другие ученые могут больше знать и уметь, но просто не получили такой возможности. Вы, несомненно, нашли бы много примеров этому, изучая биографии великих людей в любой области творчества. По-видимому, для великих людей характерна более значительная выраженность этой связи.
Для понимания творчества также важна нижняя связь с правой стороны, между сознательной и автоматической энергиями (Е4 и Е6). Эта связь обеспечивает упорядоченную работу, один из непременных элементов успешной деятельности. Считается, что гениальность состоит из девяноста девяти частей пота и одной части вдохновения. Это обеспечивается связью между сознательностью и автоматизмом. Кроме того, таким же образом обеспечивается координация функциональных механизмов и направление их работы к достижению поставленной цели. Ослабление этой связи ставит под угрозу наш контакт с выполняемой задачей. Если эта связь прочно установлена, многих проблем и излишних ценностей можно избежать. Это возможно потому, что сознательная энергия выявляет связи на подсознательном и автоматическом уровнях, которые остаются незамеченными чувствительностью. Мне кажется, что это же применимо и к навыкам, хотя я и не могу сказать точно, как. В отношении этой пятой связи для нас важно то, что должна быть определенная самоуправляемая регуляция автоматизма, которую мы называем дисциплиной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|