Чувствительность и сознательность
Эту диаграмму можно непосредственно применить к изучению деятельности человека. В этом случае, горизонтальная линия будет отображать то, что мы называем "сознательным опытом", или просто "сознательностью". Большинство людей, включая психологов, не обращает внимание на тот факт, что у сознательности есть два различных аспекта, соответствующие чувствительной энергии Е5 и Сознательной Энергии Е4. Эти две энергии объединяются, тем самым, создавая мост между жизнью и существованием за ее рамками. Первая (Е5) обеспечивает нашу осведомленность о процессах жизни в психических функциях, в то время, как вторая энергия (Е4) позволяет нам осознавать себя. Тогда как жизнь зависит от жизненных процессов, поддерживающих ее, универсальное существование самодостаточно и ему свойственно самоопределение. Характерное для людей качество самодостаточности основывается именно на присутствии в нас сознательной энергии. К сожалению, в обычном состоянии человека сознательная энергия абсорбируется чувствительной энергией, подобно тому, как вода абсорбируется губкой, хотя губка грубее воды, и истинная природа сознательности теряется из виду. Когда чувствительность и сознательность не разделены, у нас нет прямого контакта с высшей частью нашей природы. С точки зрения реального опыта, можно сказать, что обычно человек может осознавать происходящее, но он не осознает, что осознает происходящее. Иногда человек непреднамеренно разделяет Е5 и Е4, и тогда он осознает в себе нечто иное, помимо активной чувствительности. Чувствительный экран Теперь, чтобы облегчить понимание работы чувствительной энергии, я решил использовать довольно удобный образ. Я не возвожу его в ранг гипотезы, поскольку нет никакой необходимости выяснять, соответствует ли он действительности. На прошлой лекции я в этой связи упоминал об "эмоциональных частях центров", но назвал это обманчивым термином, который использовал Успенский, описывая состояние, когда мы осознаем собственную функциональную активность, не контролируя ее. К этому вопросу можно подойти иначе, рассматривая чувствительную энергию как некий экран, на который попадают различные образы. Источниками этих образов служат ощущения, то есть, зрение, слух, осязание и т.д., а также соответствующие центры - мысленные образы, чувственные образы и т.п. Кроме того, они могут приходить из архива воспоминаний и привычек. Из любого из этих источников образы могут проецироваться на чувствительность, порождая то, что иногда называют "потоком мыслей", или "потоком сознания". Все дело в том, что они появляются и исчезают непроизвольно, хотя, при определенных обстоятельствах, мы и можем подчинять этот процесс собственной воле. Эти "обстоятельства" сопряжены с сознательной энергией (Е4) и соответствуют так называемому состоянию "самосознания".
Чувствительный экран, который я только что описал, это то, что обычно называют умом. Мы говорим, что мысли и образы всплывают "в нашем уме", но, на самом деле, они располагаются "на" экране, когда мы осознаем их. Хотя это и странно, мы используем слово "самосознание" в двух различных значениях, за каждым из которых стоит реальное состояние. Различия между ними заключаются в том, что одно из них непроизвольное, а другое - преднамеренное. Непроизвольное самосознание является состоянием крайнего замешательства, когда мы осознаем, что наша чувствительность (Е5) нам не подчиняется. В этом состоянии, наше поведение продолжает выбрасывать образы на чувствительный экран, без какого-либо контроля с нашей стороны. Мы чувствуем себя неловко, и довольно часто это приводит к различным физиологическим изменениям в нашем организме, например, к появлению румянца на щеках. Безусловно, эта разновидность самосознания соответствует разделению сознательной и чувствительной энергий. В этом состоянии мы знаем, что в нас есть что-то чувствительное, и что-то осознающее эту чувствительность. Тем не менее, это состояние не может привести нас к чему-либо особенно высокому, поскольку, в этом случае, мы не контролируем ситуацию. На самом деле, это состояние, как раз, и является осознанием собственной неспособности контролировать происходящее на чувствительном уровне. Другое состояние коренным образом отличается от первого, поскольку возникает в результате преднамеренного отделения сознательности от чувствительности. Это преднамеренное действие приводит к возникновению состояния сознательности сущности, в котором мы можем наблюдать происходящее на чувствительном уровне со стороны. В этом случае, у нас даже есть возможность контролировать и направлять ход событий.
На данный момент важно понять, можете ли вы выявить два различных состояния, которые иногда сливаются друг с другом, а иногда разделены. Я имею в виду состояние чувствительности и состояние сознательности. Только вы сами можете быть уверенными в том, что ваша сознательность обычно поглощена чувствительностью, и не происходит никакого отслеживания или наблюдения за происходящим. Слияние чувствительности с сознательностью порождает состояние, в котором мы не способны влиять на ход событий. В этом состоянии мы подконтрольны автоматизму, то есть, автоматической энергии Е6, действующей через нервную систему, как мощнейший компьютер.
Решение проблем Предположим, что мы хотим разобраться с какой-то проблемой, о которой мы узнали из чьих-то слов. Информация о ней приходит к нам через ощущения, но может и зародиться где-то среди наших воспоминаний, или из комбинации этих источников. В любом случае, она достигает нашей осведомленности по пути, ведущему от автоматизма к чувствительности, поскольку автоматизм связан со внешним миром через ощущения. Кроме того, он также связан и с нашим прошлым опытом, посредством воспоминаний и привычек. С этой точки зрения, автоматизм похож на прилавок, к которому мы подходим, чтобы купить то, что нам нужно в "магазине", то есть, в мире настоящего и прошлого опыта ощущений.
Предположим далее, что проблема проникла на уровень чувствительности. На этой стадии мы можем, либо взяться за нее, либо проигнорировать. Либо она нас интересует, и мы хотели бы найти способ решить ее, либо эта проблема нас не интересует, и наша чувствительность оставляет ее без внимания. Тогда, новые впечатления или воспоминания вытесняют ее из сферы нашей осведомленности. Но давайте разберем случай, когда эта проблема вызывает у нас определенный интерес и желание разобраться с ней. Далее, как правило, эта проблема запечатлевается в виде серии ментальных образов на экране чувствительности. На этот же экран затем выбрасываются из автоматизма различные впечатления прошлого, то есть, воспоминания, часть из которых может всплывать совершенно без нашего желания, за счет автоматических способов мышления, к которым мы так привыкли. В результате, мы даже можем не замечать то, что всплывает на экране. Кроме того, мы можем извлекать какие-то конкретные факты из нашего архива воспоминаний, или искать информацию вне нас самих, читая, изучая, задавая вопросы и т.п. Другими словами, мы можем попытаться решить эту проблему при помощи материала, доступ к которому нам обеспечивает автоматическая энергия (Е6). Некоторые вопросы можно адекватно решать таким способом. На самом деле, большинство повседневных проблем можно решать при помощи нашего прошлого опыта и наших знаний о происходящем вокруг. Когда автоматизм ставит перед нами проблему поступления пищи по причине голода, мысль о том, что пришло время перекусить, поступает в нашу чувствительность. Эта проблема решается быстро, поскольку мы знаем, куда можно пойти поесть, и действовать в этом случае. Однако, время от времени, возникают проблемы, которые не удается решить таким образом. В этом случае, необходимо создавать связи, которые не могут быть созданы одой лишь чувствительной энергией. Имеющийся в наличии материал, то есть, то, что было отсканировано чувствительностью, не может обеспечить решение такой проблемы. Возможно, требуется обнаружить новые связи, которых мы раньше не видели. Это, в свою очередь, может произойти, только если сознательность отделена от чувствительности. Разделение необходимо потому, что сознательность обладает определенными свойствами, которых нет у чувствительности, и эти свойства не могут быть использованы до тех пор, пока сознательность поглощена чувствительностью. Природа чувствительной энергии такова, что она работает исключительно по принципу да - нет. Когда что-то предстает перед ней, она может, либо принять, либо отвергнуть это. Как я уже говорил, в случае какой-либо проблемы, чувствительность может быть или заинтересована, или не заинтересована и игнорировать то, что в нее поступает. Чувствительность анализирует возможные решения, и может сказать да или нет, как, например, в случае с едой: пойти ли мне в это место или в то? Она сопоставляет ситуацию с количеством денег в моем кошельке, и отвечает да или нет, просто сопоставляя два фактора, и принимая или не принимая ту или иную возможность. Впрочем, это может не всегда быть настолько привязано к фактам, и иногда мы имеем дело с чувствами. Например, у нас может возникнуть желание посетить дорогой ресторан, но мы знаем, что не можем позволить себе это. В результате, между "я хочу" и "я могу" возникает прямой конфликт разновидности да - нет, и одно из двух, в конце концов, возобладает. Сравнение двух положений, различных пар чувств, симпатий и антипатий и т.п. - это, пожалуй, большее, на что способна чувствительность. Она может распознать "чувство" конфликтующих стимулов, и прореагировать, либо на один, либо на другой, но она не дает нам возможности остановиться, поразмыслить и сделать выводы.
Сила сознательности Сознательность обладает гораздо большими связующими и интеграционными возможностями. Когда сознательная энергия действительно освобождается от потока сознательности, она способна распознать множество нюансов. В зависимости от степени освобожденности, она может различить больше или меньше, ведь для того чтобы видеть нужно сначала отойти на некоторое расстояние, иначе, мы "не увидим леса из-за деревьев". Такая узость кругозора характерна для чувствительной энергии, тогда как виденье целого, "леса", свойственно сознательной энергии. Есть проблемы, неразрешимые на уровне чувствительности, но поддающиеся решению на уровне сознательности. В этом случае, они решаются не за счет привлечения чего-либо нового и постороннего, а благодаря выявлению связей, смысла и значений, которых мы не видели раньше.
Когда мы начинаем видеть то, чего не видели мгновение назад, когда происходит нечто вроде открытия "внутреннего глаза" понимания, мы можем с уверенностью говорить о действии сознательности. Это может произойти, либо в результате счастливой случайности, когда наша сознательность остается высвобожденной достаточно долго, чтобы создались соответствующие условия для интеграции материала, либо в том случае, если мы умеем приводить себя в состояние обособленности от самой проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|