Скальные участки. Снежные склоны и ледники. Переправа по камням и снегу
Скальные участки Движение по скалам требует применения правила «трех точек опоры». Это значит: надо двигаться так, чтобы на более или менее сложных участках во время перемещения одной конечности другие не отрывались от опор. На легких скалах руки обычно только поддерживают равновесие и активно работают лишь там, где нет удобной и надежной опоры для ног. Туловище надо по возможности держать вертикально, а руки и ноги разводить не менее чем на ширину плеч. На выступы следует опираться внутренними рантами ботинок. При использовании захвата (рис. 18а) не следует прижиматься к скалам. Это обеспечит лучшие условия для работы ног. Двигаться надо плавно, без рывков - так легче сохранить равновесие и сэкономить силы.
Рис. 18. Работа руками при движении по скальным участкам: а - захват: б - распор: в - упор
Для движения нужно поочередно использовать упоры и распоры (рис. 18 б, в), предпочитая последние: при распорах меньше опасность срыва и нагрузка на пальцы рук. На трудных, но удобных для движения с распором участках двигаться надо прямо вверх. Если необходимо переместиться в сторону, делать это нужно. на более легких участках. В случае отсутствия или недостаточности надежных опор на скальном участке следует возможно полнее использовать трени? (на плитах, гребешках) и силу расклинивания (углы, расщелины). Снежные склоны и ледники Движение по снежным склонам в горах, если нет специального снаряжения, допустимо на простых снежниках, некрутых безопасных подъемах к перевалу или при пересечении фирновых плато. При передвижении надо пользоваться альпенштоком (ледорубом) и обувью на твердой подошве, так как основные усилия при ходьбе по снегу затрачиваются на протаптывание следов, выбивание ступеней и сохранение равновесия.
Туристу не следует резко ударять ногой в снег - лучше спрессовывать в нем след с двух-трех нажимов. Двигаясь по непрочному насту, не надо пытаться удержаться на его поверхности. Лучше пробить наст и утоптать ступеньку. Ведь каждый должен заботиться об идущих позади. Поэтому расстояние между ступеньками направляющий должен соразмерять с удобством движения самого низкорослого туриста в группе. Вес тела следует плавно переносить со ступеньки на ступеньку, опираясь на всю ступню. При движении по снегу соблюдается самостраховка альпенштоком. Подъем по крутым участкам организуют «в три такта»: турист впереди себя втыкает альпеншток и, держась за него руками, вбивает в снег сначала одну, потом другую ногу. Затем альпеншток переносится выше, и движения повторяются в той же последовательности. На пологих склонах туристы спускаются лицом к долине и возможно крепче вминают каблуки в снег. Альпеншток держится на изготовку. Крутые спуски проходят «в три такта» лицом к склону. Если под снегом находится ледник, то во избежание падения в ледниковую трещину следует передвигаться в связках по 2 - 4 человека. Передний должен внимательно зондировать перед собой снег альпенштоком. Участки мягкого льда небольшой крутизны на открытых от снега ледниках преодолеваются в отриконенных ботинках или в обуви на резиновой подошве с глубоким рифлением. Ноги надо ставить на лед так, чтобы они касались его всей ступней. Более крутые участки открытого ледника можно проходить в «кошках» и с вырубанием ледорубом ступеней на склоне. При передвижении на «кошках» ноги следует ставить несколько шире, чем при обычной ходьбе (чтобы не зацеплять зубьями ботинки, брюки). «Кошки» ставят на лед с легким ударом одновременно всеми основными зубьями. В отдельных случаях может потребоваться создание дополнительных точек опоры - вбивание ледовых крючьев.
Для уверенного передвижения по ледовому, снежному и скальному рельефу необходимо более глубокое знание горнотуристской техники и альпинистских приемов. Тем, кто собирается отправиться в горный поход, надо обязательно ознакомиться с ними по специальной литературе и отработать их практически до выезда в горы. Переправа по камням и снегу Наиболее распространенным способом преодоления узкого горного потока является переправа по камням, когда туристы перешагивают или перепрыгивают с одного валуна на другой, страхуясь ледорубами или альпенштоками. Перед переправой важно наметить путь движения и по возможности проверить устойчивость опор. Перед перенесением всей тяжести тела на камень желательно опробовать его ногой и быть готовым, при шаткости опоры, к прыжку на следующий валун. На мелком месте туристы иногда и сами могут набросать в воду камни для переправы. Переправляться через горные реки надо утром, когда еще не началось бурное таяние снега и льда. По снежному мосту переправляются после разведки его прочности. Для этого свод моста осматривают с воды, бросают на него камни. Если полной уверенности в надежности моста нет, переправа допустима только по одному с веревочной страховкой. Первым с зондированием снега ледорубом проходит (переползает) мост опытный турист на страховке без рюкзака.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|