Веревки и узлы. Приемы ориентирования в путешествии. Элементы топографии. Карты и схемы
Веревки и узлы Веревки. При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9 - 11 мм, длина 30 - 40 м) и вспомогательных (толщина 5 - 7 мм, длина 30 - 40 м и 4, 5 - 5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.
Рис. 20. Завязывание узлов: а - ткацкого; б – «проводника»; в - прямого; г - брамшкотового
Узлы для связывания двух веревок. Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом ткацким или прямым («морским») (рис. 20 а, в). При разной толщине веревок применяют брамшкотовый узел (рис. 20 г). При вязке узлов не следует забывать на концах связанных веревок делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы: при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла. Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в «саморазвязывающемся» варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.
Рис. 21. Обвязывание узлом «булинь» с подтяжками из конца веревки
Узлы для петель и обвязки. Применяются для привязывания веревки петлей к неподвижному предмету (дереву, скале) и для обвязывания туриста при организации страховки. Наиболее распространены узлы «проводника» (рис. 206) и «булинь» (рис. 21). Первый более прост, может быть сделан как на конце, так и в середине веревки, но после натяжения с трудом развязывается.
При страховке эти узлы используют обычно в сочетании с подтяжками, получая так называемую грудную обвязку.
Рис. 22. Завязывание узлов: а - «удавки»; б - «схватывающего»
Обвязка-беседка вяжется из короткого конца вспомогательной веревки и применяется при навесной переправе. Вспомогательные узлы. Узел «удавка» (рис. 22а) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки. «Схватывающий» узел (рис. 22б) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т. п. Своеобразие узла состоит в том, что, будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки петлей. Узел «стремя» применяется для привязывания веревки, при вязке транспортировочных устройств, подъемах и т. п. Он легко регулируется и без труда развязывается. Вяжется на конце и в середине веревки.
Приемы ориентирования в путешествии
Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа. Ориентирование при передвижении в незнакомой местности состоит в определении расстояний и выдерживании нужного направления маршрута. Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, без которых не обходятся ни одно туристское путешествие.
Элементы топографии
Карты и схемы Карта. Это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе. Виды карт очень разнообразны. Наиболее точные - топографические. Однако туристы чаще всего имеют дела с областными картами и туристскими картосхемами. Областные административные карты, выпушенные для большинства областей СССР, дают представление о расположении населенных пунктов и позволяют видеть изображение большого участка местности. Туристские картосхемы издаются для наиболее популярных районов путешествий. Они менее подробны и точны, чем топографические, но содержат данные, которых нет на топографических картах (расположение туристских баз, лагерей, экскурсионных объектов, наиболее живописных мест и т. п. ). На некоторых картосхемах изображен тот или иной маршрут, другие снабжены подробным описанием местности и встречающихся достопримечательностей. Для практического движения по маршруту желательно иметь схему (план, кроки) более крупного масштаба. Схема местности. Выполняется обычно на основе карты, путем перерисовки с нее наиболее важных элементов рельефа или прямым копированием по квадратам (с увеличением). Для копирования наиболее удобно применять фотографию, допускающую любое изменение масштаба оригинала, или калькирование с последующим получением синек. Можно использовать простую бумагу. В этом случае карту кладут на стекло, поверх нее бумагу, а под стекло помещают электролампу. Просвеченный таким образом рисунок карты легко перенести даже на толстую бумагу. Схему (карту) целесообразно наклеить на тонкий плотный картон, разрезать на небольшие прямоугольники (по формату имеющегося планшета) и наклеить на ткань с 2 - 3-миллиметровыми интервалами между прямоугольниками. В таком виде она может быть легко свернута «гармошкой» и сохранена от перетирания. Чтобы обезопасить схему (карту) от дождя, ее поверхность следует покрыть бесцветным лаком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|