Для студентов заочного отделения
(ускоренное и 2-е высшее)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 Предмет акмеологии Прикладное и теоретическое значение акмеологии, задачи курса. Акмеология как научная дисциплина. Особенности становления предмета, объекта акмеологии. Ориентация акмеологического подхода в психологии. Задачи и цели акмеологии.
Подходы к классификации возрастов в акмеологии. Виды возрастных периодизаций. Основания периодизаций возрастного развития (начиная с подросткового возраста и до старости): периодизация по Э. Эриксону, периодизация по З. Фрейду, периодизация АПН СССР 1965г., периодизация В. И. Слободчикова, периодизация Ш Бюлер, периодизация Н. Я. Пэрна. «Макро» и «микро» периоды в развитии взрослого человека, их сущность и протяженность. Значение кризисов в развитии. Виды кризисов взрослого человека. Метрические границы периода взрослости. Топологические характеристики периода взрослости. Виды возрастов: биологический возраст, социальный, психологический, рекреационный. Категория возраста в традиционных и современных культурах. Возрастной символизм различных культур. Индивидуальное развитие, описываемое в понятиях: «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива», «стратегия жизни». Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека. Соотнесите понятия «взрослость» и «зрелость». Выделите основные характеристики и качественные отличия данных категорий. «Взрослость-зрелость» различия, аналогии. Взрослость и зрелость как социокультурное явление. Психологические особенности взрослого человека: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, особенности самосознания, Я-концепции, поведенческие особенности. Факторы, влияющие на развитие человека в период взрослости (обучение, труд, жизненный опыт, профессиональная жизнь и др.) «Акме» в контексте жизненного пути человека. Личность как субъект жизненного пути. Раздел 2 Акмеология индивида Возрастной подход к изучению взрослого человека как индивида. Сенсомоторная организация в различные периоды взрослости. Структура психофизиологического развития взрослых. Эволюция психофизиологических функций человека. Возраст и индивид. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека в различные периоды взрослости.
Физическое и когнитивное развитие в период ранней, средней, поздней взрослости. Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития. Пол и различные виды деятельности. Маскулинность – фемининность и выбор рода занятий в период взрослости. Раздел 3 Акмеология субъекта деятельности Развитие субъекта деятельности, проф. самоопределение и саморазвитие. Сущность «акме» в профессиональном развитии человека.Взрослый человек как субъект общения. Позиция субъекта в профессиональной деятельности. Виды профессионального «акме». Критерии профессионального «акме» в соотнесении с показателями профессионализма и компетентности. Условия достижения профессионального «акме». Профессиональное и личностное самоопределение. Эффективность труда. Работоспособность, трудоспособность. Карьера и карьерные притязания. Задачи психологии обучения взрослых. Возраст и обучаемость. Роль жизненного опыта в усвоении знаний. Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Повышение профессиональной квалификации. Профессионализм и возраст. Оценка себя как профессионала. Противоречия личностного и профессионального развития. Понятие профессионального здоровья. Профессиональное самосохранение. Профессиональное долгожительство. Переоценка профессиональной карьеры, трудовой стресс. Профессиональное выгорание и деформация в деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|