Раздел 4 Акмеология личности и индивидуальности
Теоретические основания и предметная область акмеологии личности. Творческий потенциал и его реализация в период взрослости. Самореализация личности как психологическая проблема, её взаимосвязь с достижением вершины личностного и социального развития. Самореализация в профессиональной сфере. Самореализация в личной жизни. Уровни и механизмы самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности. Затруднения самореализации личности в профессиональной сфере. Средства оптимизации личностно-профессиональной самореализации. Влияние пола на самореализацию в профессиональной деятельности (гендерные аспекты самореализации личности). Профессиональная карьера и самореализация личности. Удовлетворенность от самореализации личности. Проблемы самореализации одаренных женщин. Акмеологические технологии изучения личностного и профессионального развития. Виды технологий совершенствования (обучающие, игромоделирование, психоконсультирование, развитие аутопсихологической компетентности, акмеологические службы). Мониторинг личностного и профессионального развития (знакомство с методиками). Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития взрослого человека. Конфликтологическая компетентнось. Раздел 5Закономерности психического развития на акмеологическом отрезке жизни человека Признаки зрелости личности в трудах классиков психоанализа, трансперсональной и гуманистической психологии, психосинтеза: Ш. Бюлер, К.Юнг, А.Адлер, Э.Берн, Э.Эриксон, Э.Фромм, Г.Олпорт, Э.Шпрангер, В., Ливехуд Б., Франкл, Роджерс К., Маслоу А., Л. Зонди, Холл К.С., Линдсей Г., Сатир В. Отечественные исследования характеристик зрелой личности: С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев и др.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар Тема: Введение в общую акмеологию. 2ч. Цель: Обозначить объектное и предметное поле научной дисциплины «Акмеология» Вопросы для обсуждения: 1. Акмеология как научная дисциплина. Особенности становления предмета, объекта акмеологии. 2. Ориентация акмеологического подхода в психологии. Задачи и цели акмеологии. Основная литература: 1. Портнова, А. Г. Акмеология [Текст]: учебное пособие /А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180 с. 2. Психологический атлас человека [Текст] /Под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. 3. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. Дополнительная литература: 4. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – Спб.: Питер, 2003. –256 с. 5. Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова. – СПб.: Алтейя. – 2000. – 288с.
Семинар Тема: Метрические границы периода взрослости 2ч. Цель: Определение метрических границ периода взрослости. Определить понятия: время, микропериод, макропериод, историческое время, критическое время, периодизация, кризис, возрастной кризис. Вопросы для обсуждения: 1. Подходы к классификации возрастов в акмеологии 2. Виды возрастных периодизаций (Сообщения и доклады) 3. «Макро» и «микро» периоды в развитии взрослого человека, их сущность и протяженность. 4. Значение кризисов в развитии. Виды кризисов взрослого человека. ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ: Основания периодизаций возрастного развития (начиная с подросткового возраста и до старости):
1. периодизация по Э. Эриксону, 2. периодизация по З. Фрейду, 3. периодизация АПН СССР 1965г., 4. периодизация В. И. Слободчикова, 5. периодизация Ш Бюлер, 6. периодизация Н. Я. Пэрна Основная литература: 1. Психология [Текст]: Учебник / под ред. д. психол. н., профессора А. А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 584с. 2. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. 3. Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова. – СПб.: Алтейя. – 2000. – 288с. Дополнительная литература: 4. Бочаров В. В. Антропология возраста [Текст]: Учебное пособие /В. В. Бочаров. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2001. – 196 с. 5. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. 6. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст] / У. Крейн, 5-е международное издание. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2002. – 512 с.
Семинар Тема: Топологические характеристики периода взрослости. 2ч. Цель: Знакомство с понятиями и категориями возраста в междисциплинарном поле. Выделение качественных характеристик возраста. Определить понятия: возраст, зрелость, взрослость, фактор возраста, топологические характеристики. Вопросы для обсуждения: 1. Категория возраста в традиционных и современных культурах. Возрастной символизм различных культур. (Доклады и сообщения) 2. Индивидуальное развитие, описываемое в понятиях: «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива», «стратегия жизни». 3. Виды возрастов: биологический возраст, социальный, психологический, рекреационный. 4. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека. Соотнесите понятия «взрослость» и «зрелость». Выделите основные характеристики и качественные отличия данных категорий. СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. «Акме» в контексте жизненного пути человека. Личность как субъект жизненного пути. 2. Возрастной символизм в различных культурах (Россия, Япония, Индия, Европа и др.).
3. Регуляция конфликтов между поколениями (Брачный статус молодоженов). 4. Границы совершеннолетия. Основная литература: 1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с. 2. Портнова, А. Г. Акмеология [Текст]: учебное пособие /А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180 с. 3. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. 4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: «Академия», 2002. – 208с. Дополнительная: 5. Бочаров, В. В. Антропология возраста [Текст]: Учебное пособие /В. В. Бочаров. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2001. – 196 с. 6. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] /И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с. 7. Крянев, Ю. В. Философия качества [Текст] / Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов / Пред. Б. В. Бойцова. – М. Вузовская книга, 2004. – 304 с. 8. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала: [Текст] Учебное пособие / А. Р. Фонарев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 240 с.
Семинар Тема: Психофизиологическое развитие в период взрослости. 4ч. Цель: Определить особенности протекания психических процессов в период взрослости. Определить понятия: психофизиологические функции человека, факторы развития, опыт, когнитивные способности, аффективная сфера, мотив, мотивационная сфера, Я-концепция. Вопросы для обсуждения: 1. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека в различные периоды взрослости. 2. Факторы, влияющие на развитие человека в период взрослости (обучение, труд, жизненный опыт, профессиональная жизнь и др.) 3. Психологические особенности взрослого человека: 3.1. Когнитивные особенности
3.2. Аффективная сфера 3.3. Мотивационная сфера 3.4. Особенности самосознания, Я-концепции 3.5. Поведенческие особенности СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Возможно ли развитие взрослого человека как личности. 2. Структура самосознания человека. Имя как символ социально-возрастного статуса. 3. Особенности общения в период ранней взрослости. 4. Особенности общения в период среднего возраста. Основная литература: 1. Психология среднего возраста, старения смерти [Текст] /Под общей ред. А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с. 2. Психологический атлас человека [Текст] /Под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. 3. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. 4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: «Академия», 2002. – 208с. Дополнительная литература: 5. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.– 544с. 6. Келли, Г. Ф. Основы современной сексологии [Текст] / Г. Ф. Келли. – СПб.: Питер, 2000. – 896 с. 7. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. 8. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст] / У. Крейн, 5-е международное издание. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2002. – 512 с. 9. Олпорт, Г. Становление личности [Текст]: Избранные труды /Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с. 10. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
Семинар Тема: Особенности физического и когнитивного развития человека вступающего в период взрослости. 2ч. Цель: Отметить ключевые моменты вхождения во взрослость. Определить понятия: здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, факторы здоровья, сексуальность, когнитивный рост, задачи развития, гибкость интеллекта, продуктивность мыслительной деятельности. 1. Физическое здоровье, физическая форма, сила и выносливость (смертность в ранней зрелости, болезнь, нетрудоспособность, физические недостатки) 2. Сексуальность в ранней взрослости, способность к воспроизведению потомства. 3. Влияние обучения на интеллектуальное развитие взрослых. Когнитивный рост или спад? Гибкое использование взрослого интеллекта. 4. Задачи развития в период ранней взрослости. СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Факторы здоровья в человеческом обществе.
2. Особенности мужской и женской сексуальности. Сексапильность. 3. Критерии когнитивной зрелости в период ранней взрослости (Диалектическое мышление, обязательность и ответственность, гибкость мышления). 4. Активность как основа развития личности, достигающей Акме. 5. Развитие личного «Я»: идентичность, близость и генеративность. Основная литература: 1. Психологический атлас человека [Текст] /Под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. 2. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. 3. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: «Академия», 2002. – 208с. 4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.– 544с. Дополнительная литература: 5. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с. 6. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] /А. К. Маркова. – М., 1996. – 308 с. 7. Периодические издания: журнал «Акмеология», «Практический психология» и др.
Семинар Тема: Особенности среднего и позднего периодов взрослости. 2ч. Цель: Выделить отличительные психофизиологические особенности периода ранней взрослости и последующего периода жизни Основные понятия: факторы здоровья, психические заболевания, старость, средний возраст, кризис середины жизни, кризис семейных отношений, старость, смерть, подвижный интеллект, кристаллизованный интеллект. Вопросы для обсуждения: 1. Сохранение и изменение физических возможностей в среднем возрасте. 2. Типы преобладающих заболеваний. Факторы здоровья. 3. Особенности отношений в семье. Сфера общения в среднем и пожилом возрастах. 4. Динамика интеллекта в пожилом возрасте. 5. Психические заболевания и старение. СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Возрастные изменения подвижного и кристаллизованного интеллекта. 2. Творческие способности в старости. 3. Отношение к смерти как психологической категории Основная литература: 1. Психология среднего возраста, старения смерти [Текст] /Под общей ред. А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с. 2. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. Дополнительная литература: 3. Вагин, И. О. Психология жизни и смерти [Текст] / И. О. Вагин. – СПб.: Питер, 2002. –160 с. 4. Глуханюк, Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения [Текст] / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гришкович издание 2-е, дополненное. – М. Московский психолого-социальный институт, 2003. – 112 с. 5. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения [Текст] / Я. Стюарт-Гамильтон. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с. Семинар Тема: Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития в период взрослости. 2ч. Цель: Определить влияние пола на различия в эмоциональной сфере, в способностях, в личностных особенностях мужчин и женщин зрелого возраста. Определение понятий: экспрессивность, эмоциональные свойства личности, гендер, маскулинность, фемининность. Вопросы для обсуждения: 1. Биологические аспекты половой дифференциации. Половая идентификация и нарушения половой идентичности. 2. Половые различия в эмоциональной сфере, в способностях мужчин и женщин. 3. «Маскулинность – фемининность» и выбор рода занятий в период взрослости. 4. Тестирование по методике С. Бем «Маскулинность - фемининость». Работа с результатами, обсуждение психологического пола. СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Теория андрогинности, представления о маскулинности-фемининности. 2. Современный женский спорт. Основная литература: 1. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с. 2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с. 3. Обозов, Н. Н. Психология взрослого человека [Текст] /Н. Н. Обозов. – СПб., 1997. Дополнительная литература: 4. Агеев, В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов [Текст] / В. С. Агеев // Вопросы психологии. – 1987. - №2. – С. 152-158. 5. Андреева, Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия [Текст] /Т. В. Андреева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. – С. 203–216. Семинар Тема: Труд как ведущая деятельность периода зрелости. Достижение профессионального Акме. 4ч. Цель: Выявление условий и факторов, влияющих на достижение профессионального «Акме» Определение понятий: вершина профессионального развития, профессиональное самоопределение, профессиональная самореализация, труд, профессионализм, компетентность. Вопросы для обсуждения: 1. Сущность «акме» в профессиональном развитии человека. 2. Позиция субъекта в профессиональной деятельности. Виды профессионального «акме». 3. Критерии профессионального «акме» в соотнесении с показателями профессионализма и компетентности. 4. Условия достижения профессионального «акме». СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Профессиональное и личностное самоопределение 2. Эффективность труда. Работоспособность, трудоспособность. 3. Карьера и карьерные притязания. Основная литература: 1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с. 2. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – Спб.: Питер, 2003. –256 с. 3. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] /А. К. Маркова. – М., 1996. – 308 с. Дополнительная литература: 4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.– 544с. 5. Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова. – СПб.: Алтейя. – 2000. – 288с. 6. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала: [Текст] Учебное пособие / А. Р. Фонарев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 240 с.
Семинар Тема: Обучение и труд как факторы интеллектуального развития взрослых. 4ч. Цель: Установить отличительные особенности в обучении взрослых. Ознакомиться с акмеологическими технологиями совершенствования человека. Определение понятий: оценка потребности в обучении, методы и техники обучения взрослых, удовлетворенность деятельностью, этапность и уровни обучения. Вопросы для обсуждения: 1. Задачи психологии обучения взрослых. 2. Возраст и обучаемость. Роль жизненного опыта в усвоении знаний. 3. Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Повышение профессиональной квалификации. 4. Профессионализм и возраст. Оценка себя как профессионала. 5. Противоречия личностного и профессионального развития. СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Понятие профессионального здоровья. Профессиональное самосохранение. Профессиональное долгожительство. 2. Переоценка профессиональной карьеры, трудовой стресс. 3. Профессиональное выгорание и деформация в деятельности. 4. Опасности выхода на пенсию и изменения статуса. Основная литература: 1. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Деркач. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с. 2. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с. 3. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] /А. К. Маркова. – М., 1996. – 308 с. 4. Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова. – СПб.: Алтейя. – 2000. – 288с. Дополнительная литература: 5. Мучински, П. Психология, профессия, карьера [Текст] /П. Мучински 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 539 с. 6. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала: [Текст] Учебное пособие / А. Р. Фонарев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 240 с.
Семинар-коллоквиум Тема: Акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности. 2ч. Цель: Описание феномена «акме». Выявление условий и факторов, влияющих на достижение взрослым человеком «акме» Вопросы для обсуждения на коллоквиуме: 1. Феномен «акме» и его главные характеристики. 2. «Акме» человека как индивида. 3. «Акме» в личностном развитии человека. 4. «Акме» в контексте развития индивидуальности человека. 5. «Акме» субъекта деятельности. Основная литература: 1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с. 2. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с. 3. Портнова, А. Г. Акмеология [Текст]: учебное пособие /А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180 с. Дополнительная литература: 4. Бодалев, А. А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни / А. А. Бодалев, В. Т. Ганжин // Мир психологии. – 1999. – №2. – С. 11-23. 5. Психологические проблемы самореализации личности [Текст] / под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. – Вып.3.– СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 65 с. 6. Холл, К. С. Теории личности [Текст] /К. С. Холл, Г. Линдсей / Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с. 7. Периодические издания из серии «Акмеология»
Семинар Тема: Проблема самореализации личности. 2ч. Цель: Установить психологические детерминанты самореализации личности Определение понятий: самореализация, уровни самореализации, механизмы и стратегии самореализации, затруднения и барьеры самореализации Вопросы для обсуждения: 1. Самореализация личности как психологическая проблема, её взаимосвязь с достижением вершины личностного и социального развития. 2. Уровни и механизмы самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности. 3. Затруднения самореализации личности в профессиональной сфере. 4. Средства оптимизации личностно-профессиональной самореализации. СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Влияние пола на самореализацию в профессиональной деятельности (Гендерные аспекты самореализации личности) 2. Профессиональная карьера и самореализация личности 3. Удовлетворенность от самореализации личности 4. Проблемы самореализации одаренных женщин. Основная литература: 1. Ильин, В. В. Философия и акмеология [Текст] / В. В. Ильин, С. Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2003. – 395 с. 2. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л. А. Коростылева. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 222 с. 3. Психология [Текст]: Учебник / под ред. д. психол. н., профессора А. А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 584с. 4. Психология среднего возраста, старения смерти [Текст] /Под общей ред. А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с. Дополнительная литература: 5. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. – М., 1998. 6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. 7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с. 8. Попова, Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности [Текст] / Л. В. Попова: Учебное пособие. – М., 1996. 9. Попова, Л. В. Проблемы самореализации одаренных женщин [Текст] / Л. В. Попова // Вопросы психологии. – 1996. – №2.
Семинар Тема: Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития. 4 ч. Цель: Ознакомиться с акмеологическими технологиями, методами качественной оценки профессионального развития, отдельными методиками. Вопросы для обсуждения: 1. Акмеологические технологии изучения личностного и профессионального развития. 2. Виды технологий совершенствования (обучающие, игромоделирование, психоконсультирование, развитие аутопсихологической компетентности, акмеологические службы) 3. Мониторинг личностного и профессионального развития (знакомство с методиками). СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития взрослого человека. 2. Тренинг конфликтологической компетентности. Основная литература: 1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с. 2. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. –256 с. 3. Портнова, А. Г. Акмеология [Текст]: учебное пособие /А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180 с. Дополнительная литература: 4. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности [Текст] /А. В. Ботаршев:Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005. – 208 с. 5. Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований [Текст] / А. А. Деркач. – М., 1999. – 392 с.
Семинар Тема: Освоенные дидактические единицы дисциплины «Акмеология» 2ч. 1. Контрольный срез в виде электронного тестирования в формате «AST». Основная литература: 1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с. 2. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – Спб.: Питер, 2003. –256 с. 3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. 4. Портнова, А. Г. Акмеология: учебное пособие [Текст] / А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180с. Дополнительная литература: 1. Методология компьютерного тестирования. Среда «АСТ-Тест» [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Сост. Э. Э. Грузина, О. В. Тилина. – Кемерово, 2007. – 74 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|