Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4 Акмеология личности и индивидуальности




Теоретические основания и предметная область акмеологии личности.

Творческий потенциал и его реализация в период взрослости.

Самореализация личности как психологическая проблема, её взаимосвязь с достижением вершины личностного и социального развития.

Самореализация в профессиональной сфере. Самореализация в личной жизни.

Уровни и механизмы самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности.

Затруднения самореализации личности в профессиональной сфере.

Средства оптимизации личностно-профессиональной самореализации.

Влияние пола на самореализацию в профессиональной деятельности (гендерные аспекты самореализации личности).

Профессиональная карьера и самореализация личности. Удовлетворенность от самореализации личности. Проблемы самореализации одаренных женщин.

Акмеологические технологии изучения личностного и профессионального развития. Виды технологий совершенствования (обучающие, игромоделирование, психоконсультирование, развитие аутопсихологической компетентности, акмеологические службы). Мониторинг личностного и профессионального развития (знакомство с методиками). Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития взрослого человека. Конфликтологическая компетентнось.

Раздел 5Закономерности психического развития на акмеологическом отрезке жизни человека

Признаки зрелости личности в трудах классиков психоанализа, трансперсональной и гуманистической психологии, психосинтеза: Ш. Бюлер, К.Юнг, А.Адлер, Э.Берн, Э.Эриксон, Э.Фромм, Г.Олпорт, Э.Шпрангер, В., Ливехуд Б., Франкл, Роджерс К., Маслоу А., Л. Зонди, Холл К.С., Линдсей Г., Сатир В.

Отечественные исследования характеристик зрелой личности: С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев и др.

 

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар Тема: Введение в общую акмеологию. 2ч.

Цель: Обозначить объектное и предметное поле научной дисциплины «Акмеология»

Вопросы для обсуждения:

1. Акмеология как научная дисциплина. Особенности становления предмета, объекта акмеологии.

2. Ориентация акмеологического подхода в психологии. Задачи и цели акмеологии.

Основная литература:

1. Портнова, А. Г. Акмеология [Текст]: учебное пособие /А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180 с.

2. Психологический атлас человека [Текст] /Под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с.

3. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

Дополнительная литература:

4. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – Спб.: Питер, 2003. –256 с.

5. Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова. – СПб.: Алтейя. – 2000. – 288с.

 

Семинар Тема: Метрические границы периода взрослости 2ч.

Цель: Определение метрических границ периода взрослости.

Определить понятия: время, микропериод, макропериод, историческое время, критическое время, периодизация, кризис, возрастной кризис.

Вопросы для обсуждения:

1. Подходы к классификации возрастов в акмеологии

2. Виды возрастных периодизаций (Сообщения и доклады)

3. «Макро» и «микро» периоды в развитии взрослого человека, их сущность и протяженность.

4. Значение кризисов в развитии. Виды кризисов взрослого человека.

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ:

Основания периодизаций возрастного развития (начиная с подросткового возраста и до старости):

1. периодизация по Э. Эриксону,

2. периодизация по З. Фрейду,

3. периодизация АПН СССР 1965г.,

4. периодизация В. И. Слободчикова,

5. периодизация Ш Бюлер,

6. периодизация Н. Я. Пэрна

Основная литература:

1. Психология [Текст]: Учебник / под ред. д. психол. н., профессора А. А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 584с.

2. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

3. Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова. – СПб.: Алтейя. – 2000. – 288с.

Дополнительная литература:

4. Бочаров В. В. Антропология возраста [Текст]: Учебное пособие /В. В. Бочаров. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2001. – 196 с.

5. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

6. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст] / У. Крейн, 5-е международное издание. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2002. – 512 с.

 

Семинар Тема: Топологические характеристики периода взрослости. 2ч.

Цель: Знакомство с понятиями и категориями возраста в междисциплинарном поле. Выделение качественных характеристик возраста. Определить понятия: возраст, зрелость, взрослость, фактор возраста, топологические характеристики.

Вопросы для обсуждения:

1. Категория возраста в традиционных и современных культурах. Возрастной символизм различных культур. (Доклады и сообщения)

2. Индивидуальное развитие, описываемое в понятиях: «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива», «стратегия жизни».

3. Виды возрастов: биологический возраст, социальный, психологический, рекреационный.

4. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека. Соотнесите понятия «взрослость» и «зрелость». Выделите основные характеристики и качественные отличия данных категорий.

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. «Акме» в контексте жизненного пути человека. Личность как субъект жизненного пути.

2. Возрастной символизм в различных культурах (Россия, Япония, Индия, Европа и др.).

3. Регуляция конфликтов между поколениями (Брачный статус молодоженов).

4. Границы совершеннолетия.

Основная литература:

1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с.

2. Портнова, А. Г. Акмеология [Текст]: учебное пособие /А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180 с.

3. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: «Академия», 2002. – 208с.

Дополнительная:

5. Бочаров, В. В. Антропология возраста [Текст]: Учебное пособие /В. В. Бочаров. – СПб.: Изд-во СПб университета, 2001. – 196 с.

6. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] /И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

7. Крянев, Ю. В. Философия качества [Текст] / Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов / Пред. Б. В. Бойцова. – М. Вузовская книга, 2004. – 304 с.

8. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала: [Текст] Учебное пособие / А. Р. Фонарев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 240 с.

 

Семинар Тема: Психофизиологическое развитие в период взрослости. 4ч.

Цель: Определить особенности протекания психических процессов в период взрослости.

Определить понятия: психофизиологические функции человека, факторы развития, опыт, когнитивные способности, аффективная сфера, мотив, мотивационная сфера, Я-концепция.

Вопросы для обсуждения:

1. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека в различные периоды взрослости.

2. Факторы, влияющие на развитие человека в период взрослости (обучение, труд, жизненный опыт, профессиональная жизнь и др.)

3. Психологические особенности взрослого человека:

3.1. Когнитивные особенности

3.2. Аффективная сфера

3.3. Мотивационная сфера

3.4. Особенности самосознания, Я-концепции

3.5. Поведенческие особенности

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. Возможно ли развитие взрослого человека как личности.

2. Структура самосознания человека. Имя как символ социально-возрастного статуса.

3. Особенности общения в период ранней взрослости.

4. Особенности общения в период среднего возраста.

Основная литература:

1. Психология среднего возраста, старения смерти [Текст] /Под общей ред. А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с.

2. Психологический атлас человека [Текст] /Под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с.

3. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: «Академия», 2002. – 208с.

Дополнительная литература:

5. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.– 544с.

6. Келли, Г. Ф. Основы современной сексологии [Текст] / Г. Ф. Келли. – СПб.: Питер, 2000. – 896 с.

7. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

8. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст] / У. Крейн, 5-е международное издание. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2002. – 512 с.

9. Олпорт, Г. Становление личности [Текст]: Избранные труды /Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

10. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

 

Семинар Тема: Особенности физического и когнитивного развития человека вступающего в период взрослости. 2ч.

Цель: Отметить ключевые моменты вхождения во взрослость.

Определить понятия: здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, факторы здоровья, сексуальность, когнитивный рост, задачи развития, гибкость интеллекта, продуктивность мыслительной деятельности.

1. Физическое здоровье, физическая форма, сила и выносливость (смертность в ранней зрелости, болезнь, нетрудоспособность, физические недостатки)

2. Сексуальность в ранней взрослости, способность к воспроизведению потомства.

3. Влияние обучения на интеллектуальное развитие взрослых. Когнитивный рост или спад? Гибкое использование взрослого интеллекта.

4. Задачи развития в период ранней взрослости.

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. Факторы здоровья в человеческом обществе.

2. Особенности мужской и женской сексуальности. Сексапильность.

3. Критерии когнитивной зрелости в период ранней взрослости (Диалектическое мышление, обязательность и ответственность, гибкость мышления).

4. Активность как основа развития личности, достигающей Акме.

5. Развитие личного «Я»: идентичность, близость и генеративность.

Основная литература:

1. Психологический атлас человека [Текст] /Под ред. А. А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с.

2. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

3. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: «Академия», 2002. – 208с.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.– 544с.

Дополнительная литература:

5. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с.

6. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] /А. К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.

7. Периодические издания: журнал «Акмеология», «Практический психология» и др.

 

Семинар Тема: Особенности среднего и позднего периодов взрослости. 2ч.

Цель: Выделить отличительные психофизиологические особенности периода ранней взрослости и последующего периода жизни

Основные понятия: факторы здоровья, психические заболевания, старость, средний возраст, кризис середины жизни, кризис семейных отношений, старость, смерть, подвижный интеллект, кристаллизованный интеллект.

Вопросы для обсуждения:

1. Сохранение и изменение физических возможностей в среднем возрасте.

2. Типы преобладающих заболеваний. Факторы здоровья.

3. Особенности отношений в семье. Сфера общения в среднем и пожилом возрастах.

4. Динамика интеллекта в пожилом возрасте.

5. Психические заболевания и старение.

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. Возрастные изменения подвижного и кристаллизованного интеллекта.

2. Творческие способности в старости.

3. Отношение к смерти как психологической категории

Основная литература:

1. Психология среднего возраста, старения смерти [Текст] /Под общей ред. А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с.

2. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев / Под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

Дополнительная литература:

3. Вагин, И. О. Психология жизни и смерти [Текст] / И. О. Вагин. – СПб.: Питер, 2002. –160 с.

4. Глуханюк, Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения [Текст] / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гришкович издание 2-е, дополненное. – М. Московский психолого-социальный институт, 2003. – 112 с.

5. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения [Текст] / Я. Стюарт-Гамильтон. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.

Семинар Тема: Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития в период взрослости. 2ч.

Цель: Определить влияние пола на различия в эмоциональной сфере, в способностях, в личностных особенностях мужчин и женщин зрелого возраста.

Определение понятий: экспрессивность, эмоциональные свойства личности, гендер, маскулинность, фемининность.

Вопросы для обсуждения:

1. Биологические аспекты половой дифференциации. Половая идентификация и нарушения половой идентичности.

2. Половые различия в эмоциональной сфере, в способностях мужчин и женщин.

3. «Маскулинность – фемининность» и выбор рода занятий в период взрослости.

4. Тестирование по методике С. Бем «Маскулинность - фемининость». Работа с результатами, обсуждение психологического пола.

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. Теория андрогинности, представления о маскулинности-фемининности.

2. Современный женский спорт.

Основная литература:

1. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

3. Обозов, Н. Н. Психология взрослого человека [Текст] /Н. Н. Обозов. – СПб., 1997.

Дополнительная литература:

4. Агеев, В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов [Текст] / В. С. Агеев // Вопросы психологии. – 1987. - №2. – С. 152-158.

5. Андреева, Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия [Текст] /Т. В. Андреева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. – С. 203–216.

Семинар Тема: Труд как ведущая деятельность периода зрелости. Достижение профессионального Акме. 4ч.

Цель: Выявление условий и факторов, влияющих на достижение профессионального «Акме»

Определение понятий: вершина профессионального развития, профессиональное самоопределение, профессиональная самореализация, труд, профессионализм, компетентность.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность «акме» в профессиональном развитии человека.

2. Позиция субъекта в профессиональной деятельности. Виды профессионального «акме».

3. Критерии профессионального «акме» в соотнесении с показателями профессионализма и компетентности.

4. Условия достижения профессионального «акме».

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. Профессиональное и личностное самоопределение

2. Эффективность труда. Работоспособность, трудоспособность.

3. Карьера и карьерные притязания.

Основная литература:

1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с.

2. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – Спб.: Питер, 2003. –256 с.

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] /А. К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.

Дополнительная литература:

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.– 544с.

5. Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова. – СПб.: Алтейя. – 2000. – 288с.

6. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала: [Текст] Учебное пособие / А. Р. Фонарев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 240 с.

 

Семинар Тема: Обучение и труд как факторы интеллектуального развития взрослых. 4ч.

Цель: Установить отличительные особенности в обучении взрослых. Ознакомиться с акмеологическими технологиями совершенствования человека.

Определение понятий: оценка потребности в обучении, методы и техники обучения взрослых, удовлетворенность деятельностью, этапность и уровни обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи психологии обучения взрослых.

2. Возраст и обучаемость. Роль жизненного опыта в усвоении знаний.

3. Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Повышение профессиональной квалификации.

4. Профессионализм и возраст. Оценка себя как профессионала.

5. Противоречия личностного и профессионального развития.

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. Понятие профессионального здоровья. Профессиональное самосохранение. Профессиональное долгожительство.

2. Переоценка профессиональной карьеры, трудовой стресс.

3. Профессиональное выгорание и деформация в деятельности.

4. Опасности выхода на пенсию и изменения статуса.

Основная литература:

1. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Деркач. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.

2. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с.

3. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] /А. К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.

4. Степанова, Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова. – СПб.: Алтейя. – 2000. – 288с.

Дополнительная литература:

5. Мучински, П. Психология, профессия, карьера [Текст] /П. Мучински 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 539 с.

6. Фонарев, А. Р. Психология становления личности профессионала: [Текст] Учебное пособие / А. Р. Фонарев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 240 с.

 

Семинар-коллоквиум Тема: Акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности. 2ч.

Цель: Описание феномена «акме». Выявление условий и факторов, влияющих на достижение взрослым человеком «акме»

Вопросы для обсуждения на коллоквиуме:

1. Феномен «акме» и его главные характеристики.

2. «Акме» человека как индивида.

3. «Акме» в личностном развитии человека.

4. «Акме» в контексте развития индивидуальности человека.

5. «Акме» субъекта деятельности.

Основная литература:

1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с.

2. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

3. Портнова, А. Г. Акмеология [Текст]: учебное пособие /А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180 с.

Дополнительная литература:

4. Бодалев, А. А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни / А. А. Бодалев, В. Т. Ганжин // Мир психологии. – 1999. – №2. – С. 11-23.

5. Психологические проблемы самореализации личности [Текст] / под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. – Вып.3.– СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 65 с.

6. Холл, К. С. Теории личности [Текст] /К. С. Холл, Г. Линдсей / Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с.

7. Периодические издания из серии «Акмеология»

 

Семинар Тема: Проблема самореализации личности. 2ч.

Цель: Установить психологические детерминанты самореализации личности

Определение понятий: самореализация, уровни самореализации, механизмы и стратегии самореализации, затруднения и барьеры самореализации

Вопросы для обсуждения:

1. Самореализация личности как психологическая проблема, её взаимосвязь с достижением вершины личностного и социального развития.

2. Уровни и механизмы самореализации личности в основных сферах жизнедеятельности.

3. Затруднения самореализации личности в профессиональной сфере.

4. Средства оптимизации личностно-профессиональной самореализации.

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. Влияние пола на самореализацию в профессиональной деятельности (Гендерные аспекты самореализации личности)

2. Профессиональная карьера и самореализация личности

3. Удовлетворенность от самореализации личности

4. Проблемы самореализации одаренных женщин.

Основная литература:

1. Ильин, В. В. Философия и акмеология [Текст] / В. В. Ильин, С. Д. Пожарский. – СПб.: Политехника, 2003. – 395 с.

2. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л. А. Коростылева. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 222 с.

3. Психология [Текст]: Учебник / под ред. д. психол. н., профессора А. А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998. – 584с.

4. Психология среднего возраста, старения смерти [Текст] /Под общей ред. А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 384 с.

Дополнительная литература:

5. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. – М., 1998.

6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

8. Попова, Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности [Текст] / Л. В. Попова: Учебное пособие. – М., 1996.

9. Попова, Л. В. Проблемы самореализации одаренных женщин [Текст] / Л. В. Попова // Вопросы психологии. – 1996. – №2.

 

Семинар Тема: Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития. 4 ч.

Цель: Ознакомиться с акмеологическими технологиями, методами качественной оценки профессионального развития, отдельными методиками. Вопросы для обсуждения:

1. Акмеологические технологии изучения личностного и профессионального развития.

2. Виды технологий совершенствования (обучающие, игромоделирование, психоконсультирование, развитие аутопсихологической компетентности, акмеологические службы)

3. Мониторинг личностного и профессионального развития (знакомство с методиками).

СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ:

1. Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития взрослого человека.

2. Тренинг конфликтологической компетентности.

Основная литература:

1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с.

2. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. –256 с.

3. Портнова, А. Г. Акмеология [Текст]: учебное пособие /А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180 с.

Дополнительная литература:

4. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности [Текст] /А. В. Ботаршев:Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005. – 208 с.

5. Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований [Текст] / А. А. Деркач. – М., 1999. – 392 с.

 

Семинар Тема: Освоенные дидактические единицы дисциплины «Акмеология» 2ч.

1. Контрольный срез в виде электронного тестирования в формате «AST».

Основная литература:

1. Акмеология: [Текст] Учебник / Под общей ред. д. психол. н., профессора, академика РАО А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. –681 с.

2. Акмеология: [Текст] Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – Спб.: Питер, 2003. –256 с.

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

4. Портнова, А. Г. Акмеология: учебное пособие [Текст] / А. Г. Портнова, Е. Л. Холодцева; ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 180с.

Дополнительная литература:

1. Методология компьютерного тестирования. Среда «АСТ-Тест» [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Сост. Э. Э. Грузина, О. В. Тилина. – Кемерово, 2007. – 74 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...