Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книга третья




1. Между тем Зенон, [1] по смерти сына, стал царствовать один и как бы думал, что иметь во власти все не значит, не направляться по произволу ко всем встречным удовольствиям; а потому с самого же начала предался приманкам сластолюбия до того, что ничем не удерживался от постыдного и беззаконного, но так сроднился с этим, что совершать пороки скрытно и без свидетелей считал делом низким, а явно и как бы на глазах - делом царским и приличным только автократору. [2] Конечно, он судил худо и рабски. Автократор познается не из того, что ему пришлось управлять другими; но сперва из того, что он владеет и управляет самим собой, не дозволяя ничему худому проникать в свое сердце и являясь недоступным для порочных пожеланий; так что представляет в себе живой образ добродетелей, располагающий подданного к подражанию. Напротив тот, кто открыл свое сердце удовольствиям, неприметно для самого себя, мало помалу делается презренным рабом, пленником без выкупа, тот бывает принужден постоянно менять господ, как делают негодные рабы. Подлинно, бесчисленные господа его суть удовольствия, которые, держась одно другого и следуя одно за другим, никогда не прекращают своего владычества над ним; ибо настоящее удовольствие не остается навсегда, но делается подстрекателем предначальником другого, пока автократор, став автократором истинным, не свергнет с себя того мятежного владычества удовольствий и не начнет господствовать, вместо того, чтобы терпеть тягостное господство, - либо пока, раболепствуя до последнего издыхания, не сойдет во ад.

2. Такой образ жизни вел Зенон, при начале своего царствования. А между тем его подданные и на востоке и на западе терпели величайшие бедствия; ибо с одной стороны опустошали все кочевые варвары, [3] с другой множество гуннов, или древних массагетов [4] делали набеги на Фракию, без всякого сопротивления переходя Дунай; остальное же с насилием, по обычаю варваров, отнимал сам Зенон. [5]

3. Когда же против Зенона восстал брат Верины, Василиск, [6] ибо его не любили и родственники, так как ровно все отвращались от бесчестной его жизни; [7] - то у него не нашлось вовсе присутствия духа: потому что порок труслив и чужд надежды; он обнаруживает свое малодушие через самое подчинение удовольствиям. Итак, Зенон поспешно предался бегству и такую великую власть уступил Василиску без боя. Затем и в самой стране исавров, которая произвела его на свет, выдержал осаду, [8] имея при себе супругу Ариадну, убежавшую от своей матери, и еще нескольких людей, оставшихся ему верными. Таким-то образом Василиск, получил римский венец и, наименовав сына своего Марка Кесарем, [9] пошел путем противоположным тому, по которому шли Зенон и его предшественники. [10]

4. По просьбе некоторых александрийских граждан, Василиск вызвал из ссылки Тимофея Элура, который прожил там восемнадцать лет. [11] В то время константинопольскую епископскую кафедру занимал Акакий. [12] Итак, Тимофей, прибыв в столицу, стал убеждать Василиска, [13] чтобы он разослал по всем иереям окружную грамоту и предал анафеме как деяния Халкидонского Собора, так и томос Льва. Это послание читается так:

Окружное послание Василиска.

 

" Автократор, Кесарь Василиск, Благочестивый, Победитель, Великий, всегда Август, и Марк, светлейший Кесарь - Тимофею, благоговейнейшему архиепископу великого города Александрии. Мы желаем, чтобы законы, какие, в защиту православной апостольской веры, постановлены бывшими до нас благочестивейшими царями, праведно служившими блаженной, бессмертной и животворящей Троице, - чтобы эти законы, как всегда спасительные для всего мира, не упразднялись ни в какое время, или лучше сказать, мы объявляем их законами своими. Всякому попечению о делах человеческих мы предпочитаем благочестие и ревность по Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, который сотворил и прославил нас. Притом мы уверены, что согласие паств Христовых составляет спасение, как их самих, так и всякого подданного, и служит твердым основанием и непоколебимой стеной нашего царствования. Посему, справедливо движимые в сердце божественной ревностью и, в начаток царской нашей власти, принося Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу единство святой Церкви, определяем, чтобы основание и утверждение человеческого благоденствия, т. е. Символ 318 святых отцов, древле собиравшихся по внушению Святого Духа в Никее, - чтобы этот Символ, в который с верой крестились и мы, и предки наши, один только был употребляем и содержим народом во всех святейших Божьих церквах, как единственное определение веры, без заблуждений, довлеющее и для отсечения всякой вообще ереси, и для совершенного единения святых Божьих церквей. - Повелеваем также, чтоб имело силу и то, что для утверждения самого этого Божественного Символа сделано святыми отцами в царствующем сем городе против богохульников Святого Духа, равно как и все то, что постановлено в митрополии эфесской против нечестивого Нестория и позднейших его единомышленников. А что нарушило единение и порядок святых Божьих церквей и мир всего мира, как то: томос Льва и все, постановленное в Халкидоне для определения веры, или изложения символов, все, сказанное в смысле толкования, или учения, или рассуждения, сделанное, как нововведение, против вышеупомянутого святого Символа 318 святых отцов, - все то, как здесь так и везде, в каждой церкви, где будет найдено, повелеваем всюду находящимся святейшим епископам предавать анафеме и огню. Такие же распоряжения касательно всех еретических догматов делали и до нас благочестивой и блаженной памяти цари - Константин и Феодосий Младший. Будучи, таким образом, упразднены, эти догматы да изгонятся совсем из единой и единственной вселенской православной апостольской Церкви, потому что они преступают вечные и спасительные определения 318 святых и 150 блаженных отцов, изложивших в Эфесе исповедание веры о Святом Духе. Итак, да не будет позволено никому ни из священных лиц, ни из мирян каким-нибудь образом преступать божественное законоположение того святого Символа. Пусть со всеми нововведениями, допущенными в Халкидоне, вопреки божественному Символу, будет анафематствуема ересь тех, которые не исповедуют, что единородный Сын Божий истинно воплотился и вочеловечился от Духа Святого и от Святой Приснодевы Богородицы Марии, а говорят, что Он имел тело или небесное, или призрачное и мнимое. Вообще пусть будет анафематствуема всякая ересь и все, что когда-либо, как-либо и где-либо во вселенной, мысленно или словесно введено нового к нарушению того божественного Символа. А как царскому попечению свойственно с дальновидностью утверждать спокойствие подданных - не на настоящее только время, но и на будущее: то повелеваем, чтобы повсюду находящиеся святейшие епископы подписались под этой нашей священной окружной грамотой, ясно тем свидетельствуя, что они держатся только святого Символа 318 отцов, определительно утвержденного потом 150 святыми отцами, а после них и теми, которые собирались в митрополии эфесской, т. е. что должно держаться одного святого Символа 318 и 150 отцов, как правила веры, анафематствуя всякое положенное в Халкидоне преткновение православному народу, и совершенно изгоняя его из святых церквей, как действительное препятствие общему и нашему благоденствию. Тех же, которые и после этого священного нашего определения, данного, как мы уверены, согласно с волей Божьей, и доставляющего вожделенное единение святым Божьим церквам, осмелились бы допущенное в Халкидоне нововведение касательно веры или произносить, или называть, или выражать в разговоре, либо в учении, когда бы, где, и кем бы то ни было, - тех, как действительных виновников смятения и нестроения в святых Божьих церквах и между нашими подданными, как врагов Бога и нашего спасения, подвергаем ответственности законов, которые касательно такого злочестия еще до нас постановлены блаженной и священной памяти царем Феодосием, и которые подтверждаются этим нашим священным окружным посланием; именно: если виновные будут епископы или клирики, повелеваем низложить их, а когда монахи или миряне, - подвергать их ссылке, лишению имущества и крайним наказаниям. Таким образом, всегда поклоняемая нашим благочестием святая и единосущная, зиждительная и животворящая Троица, которой мы и ныне послужили как очищением упомянутых плевелов, так и утверждением правых и апостольских преданий святого Символа, будет милостива и благоприветлива к нашим душам и ко всякому нашему подданному, и всегда станет помогать нам в управлении и умиротворении дел человеческих".

 5. На это окружное послание, как пишет, ритор Захария, изъявил согласие Тимофей, не задолго перед тем, сказал я, возвращенный из ссылки, также - антиохийский предстоятель Петр, по прозванию Сукновал, [14] вместе с Тимофеем находившийся тогда в столице. При этом они определили, чтобы и Павел взошел на архиепископский Эфесский престол. Захария говорит также, что под окружным посланием подписались - преемник Ювеналия Иерусалимский епископ Анастасий [15] и другие весьма многие; так что отвергших томос Льва и Собор Халкидонский нашлось до пятисот. Он упоминает и о прошении, которое подано было Василиску собиравшимися в Эфесе азийскими предстоятелями. Нечто из него состоит в следующих выражениях: " по всему благочестивейшим и Христолюбивым владыкам нашим, Василиску и Марку, всегда победителям Августам". И немного ниже: " во всем вы являетесь царями благочестивейшими и Христолюбивыми, которые разными мерами противоборствуют ненавистной и враждебной вере". Потом еще ниже; " страшное ожидание суда, ревности божественного огня и справедливое негодование вашей тихости скоро поразит противников, которые в каком-то гордом безумии решаются метать стрелы против всемогущего Бога и вашей, утверждаемой верой власти, и ни мало не щадят нашего смирения, но постоянно нападают на нас с порицаниями и клеветами, будто мы, будучи вынуждены какой-то крайностью и насилием, подписались под вашим священным и апостольским окружным посланием, которое между тем подписано нами с совершенной радостью и готовностью". Еще ниже: " и так, не дозволяйте предлагать ничего другого, кроме нашего священного окружного послания, зная, что иначе, как мы сказали, весь мир снова придет в смятение, - и тогда беды, которые принес с собой Собор Халкидонский, будут казаться малыми; хотя они были соединены с бесчисленными убийствами, с неправедным и беззаконным пролитием крови православного народа". Потом ниже: " свидетельствуем перед Спасителем нашим Иисусом Христом, что мы молимся о невмешательстве вашего благочестия в то праведное, каноническое и церковное осуждение и отлучение, которому подверглись они, особенно же, которому подвергся тот, кто большими происками достиг епископства и бессовестно нес его в царствующем городе". Далее Захария от слова до слова пишет и следующее: после того, как окружное послание и царские грамоты были разосланы, в столице зараженные лжеумствованием Евтихия и проводившие монастырскую жизнь поспешно собрались к Тимофею, думая воспользоваться им, как находкой, и надеялись в окружном послании найти собственное учение. Но когда Тимофей в обличение им сказал, что Бог-Слово по плоти подобосущен нам, а по божеству единосущен Отцу, они возвратились восвояси.

6. Тот же Захария говорит, что Тимофей, [16] отправившись из столицы, прибыл в Эфес и возвел на архиепископский эфесский престол Павла, который, хотя уже был рукоположен, по древнему обычаю, епископами той епархии, но потом оставался низверженным со своего престола. Тимофей возвратил эфесской церкви и право патриаршее, отнятое у нее, как я говорил, Собором Халкидонским. Выехав же отсюда, прибыл он в Александрию и от приходивших - к нему постоянно требовал, чтобы они анафематствовали Собор Халкидонский. Впрочем, Захария рассказывает, что от него отступили как некоторые сообщники его, так со многими другими и Феодот, один из числа рукоположенных Феодосием в Яффу, - тот самый Феодот, коего некоторые поставили епископом иерусалимским, когда Ювеналий отправился в Византию.

7. Между тем константинопольский предстоятель Акакий, болезнуя об этом, возмутил монахов и жителей столицы против Василиска, как еретика, [17] - и Василиск тогда же отменил прежнее свое окружное послание и написал указ, чтобы оно, данное по неосмотрительности, признаваемо было недействительным. Вследствие сего он разослал противоположное прежнему окружное послание, которым Халкидонский Собор утверждался. На это так называемое противоречащее окружное послание Захария не обратил внимания и весь этот ход дела изложил пристрастно. Но оно от слова до слова таково:

Противоречащее прежнему окружное послание Василиска.

" Автократоры, Кесари, Василиск и Марк определяем: - во всех кафолических и апостольских православных церквах невредимо и непоколебимо господствовать и непременно соблюдаться той апостольской и православной вере, которая издревле господствовала в кафолических церквах, и господствовала до нашего царствования, которая господствует в наше царствование и должна господствовать всегда, в которую мы крестились и уверовали, и, кроме ее, не искать ничего другого. Поэтому, что в наше царствование было прежде сделано касательно веры и порядка церковного через окружные ли то послания, или как иначе, объявляем не имеющим силы и недействительным, соглашаясь вместе с тем на анафематствование Нестория, Евтихия и всех других еретиков и единомышленников их. В рассуждении этого предмета повелеваем не быть ни соборному, ни другому исследованию, но оставаться твердым и непоколебимым нынешнему нашему определению. Приказываем также - те епархии, в которых право рукополагать епископов принадлежало престолу сего царственного и славного города, возвратить благоговейнейшему и святейшему патриарху и архиепископу Акакию. Хотя существующие ныне боголюбезные епископы и могут оставаться на своих престолах; но по смерти их, чтобы никто не предъявлял притязаний на право рукоположения, которое принадлежит престолу сего царственного и славного города. Это священное наше определение конечно имеет силу священного постановления". Так было дело.

8. Между тем Зенон, как говорят, видел во сне, будто сватая и много подвизавшаяся первомученица Фекла возбуждала его и обещала ему восстановление власти. - Поэтому он выступил в поход против Византии. Подкупив дарами тех, которые держали его в осаде, он изгнал Василиска, царствовавшего уже второй год. [18] Василиск искал убежища в священных храмах; [19] по Зенон выдал его врагам. Вот почему огромнейший, отличающийся высотой и красотой храм в Селевкии Исаврийской посвятил он первомученице Фекле и украсил его многими и царскими дарами, которые хранятся там и до сих пор. Между тем, Василиск был отведен в наппадокийскую область на смерть, - и на станции Акус умерщвлен вместе с женой и детьми. [20] Зенон издал закон отменив того, что было постановлено тираном Василиском в окружных его посланиях; при чем как Петр, по прозванию Сукновал, был изгнан из Церкви антиохийский, [21] так Павел - из Церкви Эфесской.

9. Между тем азийские епископы, желая умилостивить Акакия, обратились к нему с просьбой и, прося прощения, прислали покаянную грамоту, в которой говорили, что они подписались под окружным посланием (Василиска) по необходимости, а не по доброй воле, и клялись, что дело было действительно так, а не иначе, и что они веровали и веруют согласно с Халкидонским Собором. Сущность их грамоты такова: " Послание или прошение, посланное Акакию епископу константинопольскому от епископов азийских. Акакию, святейшему и благочестивейшему патриарху святейшей церкви царствующего города Константинополя, нового Рима. Потом несколько ниже: " кстати, прибыл к нам представитель вашего лица", И немного спустя: " этой покаянной грамотой свидетельствуем, что мы дали свои подписи не по убеждению, а по необходимости, изъявляя согласие буквами и словами, а не сердцем; ибо при ваших благоприятных Богу молитвах и по воле Вышнего, веруем так, как научены тому преданием вселенских светил 318 и 150 св. отцов. Веруем вместе во все, что право и благочестиво определено в Халкидоне собиравшимися там святыми отцами". Ритор ли Захария взвел на них такую клевету, или сами они солгали, говоря что подписались против воли, - сказать не могу.

10. После Петра, антиохийский престол получил Стефан, [22] которого, как пишет ритор Иоанн, дети антиохийцев умертвили тростником, заостренным наподобие стрел. После Стефана, кормило этой кафедры принял Каландион. [23] Он всех, приходивших к нему, убеждал анафематствовать Тимофея вместе с окружным посланием Василиска.

11. Зенон намерен был изгнать Тимофея из Александрии; но, узнав от кого-то, что он уже старик и едва не на пороге общей для всех пристани, оставил свое намерение. На самом деле, Тимофей скоро потом заплатил общий всем долг природе, и александрийские епископы собственной своей властью избрали Петра, по прозванию Монг. [24] Это событие дошло до сведения Зенона и возбудило в нем негодование. Поэтому Петра он приговорил к смертной казни и вызвал преемника Протерия Тимофея, по случаю какой-то народной тревоги, проживавшего в Канове. Таким образом, Тимофей, по повелению царя, опять занял свой престол. [25]

12. По желанию некоторых, пресвитер и эконом честного храма Св. Предтечи и Крестителя Иоанна, Иоанн был отправлен в столицу с просьбой о том, чтобы, в случае смерти епископа, дозволено было жителям Александрии избирать в предстоятели церкви кого они захотят. Но по словам Захарии, император открыл, что Иоанн думал достать епископство самому себе, и потому последний, дав клятву никогда не искать александрийского престола, возвратился восвояси. Император же повелел после смерти Тимофея быть епископом тому, кого изберут клир и народ. Спустя несколько времени Тимофей умер, [26] - и александрийский престол, при помощи денег, как говорит Захария, и с пренебрежением данной царю клятвы, занял Иоанн. [27] Узнав об этом, император повелел прогнать его и, по совету некоторых, написал к александрийцам воззвание, которое назвал Энотикон, и в котором александрийский престол приказал отдать Петру; если только он даст подписку принять в общение и сообщников Протерия.

13. Это определение, составленное по совету епископа столицы Акакия, взял с собой Пергамий, назначенный в Египет префектом. Прибыв в Александрию и найдя, что Иоанн бежал, он отправился к Петру и стал убеждать его принять воззвание Зенона и тех, кто был не согласен с Петром. Петр принял вышеупомянутое воззвание Зенона, подписался под ним, и обещал принять в общение с собой противную партию. Потом, во время народного празднества в Александрии, когда все приступили к так называемому Энотикону Зенона, Петр действительно принял в общение протериан и, произнеся в церкви какое-то воззвание к народу, прочитал и само воззвание Зенона. Вот оно.

 14. " Автократор, Кесарь Зенон, Благочестивый, Победитель, Триумфатор, Величайший, всегда Август - благоговейнейшим епископам, клирикам, монахам и народу, в Александрии, Египте, Ливии и Пентаполисе. В той уверенности, что начало и утверждение, сила и необоримое оружие нашего царствования есть единая, правая и истинная вера, которую, по божественному вдохновению, изложили собиравшиеся в Никее 318, и подобным образом утвердили сходившиеся в Константинополе 150 св. отцов, мы денно и нощно все свои молитвы, всю заботливость и законы направляем к тому, чтобы через эту веру повсюду умножалась святая, Божья, кафолическая и апостольская Церковь, неразрушимая и бессмертная мать наших держав и чтобы благочестивые народы, пребывая в мире и единомыслии касательно Бога с боголюбезнейшими епископами, благочестивейшими клириками, архимандритами и монахами, приносили благоприятные моления о нашем царствовании. Ибо, когда великий Бог и Спаситель наш Иисус Христос, воплотившийся и родившийся от Святой Девы и Богородицы Марии, одобрит и милостиво примет единодушное наше славословие и служение Ему; тогда и враги наши будут сокрушены и попраны, и все народы преклонят свои выи под нашу по Боге державу, тогда дарованы будут людям мир и блага, проистекающие из мира, и благорастворение воздуха, и плодородие земли, и все другое полезное. Поелику же эта безукоризненная вера так хранит и нас и дела римские; то богочестивешие архимандриты, пустынники и другие почтенные люди приносили нам просьбы и со слезами умоляли об устроении единения святых церквей, и о том, чтобы одни члены Церкви пришли в связь с другими; так как ненавистник добра давно уже усиливается расторгнуть их, зная, что, если станет бороться с целым телом Церкви, то будет побежден. Отсюда именно произошло, что из бесчисленных родов в продолжение стольких лет много людей рассталось с жизнью: и одни отошли, отсюда не сподобившись бани пакибытия; другие подверглись неизбежному для людей переселению, не получив божественного причащения; совершены тысячи убийств, и потоками крови осквернена не одна земля, но - и воздух. Кто же не желал бы такое положение дел переменить на лучшее? Потому-то у нас было расположение дать вам знать, что ни мы, ни повсюду находящиеся церкви, не содержали, не содержим, не будем содержать, и не знаем, кто бы содержал другой символ или учение, другое вероопределение или веру, кроме упомянутого св. Символа 318 отцов, утвержденного упомянутыми 150 святыми отцами. А если бы и нашелся такой, считаем его человеком нам чуждым; ибо только этот символ, как мы сказали, спасает наше царство. Да и все народы, сподобляясь спасительного просвещения, крещаются под условием исповедания его одного. Ему следовали все святые отцы, собиравшиеся в Эфесе, и низложившие нечестивого Нестория с бывшими там его единомышленниками. Этого Нестория вместе с Евтихием, как людей, мысливших несогласно с вышеупомянутыми отцами, и мы предаем анафеме, принимая притом и 12 глав, изреченных некогда блаженной памяти епископом святой, кафолической александрийской церкви, Кириллом. Исповедуем также, что единородный Сын Божий и Бог, истинно вочеловечившийся Господь наш Иисус Христос, единосущный Отцу по божеству и подобосущный нам по человечеству, сошедший и воплотившийся от Святого Духа и Марии Девы и Богородицы, есть один, а не два; - говорим: есть один и в чудесах, и в страданиях, которые претерпел во плоти добровольно. А мнения тех, которые разделяют Его, или сливают, или в воплощение вводят призрак, отнюдь не принимаем; потому что безгрешное по истине воплощение от Богородицы не прибавило Сына; Троица осталась Троицей, и по воплощении одного из Троицы, Бога-Слова. Итак, зная, что ни святые, повсюду православные церкви Божьи, ни боголюбезнейшие предстоятели, их иереи, ни наше царство не принимали и не принимают другого символа или определения веры, кроме вышеупомянутого святого учения, мы присоединились к нему безбоязненно. И это написали мы вам не как нововведение относительно веры, а как слово для удовлетворения нас. Кто же мыслил или мыслит что либо другое теперь, или в иное время, на Халкидонском, или на ином каком - Соборе, того анафематствуем, а особенно Нестория и Евтихия с их единомышленниками. Итак, присоединитесь к духовной матери Церкви, чтобы с нами пользоваться в ней божественным общением по упомянутому единственному только вероопределению 318 отцов; ибо всесвятая матерь наша Церковь ожидает случая обнять вас, как своих детей, и сильно желает услышать сладкий ваш голос. Притеките же к ней. Через это вы и привлечете на себя благоволение Господа, Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа, и заслужите величайшую похвалу от нашего величества". По прочтении этого, все александрийцы присоединились к святой, кафолической и апостольской Церкви.

15. Между тем Иоанн, о котором мы упомянули выше, убежав из Александрии, [28] прибыл в старейший Рим и произвел там смуты: он разглашал, что низложен со своего престола из-за вероучения Льва и Халкидонского Собора и что на его место взошел другой, противник этого вероучения. Такая весть встревожила епископа старейшего Рима Симплиция, [29] и он писал к царю Зенону. Но Зенон, отвечая ему, обвинял Иоанна в клятвопреступлении и говорил, что за это именно, а не за другое, он лишен епископии.

16. Антиохийский предстоятель Каландион, в своих письмах к царю Зенону и константинопольскому предстоятелю Акакию, Петра называл прелюбодеем и говорил, что он в бытность свой в Александрии предал анафеме и Халкидонский Собор. Но, спустя несколько времени, сам он был осужден на заключение в Оазис; так как его подозревали в соучастии с Иллом, [30] Леонтием [31] и Пампрепием, [32] которые домогалась похитить власть у Зенона. А Петр Сукновал, бывший Антиохийским епископом до Каландиона и Стефана, [33] опять, как было сказано, получил свой престол. Он подписал Энотикон Зенона, и соборное послание, прежде всего, послал епископу александрийскому. К нему присоединился и константинопольский предстоятель Акакий; к нему же послал соборное свое послание и иерусалимский епископ Мартирий. [34] Но некоторые впоследствии отпали от общения с ним, и потому-то он всенародно предал анафеме Халкидонский Собор. Узнав об этом, Акакий Константинопольский сильно вознегодовал и послал некоторых людей произвести расследование случившегося. Но Петр, желая уверить их, будто он ничего подобного не делал, составил бумаги, в которых кое-что засвидетельствовал, что они ничего подобного не знают за Петром.

17. Этот Петр, как человек переметчивый, непостоянный и применяющийся к обстоятельствам, вовсе не держался известного образа мыслей. Он то предавал анафеме Халкидонский Собор, то говорил противное и всячески вступался за него. Этот-то Петр, наконец, написал послание константинопольскому предстоятелю Акакию. Оно от слова до слова таково: " Вышний Бог да вознаградит твой святыню за столь многие труды и беспокойства, которыми ты в течение долгого времени охранял веру св. отцов, утверждая ее непрестанным проповедованием. В ней мы последовательно находим Символ 318 св. отцов, в который крестились, и в который веруем, и который утвержден собравшимися в Константинополе 150 св. отцами. Непрестанно руководя всех, ты привел к единению святую Церковь Божью; ибо самыми сильными доказательствами убедил нас в том, что на святом и вселенском Соборе, в Халкидоне, не было допущено ничего противного, что он согласен с постановлениями св. отцов никейских и подтвердил их, - и мы, не найдя ничего нового, согласились с ним и приняли его. Однако нам сделалось известным, что некоторые монахи, по ненависти к нашему братству, довели до вашего святого слуха некоторые клеветы, не мало огорчивши вашу святыню. И во-первых - будто мы останки святого отца нашего, блаженного архиепископа Тимофея, перенесли в другое место, что противно и Богу и законам. Потом они перешли и к другой клевете, самой невероятной, которая еще злее первой. В самом деле, как мы могли предать анафеме святой Халкидонский Собор, который с верой утвердили. Но вашему боголюбию не неизвестно, от вас не утаилось, как склонен к подозрениям и легкомысленен наш народ и как любит новости наши монахи. Из них-то некоторые, соединившись с людьми злонамеренными, отступившими от Церкви, стараются увлечь за собой и мирян. Но мы, при содействии ваших молитв, против этого зла придумали средство врачевания - средство, нимало не враждебное святому Халкидонскому Собору, зная, что на нем не допущено никакого нововведения. Кроме того, для убеждения людей простых и в защиту себя, мы позаботились, чтобы тоже - самое говорили и те, которые собираются вместе с нами. Таким образом, это зло, при усиленных моих стараниях, скоро было прекращено. Уведомляю также твою святыню, что монахи даже и теперь не перестают посевать плевелы: они избирают в орудие себе людей, никогда не живших ни в одном монастыре; бродят там и сям, распространяя различные толки и о нас и о мире в Христовой Церкви; и не дают нам никакой возможности действовать в святой Божьей кафолической Церкви канонически и благоприлично. Они производят то, что вверенный нам народ скорее управляет нами, чем повинуется нам, и (вообще) хотят делать то, чего не терпит Бог. Мы уверены, что ваша святыня сообщит обо всем священнейшему владыке вселенной и устроит то, что его тихость предпишет им, ради церковного мира, образец достойный и Бога и царя, дабы таким образом все успокоились.

18. Между тем, убежавший в Рим Иоанн не переставал перетолковывать преемнику Симплиция епископу Римскому, Феликсу [35] дела Петра и наконец, как говорит Захария, убедил его послать Акакию отлучение [36] за общение его с Петром. Это отлучение, как повествуется у того же Захарии, передали Акакию и некоторые из людей, проводивших монашескую жизнь в обители так называемых неусыпающих; но Акакий не принял его, так как оно было произведено неканонически. Так пишет Захария; но, мне кажется, он ничего не знал о ход сих дел, а передавал только неверные слухи. Поэтому и постараюсь изложить дело, как оно было. Когда Иоанн представил Феликсу донос на Акакия, будто он незаконно находился в общении с Петром и дозволял себе другие неканонические действия; тогда Феликс послал к Зенону епископов Виталия и Мизина с просьбой - утвердить Халкидонский Собор и изгнать Петра, как еретика, также послать к Феликсу Акакия для оправдания в обвинениях, представленных на него Иоанном, о котором мы часто упоминали.

19. Прежде чем те епископы прибыли в столицу, игумен обители, так называемых, неусыпающих, Кирилл, послал кого-то к Феликсу, укоряя его за бездействие в такое время, когда допускаются столь важные погрешности против правой веры. Феликс написал Лизину и его товарищам, чтобы они ни на что не решались прежде, чем переговорят с Кириллом и узнают от него, что им нужно делать.

20. Феликс, писал им и другие замечания, писал и Зенону как о Халкидонском Соборе, так и о гонении, которое Гонорих воздвиг в Африке, [37] отправил также послание и Акакию. Но Зенон отписал ему, что напрасно тревожат его слова Иоанна, - человека, который, дав клятву никогда и никоим образом не восходить на александрийский престол, и презрев ее, вменив ее ни во что, дозволил себе всякое святотатство; - что Петр восстановлен не без испытания, но после того, как собственноручно подписался, что принимает веру собиравшихся в Никее 318 св. отцов, которой последовал и святой Халкидонский Собор. Вот собственные слова Зенона: " Ты должен признать за несомненное, что и наше благочестие, и упомянутый святейший Петр, и все святейшие церкви принимают и чтут святейший Халкидонский Собор, который в вере согласен с Собором Никейским". В тех же деяниях находятся послания к Феликсу как от вышеупомянутого Кирилла и других архимандритов столицы, так и от епископов и клириков египетской области, - о Петре, как еретике, и его сообщниках. Между тем монахи обители неусыпающих, прибыв к Феликсу, обвинили Мизина и его товарищей в том, что до прибытия их в Византию имя Петра тайно читали в священных диптихах, а после прибытия и до сих пор провозглашают его явно, и что, таким образом, Мизин и бывшие с ним вошли в общение с Петром. Тоже, в своем послании, говорили и египтяне - как о Петре, так и об Иоанне, что он, будучи православным, рукоположен законно, а Петр только двумя подобными ему злочестивыми епископами, и что, с бегством Иоанна, православные подверглись всякого рода угнетениям, что об этом Акакий был извещен некоторыми приходившими в столицу людьми, и что он во всем содействовал Петру.

21. Эти доносы, в преувеличенном виде, представил Феликсу Симеон, посланный Кириллом, монах обители неусыпающих. Он обвинил Мизина и Виталия в общении с еретиками, [38] так как (при них) имя Петра было всенародно провозглашаемо в священных диптихах, и говорил, что еретики много людей простых ввели этим в обман, разглашая, что Петр принят в общение и римским престолом. На разные вопросы Симеон отвечал, что бывшие с Мизином не хотели входить в сношения ни с одним из православных, не дозволяли, чтобы последние подавали им какие-нибудь грамоты, и не производили никакого следствия о том, что было дерзко допущено против правой веры. Приведен был и пресвитер Сильван, находившийся при Мизине и Виталии в Константинополе, и подтвердил слова монахов; было также прочитано послание Акакия к Симплицию, в котором сказано, что Петр давно отлучен и стал сыном ночи. По этим причинам Мизин и Виталий были лишены священства и отлучены от святого общения, о чем приговор всего собора состоялся слово в слово такой: " Петра, как еретика, давно осужденного определением священной кафедры, отлученного и преданного анафеме, церковь римская не принимает. Да если бы он и не был виновен ни в чем другом, все не мог бы управлять православными даже потому, что получил рукоположение от еретиков". К этому было присоединено и следующее: " из самого дела видно, что Акакий Константинопольский заслуживает величайшую укоризну; так как в письме к Симплицию, назвав Петра еретиком, он не объявил об этом царю; хотя должен был сделать это, если только имел расположение к Зенону. Впрочем, он гораздо более любит Зенона, чем веру ". Но обратимся к дальнейшим событиям. Акакий написал послание к египетским предстоятелям, клирикам, монахам и всему народу, пытаясь тем прекратить раскол. Об этом он писал и александрийскому епископу Петру.

22. С усилением раскола в Александрии Петр не замедлил предать анафеме - как послание Льва и деяния Халкидонского Собора, так и тех, которые не принимали сочинений Диоскора и Тимофея, и стал убеждать некоторых епископов и архимандритов - присоединится к нему. Не могши же иных склонить к этому, он весьма многих изгнал из их монастырей. Из числа их Нифалий, прибыв в столицу, рассказал обо всем Зенону, который чрезвычайно смутился и послал в Александрию одного из своих телохранителей Козьму с тем, чтобы он, ради единения в Церкви, представил Петру как можно более угроз, что, то есть Петр своей жестокостью произвел (в Церкви) великое разделение. Козьма, нимало не преуспев в выполнении своего назначения, возвратился в столицу, и только изгнанных, монахов возвратил в их жилища. Тогда император немедленно послал (в Александрию) Арсения, назначенного правителем Египта и военачальником. Прибыв в Александрию вместе с Нифалием, Арсений начал, говорить александрийцам о единении и, не могши склонить их к тому, отправил некоторых в столицу. Перед Зеноном много было толков о Халкидонском Соборе; однако же из этого ничего не вышло; потому что Зенон вовсе не был согласен с Халкидонским Собором.

23. В это время Акакий Константинопольский отошел в общий всем путь, - и епископскую его кафедру занял Фравит. [39] Он отправил к александрийскому Петру соборное послание, - и Петр, отвечал ему взаимно, говоря то же самое о деяниях Халкидонского Собора, что было выше упомянуто. Но, после четырех только месяцев епископствования, Фравит перешел отсюда, - и на его место рукоположили Евфимия. [40] Он-то уже получил соборное послание Петра к Фравиту, и анафему деяниям Халкидонского Собора, которую он нашел в этом послании, сильно встревожила его, и заставила отречься от общения с Петром. То и другое послание, т. е. Фравита к Петру, и Петра к Фравиту, сохранились: но по причине длинноты их текста, я не даю им места. Тогда как Евфимий и Петр противостали друг другу и готовились друг против друга созвать соборы, Петр скоропостижно умер, и его престол занял Афанасий. [41] Он пытался соединить разномыслящих, но не мог, потому что партии разделялись различными мнениями. После сего Афанасий отправил соборное послание к Палладию, [42] который был епископом в Антиохии после Петра и в отношении к Халкидонскому Собору поступал подобно ему. Точно так же делал и Иоанн, [43] получивший александрийский престол после Афанасия. Когда же, по смерти предстоятеля антиохийской Церкви Палладия, [44] престол его занял Флавиан, то послал в Александрию антиохийского священника Соломона - с тем, чтобы тот доставил Иоанну соборное послание и испросил у него обратно такое же для себя. После этого Иоанна александрийский престол получил другой Иоанн. [45] В таком положении находились дела до времен Анастасия, который низложил Евфимия. Я должен был предоставить все это в связи, для ясности и удобнейшего припоминания.

24. Между тем Зенон, по наущению Илла, умертвил и родственника царицы Верины Армата, [46] которого, когда он б

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...