Тема: Наблюдение интерференции и дифракции света.
Цель работы: пронаблюдать интерференцию и дифракцию света. Приборы и принадлежности: пластины стеклянные 2шт. лоскуты капроновые или батистовые 1шт. засвеченная фотопленка с прорезью 1шт. сделанной лезвием бритвы 1шт. грампластинка (или осколок грампластинки) 1шт. штангенциркуль 1шт. лампа с прямой нитью накала (одна на всю группу) 1шт. цветные карандаши 6шт. Выполнение работы: 1. Наблюдаем интерференционную картину: 2. Стеклянные пластины тщательно протираем, складываем вместе и сжимаем пальцами. 3. Рассматриваем пластины в отраженном свете на темном фоне. 4. В отдельных местах соприкосновения пластин наблюдаем яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы. 5. Замечаем изменения формы и расположения полученных интерференционных полос с изменением нажима. 6. Видим интерференционную картину в проходящем свете и зарисовываем её.
Рисунок 1. Интерференционная картина. 7. Рассмотреть интерференционную картину при попадании света на поверхность компакт диска и зарисовать её в протокол.
Рисунок 2. Интерференционная картина.
8. Наблюдаем дифракционную картину: 9. Устанавливаем между губками штангенциркуля щель шириной 0,5 мм. 10. Приставляем щель вплотную к глазу, расположив её вертикально. 11. Смотря сквозь щель на вертикально расположенную светящуюся нить лампы, наблюдаем по обе стороны нити радужные полосы (дифракционные спектры). 12. Изменяя ширину щели от 0,5 до 0,8 мм, замечаем, как это изменение влияет на дифракционные спектры. 13. Зарисовываем дифракционную картину.
Рисунок 3. Дифракционная картина. 14. Наблюдаем дифракционные спектры в проходящем свете с помощью лоскутов капрона или батиста, засвеченной фотопленки с прорезью и рисуем их в отчёт.
Рисунок 4. Дифракционная картина. Вывод: Ответы на контрольные вопросы:
Лабораторная работа № 17. Тема: Определение длины световой волны при помощи дифракционной решётки. Цель работы: Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки. Приборы и принадлежности: прибор для определения длины световой волны 1шт. дифракционная решетка 1шт. источник света 1шт. Выполнение работы: 1. Собираем установку, используя рисунок 1.1 методических указаний.
Рисунок 1. Схема установки по определению длины световой волны. 2. Устанавливаем шкалу на наибольшем расстоянии от дифракционной решетки и направляем установку на источник света, получив дифракционный спектр = 3. Определяем смещение луча от щели до середины фиолетовой части спектра = 4. Вычисляем значение длины световой волны фиолетовых лучей, используя формулу: = 5. Повторяем опыт для зелёного, красного цвета дифракционного спектра и вычисляем длину световой волны зеленых и красных лучей по формулам: = = 6. Сравниваем полученные значения со средними табличными значениями из пункта 3 методических указаний и вычисляем относительную погрешность измерений по формулам: =
= = 7. Результаты измерений и вычислений заносим в таблицу 1. Таблица 1. Результаты измерений.
Вывод: Ответы на контрольные вопросы:
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|