Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие как перцептивная деятельность




Восприятие - качественно новая ступень чувственного познания, это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

В работе А.В.Запорожца «Развитие восприятия и деятельность» отмечено, что восприятие зависит от условий и характера деятельности человека; что соответствие образа восприятия внешнему объекту - не врожденное свойство, а формируется в практической деятельности.

В восприятии всегда сказываются особенности личности, ее отношение к воспринимаемому объекту, потребности и интересы. Следует учитывать (при рассмотрении восприятия как перцептивной деятельности) зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Эту зависимость в психологии принято называть апперцепцией.

Восприятие - это не просто беспристрастное копирование воздействующих на сознание объектов, а активная, личностно обусловленная перцептивная деятельность, имеющая свою структуру.

Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.

В основе восприятия могут лежать внутрианализаторные нервные связи, например, при восприятии человеческой речи, вокального произведения на слуховой анализатор влияет комплекс слуховых сигналов. Межанализаторные связи обусловливают целостность восприятия.

И.П.Павловым установлен так называемый «рефлекс на отношение», ведь при восприятии сигнальное значение имеют не столько сами раздражители, сколько особенности отношений между ними. По И.П.Павлову, физиологической основой восприятия является этот «рефлекс на отношение».

Эмпирические характеристики восприятия. Классификации восприятия

Традиционно в психологии рассматриваются следующие свойства восприятия.

Модальность - это вид восприятия; деление на виды основано на преобладающей роли того или иного анализатора в отражении объекта. Например, слуховое восприятие будет обеспечено при доминировании слухового анализатора в ходе восприятия. Следует учитывать, что восприятие любой модальности возможно при взаимосвязанной работе ряда анализаторов.

Предметность - следующая характеристика восприятия - родовой признак восприятия. Каждый воспринимаемый предмет мы относим к классу подобных ему предметов.

Целостность - это такое свойство восприятия, благодаря которому мы опознаем предмет по его отдельным признакам. Увидев скрывшийся за поворотом, вдруг мелькнувший вдалеке пионерский красный галстук, мы не сомневаемся, что это был школьник пионерского возраста.

Константностью восприятия называется относительное постоянство воспринимаемых свойств предметов при измерении условий их восприятия. Константность - относительное постоянство свойств предметов потому, что, например, значительное удаление объекта проводит к исчезновению константности величины. Константность восприятия формы предмета - в том, что квадрат, например, мы воспринимаем квадратом, даже если он расположен под углом.

Константности восприятия противоположна иллюзия, ведь не всегда предметы воспринимаются в точном соответствии с объективно существующими признаками, например, часто в этом случае упоминают железнодорожные рельсы, кажущиеся сходящимися в одной точке, хотя всем известно, что они параллельны.

Р.М.Грановская в книге «Элементы практической психологии» (М., 1988, с.30) приводит сведения о том, что все свойства восприятия не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Так, у ребенка 2-3 лет константность несовершенна, а к 10 годам - уже как у взрослого человека. Психолог Ж.Пиаже утверждал, что константность восприятия величины и расстояния развивается уже в младенчестве, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует.

В соответствии с тем, какой анализатор играет доминирующую роль в восприятии, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Основой другого типа классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. Собственно различают восприятие пространства, восприятие времени и движения.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения предметов, их удаленности, направленности.

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие движения - это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.

Сравнительная характеристика форм чувственного познания - ощущения и восприятия

Ощущение (от лат.sensus – чувство, ощущение сенсорика) Восприятие (от лат.perceptio – восприятие перцепция)
Познавательные психические процессы чувственного познания
Чувственное отображение объективной реальности; отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Эволюционно самая элементарная форма психического отражения. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ. раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. (в виде целостных образов)
Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, т.к. любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызывать ощущение.
Ощущением обладают все животные, живые существа Только высшие. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, помимо ощущений задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются память и мышление. Перцептивная система человека
Ощущения находятся в нас самих Воспринимаемые свойства предметов и их образы локализованы в пространстве.
Итогом возникновения ощущений является некоторое чувство (ощущение яркости, громкости) В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению.
Для появления ощущений активность не требуется Чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо проявить встречную активность, направленную на его исследование.
  Качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.
Единство: приощущении и восприятии - непосредственное воздействие на органы чувств, следствие воздействия.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...