Способы активизации мышления.
Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность явлений. Обратимся к вопросу о том, как можно активизировать и развивать мышление. Важна самоорганизация, осознание приемов и правил умственной деятельности. В частности, при решении задач необходимо уметь: 1) управлять этапами; 2) регулировать ассоциации; 3) включать образные компоненты (например, В.Н.Пушкин в статье «Эвристическая деятельность человека» пишет о так называемых систематических (алгоритм) и эвристических (за счет догадки) планах решения мыслительных задач) Стимулировать мышление может и создание определенной мотивации (причем ведущий мотив может быть самым разным: от жизненной необходимости до интеллектуального удовольствия). В «Элементах практической психологии» Р.М.Грановской по этому поводу приводится интересный пример из жизни ученых. Резерфорд высоко ценил в учениках самостоятельность мышления, инициативу и делал все для того, чтобы выявить у человека его индивидуальность. Однажды Резерфорду сказали, что один из его учеников работает над безнадежной задачей и напрасно тратит время и деньги на приборы. П.Л.Капица вспоминал, что на это заявление Резерфорд ответил: «Я знаю, что он работает над безнадежной проблемой, но зато эта проблема его собственная, и если работа у него не выйдет, то она научит его самостоятельно мыслить и приведет к другой задаче, которая будет уже иметь решение». Именно такое отношение к ученикам способствовало тому, что Резерфорд создал мощную научную школу. Существуют специальные приемы стимулирования мыслительной деятельности путем решения различного рода задач. Так, для развития способности к абстрактному мышлению, отвлечения главного от второстепенного, используют задачи с избыточными данными, уводящими от правильного ответа.
Следующий способ активизации мышления - подсказка - сообщение очередного хода решения, дополнительных данных, аналогий. Учителю рекомендуется не подсказывать, когда ответ почти найден учеником, иначе может возникнуть «эффект запирания», когда ученик умолкает. С.И.Самыгин и Л.Д.Столяренко называют такие способы активизации мышления, как «мозговой штурм» (автор брейнсторминга – А.Осборн), синектика (У.Гордон), метод фокальных объектов и другие (см. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на Дону, 2000. – С 101.) Используют также и специальные тесты, направленные на развитие мышления и памяти, их можно найти в специальной литературе. Понятие о воображении. Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и представлений. Действия животных при видимой разумности шаблонны, инстинктивны. Инстинкт устойчив, неизменен. Человеческий же опыт постоянно меняется, совершенствуется. Воображение связано со всеми процессами, протекающими в организме, с самочувствием человека. Некоторые психологи-идеалисты считают воображение вредным свойством, а другие извращают суть воображения, неправильно объясняя его корни. Например, французский психиатр и психолог Дюбуа считал воображение вредным свойством, ведущим к помешательству. Психолог Ч.Ломброзо в книге «Гений и помешательство» доказывает, что воображение получает наивысший расцвет в момент сумасшествия. То есть, согласно этим ученым, воображение - один из источников душевного расстройства. Некоторые ученые пытаются доказать, что воображение можно искусственно вызвать, стимулировать наркотиками. Сторонники этой концепции тенденциозно выбирают «темные пятна» биографий великих людей, прибегавших к наркотикам. Чаще всего они упоминают Э.По, Ги де Мопассана, Ш.Бодлера.
Главное назначение воображения как психического процесса - в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, и не только его конечный результат, но и промежуточные продукты, детали. Часто одна и та же задача может решаться и с помощью воображения, и с помощью мышления. Психологи считают, что необходимость действовать в среде с неполной информацией и вызвала возникновение у человека воображения. Образы фантазии - результат работы человеческого мозга. Воображение - функция коры больших полушарий. В процессе воображения образовавшиеся в ходе жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы. Объединение это является результатом возникновения в коре головного мозга сильного очага возбуждения, вызванного потребностью или каким-либо впечатлением. Возникает новизна образов воображения по сравнению с уже известными образами памяти. Исследования последних лет показывают сложность структуры воображения, вызывают предположения, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, но и в глубоких отделах мозга - гипоталамо-лимбической системе. Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представлений и есть физиологическая основа воображения. Способы создания образов воображения. Существуют следующие наиболее известные способы создания образов воображения: синтезирование - объединение двух (и более) образов в один или два - в новую комбинацию; агглютинация - разновидность синтезирования - объединение частей образов в один: козлообразный мужчина - черт, женщина-рыба – русалка, части трактора, косилки и веялки объединяются в тракторе; акцентуирование - прием, когда в реальном образе либо сильно преуменьшены, либо сильно преувеличены какие-либо детали, т.е. делается акцент, заостряются, подчеркиваются какие-либо отдельные признаки (карикатура - в живописи, лилипуты - в литературе); гиперболизацияхарактеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей (великаны, мальчик-с-пальчик);
аналогия - прием, когда стоится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие (локатор - аналогия с органами ориентации летучей мыши); типизация - наиболее сложный прием творческого воображения - это выявление много раз повторяющегося, наиболее распространенного, типичного в явлении (характерен для литературы, искусства). Виды воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. Воображение бывает активным и пассивным. Активное, в свою очередь, делится на воссоздающее и творческое, а пассивное - на преднамеренное и непреднамеренное. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы, географических карт, исторических описаний). Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Пассивное воображение - создание образов, которые не воплощаются в жизнь, не осуществляются. Примером непреднамеренного пассивного воображения могут служить сновидения. Во сне есть элемент предсказания, характер сновидений зависит от впечатлений, не контролируется сознанием человека. Поэтому возникающие образы называют пассивными. Самое длительное сновидение длится три минуты. Примером преднамеренного пассивного воображения могут служить грезы. Это образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Человек предается грезам в момент отдыха, благодушия. Грезы не контролируются полностью. Особая форма воображения - мечта. Человек без мечты и без воли - одно и то же. Мечта - это возможное и желаемое, представляемое в воображении. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Мечтательность (вспомним гоголевского Манилова) и грезы принято считать отрицательными качествами. Понятие о чувствах Человек не только познает окружающий мир, но так или иначе относится к нему: одни явления его радуют, другие - печалят, третьи - восхищают, четвертые - возмущают. Радость, грусть, восторг, отчаяние - различные виды чувств. Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства неразрывно связаны с потребностями, они - показатель того, как удовлетворяются потребности. Эмоции и чувства развились в ходе эволюции. «Ранние» виды чувств - положительные (приятные) и отрицательные (неприятные), кроме них существуют и так называемые амбивалентные чувства (примером могут служить чувства спортсмена, друг которого победил в соревновании, а он и рад победе друга, и сожалеет о собственном поражении). Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, стрессы, страсть, настроение и др.) образуют эмоциональную сферу личности. Эмоции имеют несколько функций: регулятивную, сигнальную, приспособительную. Эмоциональная сторона жизни человека отлична от животных: чувства и эмоции человека не существуют вне познания и деятельности. Существуют различия между эмоциями и чувствами. Так, эмоция - это конкретная форма, в которой протекает чувство; более сложные явления любовь, долг, патриотизм – могут выражаться в радости, тревоге, гневе и т.д. Далее, эмоции относительно кратковременны, а чувства - длительнее и характеризуют личность. Эмоции более древние психические явления, чем чувства, есть они и у животных, а чувства формировались у человека на основе эмоций. В середине 30-х годов прошлого века было обращено внимание на зависимость чувств и позы человека (в момент личной трагедии человек ходит не так, как в радости). Предполагали, что, заняв определенную позу, можно вызвать соответствующее чувство. Этот факт был теоретически представлен в периферической теории эмоций американского ученого Джеймса и датского психолога Ланге. У.Джеймс считал, что «мы опечалены, потому что плачем, боимся, потому что дрожим», то есть он доказывает первичность физиологических изменений организма по отношению к эмоциям. Ланге также считал, что эмоциональные переживания есть ощущения изменений, происходящих в теле животных или человека. И хотя, как считают современные психологи (П.К.Анохин, например), причина и следствие поменялись местами в этой теории, теория Джеймса-Ланге просуществовала полвека. Еще Л.С.Выготский, выступая против положений этой теории, считал, что нельзя классифицировать эмоции по телесным проявлениям (слезы могут появиться и от радости, и от грусти, и от ненависти); при жаре или переохлаждении имеются все телесные проявления эмоций, но сами эмоции отсутствуют. Таким образом, вопросы, связанные с эмоциональной сферой личности, продолжают оставаться значимыми в исследованиях психологов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|