Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности




Память - всеобщее свойство живых организмов. В работе А.Н.Леонтьева «Проблемы развития психики» указывается, что переход от биологических примитивных форм памяти к высшим, специфически человеческим ее формам является результатом «длительного и сложного процесса культурного, исторического развития».

Память - основа психической жизни личности, ведь человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде, если бы не сохранял следы воздействия окружающих его предметов в памяти.

Память – это психический процесс запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта (обстоятельств жизни и деятельности личности.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

И.М.Сеченов называл память краеугольным камнем психического развития.

Память связывает воедино наш прошлый опыт с настоящим, ориентируя на деятельность в будущем.

Особенности памяти как процесса:

1. Она связана со всеми психическими структурами;

2. Она не направлена на непосредственное отражение мира, а имеет дело со вторичными образами и понятиями, оперирует тем, что осталось в ней. Эти способности называют мнемическими, т.е. способностями запоминанию.

Первые попытки объяснения механизмов памяти на психологическом уровне связаны с теорией ассоцианизма. Запоминание, по этой теории, - это связывание впечатлений прошлого с настоящим. Условием проявления связи между впечатлениями является одновременность их появления. Одно из проявлений ограниченности теории ассоцианизма состоит в том, что смежность объектов во времени и пространстве считается достаточным условием для запоминания их как имеющих связь. Такая трактовка механизмов памяти не учитывает избирательного характера связей между впечатлениями в процессе запоминания. Понятие ассоциации закрепилось в психологии. «Краткий словарь системы психологических понятий» К.К.Платонова дает следующее определение: «Ассоциации - это отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом». Психологами было выделено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации - механизм запоминания и воспроизведения, но всех явлений памяти они не исчерпывают. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти. Например, закон забывания Германа Эббингауза. В соответствии с этим законом (выведенным на основе опытов с запоминанием 3-х буквенных слогов) забывание вначале идет довольно быстро, в течение 1 часа – до 60% забывается, чрез 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

На основе критики ассоцианизма возникли новые теории. Одна из них - теория гештальтизма (от немецкого «гештальт» - структура). В отличие от элементарного подхода к явлениям ассоцианистов, гештальтисты учитывают, прежде всего, принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме (изоморфизм). В «Общей психологии» под редакцией А.В.Петровского отмечено, что определенная организация материала играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована только в деятельности субъекта. А у гештальтпсихологов принцип целостности действует вне и помимо деятельности субъекта.

Бихевиоризм подчеркивал роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделял изучению того, как работает память в процессе научения.

Психоанализ З.Фрейда выяснял роль положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала, описал механизмы подсознательного забывания материала.

В начале 20 века возникла смысловая теория памяти (А.Бине, К. Бюлер) На 1-ый план при запоминании и воспроизведении материала выдвигается смысловое содержание материала. Смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое.

В отечественной психологии развивается в настоящее время теория деятельностного опосредования всех психических процессов, доказывающая, что запоминание зависит от того, какую роль играет данный материал в деятельности человека. В контексте этой теории память выступает как особый вид психической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов).

Физиологические основы памяти.

Если исходить из тезиса теории деятельностного опосредования психических процессов о том, что образование связей между представлениями определяется тем, что с запоминаемым материалом делает субъект, то такое понимание механизмов памяти соответствует положениям физиологической теории И.П.Павлова. Образование условно-рефлекторных связей между имеющимся опытом и новыми впечатлениями является физиологической основой памяти (См. «Общая психология» под ред. А.В.Петровского. - М. - 1970. - С. 261.).

Как известно, открытие И.П.Павловым условного рефлекса явилось предпосылкой создания универсального принципа для обучения человека и животных. Впоследствии установлено, что, например, запоминание - это процесс, в результате которого происходит образование и дальнейшее сохранение временных нервных связей, образующихся в мозгу.

Временные нервные связи, образовавшиеся после тренировки, сохраняются в течение значительного периода времени и даже на протяжении всей жизни человека. Например, в пожилом возрасте люди помнят иностранные слова, заученные в детстве, хотя всю жизнь говорили на другом языке. При извлечении из хранилища памяти часть временных связей не оживляется, а затормаживается, устраняя помехи для образования условного рефлекса. Когда под воздействием предмета и явления оживляется нужная временная связь, происходит узнавание. Подобные примеры приведены в работе Л.И.Куприяновича «Резервы улучшения памяти».

Виды памяти.

Виды памяти таковы: словесно-логическая, образная, эмоциональная, двигательная.

Словесно-логическая память - это память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям.

Образная память - память на представления. Представление - это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Уровень развития образной памяти неодинаков для разных модальностей, поэтому различают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, двигательную память. Очень высок уровень развития зрительной памяти, например, у шахматистов.

При эмоциональном виде памяти, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Эмоциональная память хорошо развита у актеров.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Таким видом памяти обладают спортсмены, танцовщики. Достаточно вспомнить такой впечатляющий пример: М.М.Плисецкая, народная артистка СССР, выучила свою партию в балете «Гибель розы» (постановка M.Бежapa) всего за несколько дней.

Существуют несколько критериев для классификаций видов памяти.

По временной характеристике различают мгновенную (или иконическая, следовая), существует она долю секунды; кратковременную (или первичную). Действует до 20 – 30 сек. Кратковременную память характеризует объем 5 – 9 ед. информации; оперативную (рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней); долговременную (вторичная) – способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока; вечную (третичная) – информация, которая держится на протяжении всей жизни (например, лица родственников).

По наличию или отсутствию цели различают произвольную и непроизвольную память.

В зависимости от ведущей модальности память может быть осязательной, обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, кинестезической.

По степени обработки материала она бывает механической и смысловой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...