Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика античной психологической мысли




Зарождение античной философии было обусловлено изменениями в материальной жизни, переходом от бронзы к железу в сфере производства, рабского труда, отделение ремесла от сельского хозяйства, классовой борьбы, приведшей к установлению рабовладельческой демократии. Следствием стали глубокие преобразования в жизни древних греков. Прежние мифические знания, верования, легенды постепенно вытесняются из сознания древних греков более объективными знаниями из медицины, математики, астрономии, географии, философии. У людей развивается критический взгляд на вещи, логика.

Почти 20 веков психология находилась в русле философского знания и входила в науку, изучавшую общие закономерности развития общества, природы, человека – натурфилософию.

Область психического не была только человеческой, не ограничивалась человеком, она распределялась на весь окружающий мир, которых признавался одушевленным, одухотворенным, божественным. Такой подход к окружающему миру был назван в философии панпсихизмом.

Стремление психологии избежать сакральности (сакральный – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый), соединения веры со знанием, но не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и стала главной отличительной чертой научной философской психологии от донаучной.

Но исследования первых психологов содержат все-таки представления о душе из мифов и религиозных представлений. Душа представлялась как активное начало, которое регулирует поведение человека; душа, считалась материальной и, якобы, состояла из тех же частиц, что и окружающий мир. Древние греки были убеждены в существовании первоосновы мира – некоего вещества или элемента, основного в материи Вселенной.

Фалес (VI в. до н.э.) считал, что первоосновой везде является вода.

Анаксимен (V в. до н.э.) считал главным элементом мира воздух.

Позже идея о значении воздуха и его движении встречается у Эпикура.

Первые представления о душе были связаны, т.о., с ее главным качеством – активностью как энергетической основой тела, которая приводит тело в движение.

Но уже в VI в. до н.э. Анаксимандр пишет о «беспредельном начале», из которого все исходит и, в которое все превращается.

Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита (V - IV в. до н.э.) стала частью психологических учений не только в древней Греции, но и в Древнем Риме. Так, Демокрит считал, что душа состоит из мелких и круглых атомов – активных и подвижных. Позже Гераклит высказал идею о Логасе, т.е. законе, который управляет силой, объясняет связь между событиями в жизни. Идея Логоса Гераклита доказала, что все в этом мире случайно не происходит, а подчинено законам. Именно идея Логоса вытеснила сакральность (вера в знания) и превратила психологию в науку.

Идея о всеобщей причинной обусловленности была и в трудах Демокрита, но его критиковали Сократ, а позже и Платон из-за того, что идея детерминизма лишала человека свободы и воли.

Постепенно на первый план стали выдвигаться в философии не функции души, а те законы, по которым человек отличается от всех живых существ. Например, Сократ утверждал, что душа – это не только источник активности, но и основа разума, человеческой нравственности. Эта идея продолжена в концепциях Платона и Аристотеля. В их время возникла идея о культуре как факторе, влияющем на развитие души.

Таким образом, во времени изменялись приоритеты в психологических исследованиях.

К III веку до н.э. еще нельзя было объяснить, из-за неразвитости таких наук как биология, анатомия, медицина, как строение атомов души может привести к качественному отличию человека от животного. На этом этапе развития философии психологические теории перешли из материалистической ориентации в идеалистическую. Если материализм выделил в душе главную черту – активность, то идеализм разум, нравственность, природу которую материализм объяснить не мог.

Тогда Платон приходит к идее о нематериальности и вечности души. Одной из главных ее функций считали познание мира. Две ступени познания: ощущение (= восприятие) и мышление.

Платон (IV в. до н.э.) впервые выделил память как отдельный психический процесс, как хранилище всех человеческих знаний.

Все в мире относительно.

Позже в IV в. до н.э. сначала Аристотель, а за ним и стоики уже выделили воображение и речь как познавательные процессы. Хотя, содержание этих процессов трактовалась иначе, чем в современной психологии, но представления о структуре познания были налицо. Демокрит в своей теории познания утверждал: знание базируется на ощущениях, а разум ведет к заблуждениям. Эпикур считал, что ощущения дают истинное представление о мире, а знания заблуждают нас. По Эпикуру, весь личных опыт человек приобретает в ощущениях, а эмпирические знания (доказанные на опыте) могут быть систематизированы разумом.

Этот подход получил в философии название сенсуализм (сенсуализм [сэ], [лат. sēnsus чувство, ощущение]. Философское учение, признающее единственным источником познания ощущения), а в XVII – XVIII вв. он даже стал направлением науки.

Другое направление в психологии познания, названое позже в философии рационализмом исходило из того, что знания о законах мира основаны только на разуме и не связаны или мало связаны с сенсорными данными. Такой же точки зрения придерживался Платон, стоики, а за ними Плотин (II в. н.э.).

Таким образом, в познании мира в античное время выделилось два этапа: 1) сенсорного познания мира, сенсорного опыта, знания о конкретном, о тенях идеальных предметов; 2) этап рассуждения, этап разума, который может познать суть мира. Причем, эти вторые знания, идущие от разума человека, якобы, явление врожденное, они даны нам вместе с бессмертной душой.

Таким образом, единства мнений на природу психики изначально в науке не существовало, как и на психические процессы, эмоции, разум.

Время создания классических теорий Платона и Аристотеля. Оно отличается преобладанием практических интересов, способов, преодоления человеком жизненных препятствий, трудностей. Этот период назван эллинизмом, т.к. связан с распространением греческой культуры по всему миру. После походов А.Македонского в этот период внесены элементы культуры Востока, расцвет точных наук, поэзии.

На первый план в философских и психологических исследованиях выступают интерес к человеку, мотивация его поведения, физическая организация человека, этическое и нравственное развитие человека, критерии оценки нравственности личности.

От Сократа пошла идея о человеке как самостоятельной ценности, не подчиненной природе, стоящей выше и вне природы. Центральная проблема психологии этого периода – связь нравственности с активностью личности.

Ведущие психологические школы этого периода – это стоики, эпикурейцы, киники, платоники. Все они по-разному отвечали на вопрос, какое поведение считать социально желательным: должен ли человек подчиняться правилам общества или он обязан следовать собственным представлениям о добре, зле, поведении. Главной причиной споров стоиков и эпикурейцев, например, был вопрос об отношениях личности с обществом. Эти вопросы представлены и в разных видах искусства того времени. Например, в драмах Софокла, Еврипида, Эсхила описаны житейские ситуации, из которых и вытекают эти вопросы.

Киники в поисках свободы доказали, что человек должен освободиться от всего, что мешает ему стать самодостаточным, т.е., не зависеть от цивилизации – от хорошей одежды, дома, пищи, чувства стыда, от знаний. Таким образом, безграмотность, невежество, бесстыдство, негативизм по отношению к окружающим становились, по киникам, символами независимости.

В наше время Э.Фромм назвал такую свободу «свободой от» и противопоставил ей «свободу для» (ограничения для собственного Я). Эпикур и его последователи считали, что эмоции могут быть связаны и с телесными и с духовными нуждами, которые более важны, ведь они могут освободить человека от зависимости, от внешнего мира. В этом плане наиболее последовательны стоики. Они выделили два вида детерминации и два вида свободы. Стоики утверждали, что внешней свободы не существует, т.к. человек не волен в выборе места рождения, смерти, судьбы. Внутренняя свобода – это свобода разума, это безграничность интеллектуальных возможностей в постижении мира и себя.

Таким образом, в психологии античности (т.е. в психологии, которая развивалась учеными Древней Греции и Рима), можно условно выделить три этапа – зарождение и становление психологии (VII – IV вв. до н.э.), период классической греческой науки (III – II вв. до н.э.), период эллинизма (II в. до н.э. – III – IV вв. н.э.).

На первом этапе развития психологии античности (VII – IVвв. до н.э.) появились первые научные концепции психики (как источника активности тела) + первая теория познания (самыми главными являются эмпирические знания, добытые опытом), теории эмоций (эмоции – регулятор поведения человека).

Главные проблемы психологии были сформулированы так:

1. В чем функция души;

2. В чем содержание души;

3. Как идет познание мира;

4. Что является регулятором поведения, свободен ли человек в этой регуляции.

На втором этапе развития истории психологии (классической греческой психологии) рассматривались следующие проблемы:

1. Возникли первые концепции психического (Платон, Аристотель);

2. Выявлены качественные отличия человека от других живых существ;

3. Выдвинута идея о том, что психика не только носитель активности, но и разума, нравственности, на нее влияет культура и духовный уклад общества;

4. Идея необходимости свободы для человека;

5. Разум, а не чувства – это главный регулятор поведения человека;

6. Разум – это источник объективных знаний об истинности в этом мире, которое не может быть связано с ощущениями.

Третий период развития античной психологии – период эллинизма, когда основные психологические школы переместились в Рим из Древней Греции. Не дал принципиально новых подходов к изучению психики. Нет принципиально новых подходов к изучению психики, только модификация предыдущих концепций; открыты всего лишь новые факты по регуляции поведения, оценки деятельности человека и критериев такой оценки. К концу III в. н.э. религия доминирует над научными концепциями, возвращается сакральный подход к знаниям (когда все рассматривается с точки зрения веры или неверия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...