Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий экскурс в историю социальной психологии




Один из современных американских социальных психологов Т.Шибутани иронично заметил, что социальная психология стала независимой наукой потому, что возникла потребность раскрыть ряд вопросов, недоступных другим наукам (языкознанию, политологии и др.).

К середине XIX века самостоятельной стала социология, и наметилось встречное движение к психологии.

Первые социально-психологические теории были по складу философскими: теория народов, теория психологии масс, теория инстинктов социального поведения.

В каждой вырисовывалась доминанта личности или общества. Теория народов сложилась к середине XIX века в Германии и утверждала, что главная сила истории народов – «дух целого». Теория масс возникла во второй половине XIX века на основе теории подражания, лежащего в истоке поведения масс. Теория инстинктов социального поведения возникла в США в начале XX века (Макдугалл). Основной тезис теории: причины социального поведения надо искать во врожденных инстинктах.

Эти теории не сыграли ведущей роли в истории социальной психологии, но положительное их значение заключалось в том, что были поставлены вопросы о соотношении сознания индивида и сознания группы; возникли на стыке двух наук, но не опирались на практику жизни и ограничивались только философскими рассуждениями.

Следующий этап развития социальной психологии - экспериментальный период. Экспериментальная психология возникала в борьбе двух подходов – марксистского и буржуазного (буржуазные теории общественного развития). К началу XX века экспериментальная практика складывалась вне марксистской традиции.

Программа превращения социальной психологии в экспериментальную науку была предложена в Европе (Ф.Олпорт).

К началу XX века явно обозначились три подхода: психоаналитический, бихевиористический, гештальтпсихологический.

Особенно активно социальная психология развивалась в русле бихевиоризма. Объектом исследований стала малая группа (к началу XX века методики изучения социальных процессов были подготовлены только для малых групп). Одновременно обозначился сильный крен в эксперимент и отлучение социальной психологии от теоретических исследований.

К середине XX века, кроме 3-х основных направлений, в социальной психологии возникает новое социологическое течение – интеракционизм, а прежние три переросли в «нео»направления: неофрейдизм (Э.Фромм, Салливан); необихевиоризм; психоанализ дал толчок новому течению – гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу), которая опиралась на работу тренинговых групп. Когнитивизм начался с гештальтпсихологии – «теории поля» Курта Левина.

Социальные психологи резко не разграничивают все эти направления. Подобный эклектизм свойственен и социальной психологии США, и социальной психологии Европы.

3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Термин «методология» имеет три значения:

1) общая методология, т.е. общий философский подход, методология познания;

2) частная методология – совокупность определенных принципов, используемых в одной из отраслей знаний;

3) методология как совокупность конкретных методик исследования (методика – конкретные методические приемы психологического исследования).

Сегодня в социальной психологии принято учитывать такие черты научного исследования: объект исследования, задачи исследования (эмпирические, логические, теоретические), четкое разграничение фактов и гипотез, наличие гипотезы обязательно, целью исследования должно быть не только объяснение фактов и процессов, но и их предвидение, предсказание.

Для социальной психологии эти требования к исследованию специфичны. В ней существует проблема надежности полученных данных, а качество информации обеспечивается принципом репрезентативности (представленности). Надежность обеспечивается следующими характеристиками:

- валидностью (обоснованность, способность инструмента исследования измерять необходимые характеристики объекта);

- устойчивостью информации (= достоверность). Способностью быть однозначной в разных условиях исследования. Информация идентична при повторном измерении;

- точностью – соответствие результатов к истинному значению существующего качества личности.

В социальной психологии человек является источником информации. Он должен:

1. Понять вопрос и инструкцию;

2. Обладать информацией;

3. Вспомнить все, что относится к полноте информации;

4. Согласиться выдать информацию.

Репрезентативность обеспечивается представленностью определенной выборки испытуемых. Выборки могут быть – случайными (часть), типичными, генеральной совокупностью (все студенты ВГПУ). Чем больше выборка, тем репрезентативнее результаты.

Весь набор методов социальной психологии можно условно разделить на две группы: методы исследования и методы воздействия.

В первую группу входят две подгруппы:

1. Методы сбора информации (наблюдение, опросы и т.д.);

2. Методы обработки информации.

Контент-анализ в социальной психологии используется при исследовании масс, коммуникаций. Чаще всего, из опросов используется интервью и анкеты. Тесты, чаще всего, личностные. Эксперимент требует введения так называемых независимых переменных и контроль за ними, контроля за зависимыми переменными, выделение экспериментальной и контрольной группы. В социально-психологических исследованиях всегда учитывается такая переменная, как «взаимодействие испытуемого и исследователя».

Ко второй группе методов относятся все приемы статистики (корреляционный анализ, построение типологий и классификаций).

Таким образом, на методологической базе исследования (принципы, цели, задачи, методы, методики, гипотезы) выявляются необходимые параметры социально-психологического исследования (объект, предмет, актуальность, структура, блоки методик и др.), т.е. составляется программа исследования.

4. Общественные и межличностные отношения

Социальная психология сталкивается при изучении группы с фактом общения и взаимодействия людей. Она пытается объяснить, каков механизм вхождения индивида в группу, индивида в социум, т.е. исследование отдельной личности, получается как бы другой стороной исследования общества. В российской психологии проблемой взаимоотношений занимался В.Н.Мясищев. Фиксация отношений – это фиксация связи объектов природы с окружающим миром. Все многообразие отношений он разделил на два вида: общественные отношения и психологические отношения личности. Общественные отношения безличны по характеру, их сущность – во взаимодействии социальных ролей, а не личностей. Каждый индивид выполняет несколько социальных ролей, но ряд из них он получает от рождения (пол). В силу индивидуальности каждый человек обладает своим «стилем исполнения роли». Этот стиль заставляет внутри безличных общественных отношений появляться межличностным отношениям (тем, которые В.Н.Мясищев назвал психологическими). Образно, как предлагает Г.М. Андреева, соотношение общественных и мехличностных отношений можно представить в виде «пирога с прослойкой»:

экономические _

межличностные отношения

общественные отношения политические _

межличностные отношения

идеологические и другие, а между ними

межличностные отношения,

т.е. межличностные отношения лежат в основе, «находятся внутри» общественных, опосредуют их.

Межличностная роль – это не положение человека в общественных отношениях, а всего лишь его положение в групповых связях («свой парень» или «козел отпущения»); значит, главной чертой, отличающей общественные отношения от межличностных, является эмоциональная основа межличностных отношений.

В социальной психологии чаще обращают внимание не на эмоции, а на чувства и делят их на 2 группы:

1. Конъюктивные (объединяющие людей);

2. Дизъюнктивные (разъединяющие людей).

Средством анализа двух рядов отношений в группах (межличностных и общественных) является социометрия. Но без выявления мотивов межличностных отношений картина их будет неполной.

Общение в социальной психологии – реализация всей системы отношений человека, т.е. это реальность и межличностных отношений, и общественных.

Если в социологии в большей степени изучается общение между группами, то в социальной психологии – межличностные отношения.

По А.Н.Леонтьеву, следует говорить о единстве общения и деятельности, любые формы общения включены в виды деятельности.

Характер связи общения и деятельности может быть понят по-разному:

1. Как 2 стороны жизни человека;

2. Общение как сторона деятельности;

3. Деятельность как условие общения;

4. Общение как самостоятельный вид деятельности.

По А.Я.Харашу (1987), иногда разводят понятия ролевого и личностного общения. Но личностное общение может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное.

Согласование деятельностей отдельных ее участников происходит благодаря функции общения – воздействию, в котором сильно и обратное влияние общения на деятельность.

По структуре общение делят на три стороны:

1. Коммуникативную (передача информации);

2. Интерактивную (межличностное взаимодействие);

3. Перцептивную (восприятие и понимание человека человеком).

Эти стороны общения выявляются, как правило, в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта людей.

5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона)

Прежде всего, следует иметь в виду специфику этой стороны общения.

Общение нельзя рассматривать только как работу двух систем - передающей и воспринимающей, т.к. оба субъекта активны и подают друг другу новую информацию. Это возможно только при понимании информации: суть коммуникации – в совместном постижении предмета общения.

Характер обмена информацией состоит в том, что с помощью обмена системой знаков партнеры могут влиять на поведение друг друга. Эффективность коммуникации состоит в том, насколько удалось воздействие партнеров друг на друга, т.е. при обмене информацией может меняться тип отношений между партнерами.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно, когда коммуникатор и реципиент обладают единой системой кодификации и декодификации, т.е. важно, чтобы знаки одинаково объяснялись партнерами. По Л.С. Выготскому, мысль партнеров должна быть идентична лексически, синтаксически, но главное, партнеры должны одинаково понимать ситуацию общения.

Возможны в общении коммуникативные барьеры, носящие социальный (например, политический) и психологический характер (застенчивость, хамство).

Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:

1. Побудительная (выражена приказом, просьбой, советом, направлена на стимуляцию деятельности – его активизацию, интердикцию – запрет, дестабилизацию);

2. Констатирующая (в форме сообщения, не изменяющая поведение партнеров).

Существуют разные знаковые системы. Коммуникация делится на вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы речь (систему фонетических знаков на основе лексических и синтаксических приемов). Речь считается универсальным средством коммуникации. 1991 году И.А.Зимняяввела для обозначения психологических компонентов речи термины «говорение» и «слушание». Смена коммуникативных ролей представлена в диалоге. А.А.Леонтьевпредложил обозначить две задачи в ориентации партнеров так:

1. Личностно-речевая ориентация;

2. Социально-речевая ориентация.

Они отражают содержание коммуникации. Меры, направленные на улучшение эффекта общения, называются убеждающей коммуникацией. Американский журналист Лассуэл для изучения убеждающего воздействия средств массовой коммуникации предложил пятикомпонентную модель коммуникативного процесса:

1. Кто передает сообщение – коммуникатор.

2. Что передается – сообщение.

3. Как передается – канал.

4. Кому (направлено сообщение) – аудитория.

5. С каким эффектом – эффективность.

По каждой из этих частей выявлены самые эффективные позиции. Например, позиции коммуникатора могут быть:

1. Открытая – дает свою позицию;

2. Отстраненная – сравнивает чужие позиции, но умалчивает о своей;

3. Закрытая (не сообщает свою позицию).

Здесь дана лишь структура, но нет содержания общения. Эффективность вербального общения зависит от факторов:

- ситуативных;

- субъективных (психологическое состояние партнеров, стиль подачи информации);

- характеристик речи как вербальных средств (смысл, содержание, логичность, точность, ясность).

Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы: оптико-кинетическую; паралингвистическую; экстралингвистическую; проксемику; визуальный контакт (по В.А.Лабунской).

Совокупность этих средств выполняет функции: дополнение речи; замещение речи; представление эмоционального состояния партнеров.

Оптико- кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Известно, что общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. В последние годы разрабатывается область – кинесика, изучающая, например, частоту и силу артикуляции в разных культурах (пантомимика финнов – 1 жест, мексиканцы – 180 жестов в час).

Паралингвистика и экстралингвистика - так называемые добавки к речи. Паралингвистика - система вокализации, т.е. диапазон, тональность и др. качества голоса. Экстралингвистика – вкрапления в речь: паузы, кашель, смех, плач, темп речи.

Проксемика - специальная область, которая занимается нормами времени и пространства в общении. Основоположник «пространственной психологии» американский психолог Стэнли Холл. Нормы для американской культуры таковы: 0 – 45 см – интимная зона, 45 – 120см – персональное расстояние, 120 – 400см – социальное, 400 – 750см – публичная зона. Специфические наборы констант пространства и времени, констант коммуникативных ситуаций называют хронотопами (А.А.Ухтомский).

Контакт глаз. Важны частота обмена взглядами, длительность взглядов, статика и динамика взгляда, их смена, избегание взгляда, (дошкольники, как правило, фиксируют внимание на лице).

Все эти 5 систем рассматриваются как коды коммуникации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...