Краткий экскурс в историю социальной психологии
Один из современных американских социальных психологов Т.Шибутани иронично заметил, что социальная психология стала независимой наукой потому, что возникла потребность раскрыть ряд вопросов, недоступных другим наукам (языкознанию, политологии и др.). К середине XIX века самостоятельной стала социология, и наметилось встречное движение к психологии. Первые социально-психологические теории были по складу философскими: теория народов, теория психологии масс, теория инстинктов социального поведения. В каждой вырисовывалась доминанта личности или общества. Теория народов сложилась к середине XIX века в Германии и утверждала, что главная сила истории народов – «дух целого». Теория масс возникла во второй половине XIX века на основе теории подражания, лежащего в истоке поведения масс. Теория инстинктов социального поведения возникла в США в начале XX века (Макдугалл). Основной тезис теории: причины социального поведения надо искать во врожденных инстинктах. Эти теории не сыграли ведущей роли в истории социальной психологии, но положительное их значение заключалось в том, что были поставлены вопросы о соотношении сознания индивида и сознания группы; возникли на стыке двух наук, но не опирались на практику жизни и ограничивались только философскими рассуждениями. Следующий этап развития социальной психологии - экспериментальный период. Экспериментальная психология возникала в борьбе двух подходов – марксистского и буржуазного (буржуазные теории общественного развития). К началу XX века экспериментальная практика складывалась вне марксистской традиции. Программа превращения социальной психологии в экспериментальную науку была предложена в Европе (Ф.Олпорт).
К началу XX века явно обозначились три подхода: психоаналитический, бихевиористический, гештальтпсихологический. Особенно активно социальная психология развивалась в русле бихевиоризма. Объектом исследований стала малая группа (к началу XX века методики изучения социальных процессов были подготовлены только для малых групп). Одновременно обозначился сильный крен в эксперимент и отлучение социальной психологии от теоретических исследований. К середине XX века, кроме 3-х основных направлений, в социальной психологии возникает новое социологическое течение – интеракционизм, а прежние три переросли в «нео»направления: неофрейдизм (Э.Фромм, Салливан); необихевиоризм; психоанализ дал толчок новому течению – гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу), которая опиралась на работу тренинговых групп. Когнитивизм начался с гештальтпсихологии – «теории поля» Курта Левина. Социальные психологи резко не разграничивают все эти направления. Подобный эклектизм свойственен и социальной психологии США, и социальной психологии Европы. 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования Термин «методология» имеет три значения: 1) общая методология, т.е. общий философский подход, методология познания; 2) частная методология – совокупность определенных принципов, используемых в одной из отраслей знаний; 3) методология как совокупность конкретных методик исследования (методика – конкретные методические приемы психологического исследования). Сегодня в социальной психологии принято учитывать такие черты научного исследования: объект исследования, задачи исследования (эмпирические, логические, теоретические), четкое разграничение фактов и гипотез, наличие гипотезы обязательно, целью исследования должно быть не только объяснение фактов и процессов, но и их предвидение, предсказание.
Для социальной психологии эти требования к исследованию специфичны. В ней существует проблема надежности полученных данных, а качество информации обеспечивается принципом репрезентативности (представленности). Надежность обеспечивается следующими характеристиками: - валидностью (обоснованность, способность инструмента исследования измерять необходимые характеристики объекта); - устойчивостью информации (= достоверность). Способностью быть однозначной в разных условиях исследования. Информация идентична при повторном измерении; - точностью – соответствие результатов к истинному значению существующего качества личности. В социальной психологии человек является источником информации. Он должен: 1. Понять вопрос и инструкцию; 2. Обладать информацией; 3. Вспомнить все, что относится к полноте информации; 4. Согласиться выдать информацию. Репрезентативность обеспечивается представленностью определенной выборки испытуемых. Выборки могут быть – случайными (часть), типичными, генеральной совокупностью (все студенты ВГПУ). Чем больше выборка, тем репрезентативнее результаты. Весь набор методов социальной психологии можно условно разделить на две группы: методы исследования и методы воздействия. В первую группу входят две подгруппы: 1. Методы сбора информации (наблюдение, опросы и т.д.); 2. Методы обработки информации. Контент-анализ в социальной психологии используется при исследовании масс, коммуникаций. Чаще всего, из опросов используется интервью и анкеты. Тесты, чаще всего, личностные. Эксперимент требует введения так называемых независимых переменных и контроль за ними, контроля за зависимыми переменными, выделение экспериментальной и контрольной группы. В социально-психологических исследованиях всегда учитывается такая переменная, как «взаимодействие испытуемого и исследователя». Ко второй группе методов относятся все приемы статистики (корреляционный анализ, построение типологий и классификаций). Таким образом, на методологической базе исследования (принципы, цели, задачи, методы, методики, гипотезы) выявляются необходимые параметры социально-психологического исследования (объект, предмет, актуальность, структура, блоки методик и др.), т.е. составляется программа исследования.
4. Общественные и межличностные отношения
экономические _ межличностные отношения общественные отношения политические _ межличностные отношения идеологические и другие, а между ними – межличностные отношения, т.е. межличностные отношения лежат в основе, «находятся внутри» общественных, опосредуют их. Межличностная роль – это не положение человека в общественных отношениях, а всего лишь его положение в групповых связях («свой парень» или «козел отпущения»); значит, главной чертой, отличающей общественные отношения от межличностных, является эмоциональная основа межличностных отношений. В социальной психологии чаще обращают внимание не на эмоции, а на чувства и делят их на 2 группы: 1. Конъюктивные (объединяющие людей); 2. Дизъюнктивные (разъединяющие людей).
Средством анализа двух рядов отношений в группах (межличностных и общественных) является социометрия. Но без выявления мотивов межличностных отношений картина их будет неполной. Общение в социальной психологии – реализация всей системы отношений человека, т.е. это реальность и межличностных отношений, и общественных. Если в социологии в большей степени изучается общение между группами, то в социальной психологии – межличностные отношения. По А.Н.Леонтьеву, следует говорить о единстве общения и деятельности, любые формы общения включены в виды деятельности. Характер связи общения и деятельности может быть понят по-разному: 1. Как 2 стороны жизни человека; 2. Общение как сторона деятельности; 3. Деятельность как условие общения; 4. Общение как самостоятельный вид деятельности. По А.Я.Харашу (1987), иногда разводят понятия ролевого и личностного общения. Но личностное общение может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное. Согласование деятельностей отдельных ее участников происходит благодаря функции общения – воздействию, в котором сильно и обратное влияние общения на деятельность. По структуре общение делят на три стороны: 1. Коммуникативную (передача информации); 2. Интерактивную (межличностное взаимодействие); 3. Перцептивную (восприятие и понимание человека человеком). Эти стороны общения выявляются, как правило, в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта людей. 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона) Прежде всего, следует иметь в виду специфику этой стороны общения. Общение нельзя рассматривать только как работу двух систем - передающей и воспринимающей, т.к. оба субъекта активны и подают друг другу новую информацию. Это возможно только при понимании информации: суть коммуникации – в совместном постижении предмета общения. Характер обмена информацией состоит в том, что с помощью обмена системой знаков партнеры могут влиять на поведение друг друга. Эффективность коммуникации состоит в том, насколько удалось воздействие партнеров друг на друга, т.е. при обмене информацией может меняться тип отношений между партнерами. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно, когда коммуникатор и реципиент обладают единой системой кодификации и декодификации, т.е. важно, чтобы знаки одинаково объяснялись партнерами. По Л.С. Выготскому, мысль партнеров должна быть идентична лексически, синтаксически, но главное, партнеры должны одинаково понимать ситуацию общения. Возможны в общении коммуникативные барьеры, носящие социальный (например, политический) и психологический характер (застенчивость, хамство).
Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: 1. Побудительная (выражена приказом, просьбой, советом, направлена на стимуляцию деятельности – его активизацию, интердикцию – запрет, дестабилизацию); 2. Констатирующая (в форме сообщения, не изменяющая поведение партнеров). Существуют разные знаковые системы. Коммуникация делится на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы речь (систему фонетических знаков на основе лексических и синтаксических приемов). Речь считается универсальным средством коммуникации. 1991 году И.А.Зимняяввела для обозначения психологических компонентов речи термины «говорение» и «слушание». Смена коммуникативных ролей представлена в диалоге. А.А.Леонтьевпредложил обозначить две задачи в ориентации партнеров так: 1. Личностно-речевая ориентация; 2. Социально-речевая ориентация. Они отражают содержание коммуникации. Меры, направленные на улучшение эффекта общения, называются убеждающей коммуникацией. Американский журналист Лассуэл для изучения убеждающего воздействия средств массовой коммуникации предложил пятикомпонентную модель коммуникативного процесса: 1. Кто передает сообщение – коммуникатор. 2. Что передается – сообщение. 3. Как передается – канал. 4. Кому (направлено сообщение) – аудитория. 5. С каким эффектом – эффективность. По каждой из этих частей выявлены самые эффективные позиции. Например, позиции коммуникатора могут быть: 1. Открытая – дает свою позицию; 2. Отстраненная – сравнивает чужие позиции, но умалчивает о своей; 3. Закрытая (не сообщает свою позицию). Здесь дана лишь структура, но нет содержания общения. Эффективность вербального общения зависит от факторов: - ситуативных; - субъективных (психологическое состояние партнеров, стиль подачи информации); - характеристик речи как вербальных средств (смысл, содержание, логичность, точность, ясность). Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы: оптико-кинетическую; паралингвистическую; экстралингвистическую; проксемику; визуальный контакт (по В.А.Лабунской). Совокупность этих средств выполняет функции: дополнение речи; замещение речи; представление эмоционального состояния партнеров. Оптико- кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Известно, что общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. В последние годы разрабатывается область – кинесика, изучающая, например, частоту и силу артикуляции в разных культурах (пантомимика финнов – 1 жест, мексиканцы – 180 жестов в час). Паралингвистика и экстралингвистика - так называемые добавки к речи. Паралингвистика - система вокализации, т.е. диапазон, тональность и др. качества голоса. Экстралингвистика – вкрапления в речь: паузы, кашель, смех, плач, темп речи. Проксемика - специальная область, которая занимается нормами времени и пространства в общении. Основоположник «пространственной психологии» американский психолог Стэнли Холл. Нормы для американской культуры таковы: 0 – 45 см – интимная зона, 45 – 120см – персональное расстояние, 120 – 400см – социальное, 400 – 750см – публичная зона. Специфические наборы констант пространства и времени, констант коммуникативных ситуаций называют хронотопами (А.А.Ухтомский). Контакт глаз. Важны частота обмена взглядами, длительность взглядов, статика и динамика взгляда, их смена, избегание взгляда, (дошкольники, как правило, фиксируют внимание на лице). Все эти 5 систем рассматриваются как коды коммуникации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|