2. Формы и методы управления
На Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь был опубликован Закон Республики Беларусь от 18. 07. 2022 № 194-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве», предусматривающий изменения, направленные на дальнейшее развитие института государственно-частного партнерства (ГЧП) через существенное упрощение процедур в данной сфере.
В том числе уточняется ряд терминов и их определений. Перечень объектов для заключения соглашений о ГЧП дополнен информационно-коммуникационной инфраструктурой. Для повышения оперативности принятия решений уменьшено количество государственных органов, участвующих в подготовке проектов.
Для регионов устанавливаются условия соблюдения в текущем году лимитов государственного долга и совокупного финансирования проектов ГЧП на уровне 1% доходов.
В то же время реализация проектов, финансируемых только из местных бюджетов, не будет согласовываться с Министерством финансов и Министерством экономики Республики Беларусь, что сократит срок их подготовки.
Также предусматривается дополнительная возможность заключения соглашения о ГЧП путем прямых переговоров с инвестором.
Вместе с тем устанавливаются некоторые ограничения, например, возмещение инвестиционных затрат государством будет осуществляться в период не менее пяти лет со дня утверждения акта приемки его в эксплуатацию.
Вышеуказанный нормативный правовой акт вступает в силу 22 января 2023 года. До этого срока будет проведена масштабная работа по приведению действующего законодательства о ГЧП в соответствие с обновленным Законом.
Одним из действенных механизмов обеспечения инновационного развития экономики является институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Проблемы государственно-частного партнерства являются актуальными в связи с модернизацией экономики и необходимостью реализации различных публичных функций власти и утвержденных ею программ.
В Республике Беларусь помимо единообразного определения отсутствует также и законодательное закрепление термина «государственно-частное партнерство», но, несмотря на это, он уже употребляется в отдельных нормативных правовых актах (чаще всего программного характера). В связи с этим на сегодняшний день важное значение имеет создание основ правового регулирования государственно-частного партнерства, необходимых для запуска разнообразных механизмов конструктивного взаимодействия бизнеса и государственной власти. Среди доводов в поддержку принятия нормативного правового акта о ГЧП специалисты указывают необходимость: повышения роли института ГЧП и определения его основных понятий и механизмов; формирования общего подхода к реализации проектов на основе ГЧП; выработки рамочных правил деятельности всех участников проектов ГЧП. Кроме того, такой закон закрепит позицию признания приоритетности взаимовыгодных отношений между государством и частным сектором экономики, создаст новые возможности для развития частного бизнеса, станет еще одним положительным сигналом для иностранных инвесторов, которые больше всего опасаются рисков, связанных именно с обязательствами партнера в лице государства [6].
В механизм ГЧП входят не только организационные структуры, конкретные формы и методы управления, но и нормы и правила, которые в совокупности позволяют ему функционировать» [2, c. 18].
В юриспруденции механизм ГЧП обозначается как совокупность взаимосвязанных между собой норм и правил, позволяющих участникам партнерства взаимодействовать друг с другом на законной (легальной) основе [3, с. 9, 18].
С точки зрения права механизм ГЧП в Республике Беларусь должны составлять действующее нормативное регулирование взаимоотношений партнеров и новые нормы, создающие правовые условия для развития ГЧП, касающиеся введения в законодательство понятийного аппарата о ГЧП, определения его объектов, субъектов, правовых форм и т. д. В литературе ведутся дискуссии по исследуемым нами вопросам, в ходе которых выявляются как сторонники, так и противники данного вида отношений и необходимости их специального правового регулирования. Первостепенной задачей ставится формулировка и обоснование теоретически значимых определений основных правовых категорий: законодательное определение понятия государственно-частного партнерства; определение объектов государственно-частного партнерства. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении государственно-частного партнерства. Предмет исследования составляют научные концепции, идеи, взгляды, теоретические и практические разработки, законодательство Республики Беларусь и других государств. Выбор объекта и предмета обусловлен необходимостью научного осмысления и определения некоторых составляющих понятийного аппарата ГЧП, потребностью использования их в законодательстве Республики Беларусь и решения проблемы формирования единой правоприменительной практики государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности. В белорусской юридической литературе можно встретить теоретические исследования отдельных проблем государственно-частного партнерства, связанных с определением его понятия и объектов [1; 4; 7; 8; 10] и др., но полноценного, комплексного исследования, имеющего целью упорядочить полученный ранее опыт, в правовой литературе не проводилось. Однако, такая задача является первостепенной при разработке нормативно-правовой базы ГЧП.
Воспользуйтесь поиском по сайту: