Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарастающее движение среди предпринимателей – ориентация на решение социальных проблем




Эта тенденция сосредоточенности на предпринимательстве, ориентированном на социальные проблемы, является в такой же степени выражением прагматизма, как и идеализма. Подобный бизнес приводится в движение отчасти разочарованными идеалистами, которые освободились от иллюзий относительно способности масштабных правительственных программ решить проблемы нашего общества.

Дж. Грегори Диз, «Прошлое, настоящее и будущее социально ориентированного предпринимательства»

Весной 2001 года в Саут-Бенде (штат Индиана) Кристофер Факс (или Крик, как называют его друзья) и Ф. Ксавьер Гельгесен задумались над тем, что они будут делать по окончании университета Нотр-Дам. Они получили дипломы инженера и специалиста по информационным системам соответственно. В это время как раз начал спадать ажиотаж вокруг организации интернет-компаний и перспективы выглядели довольно мрачными.

Как-то Крик окинул взглядом «апартаменты», которые он и Ксавьер занимали совместно с еще одним выпускником, и у него просто опустились руки при виде огромного количества старых, теперь уже бесполезных учебников, которые накопились у них троих за время учебы, а теперь лежали кучами в разных углах комнаты. Конечно, это были ценные книги – за них заплатили немалые деньги, и Крик подумал, что мог бы продать их обратно в книжный магазин университетского городка. Но надежда на то, что выручка окажется хоть сколько-нибудь весомой, была весьма слабой. Однако Крик уже знал о возможностях, которые рынок получил благодаря интернету.

«Ксавьер рассказал мне о Half.com, и я продал свои книги за 20–30 долларов за штуку – книги, которые в противном случае просто валялись бы кучей или бы их сожгли как ненужный хлам, что делали, насколько я знаю, многие студенты, когда груды книг начинали мозолить им глаза», – вспоминает Крик.

В итоге Крик заработал на своих учебниках 400 долларов, а Ксавьер добился еще большего успеха, продав как собственные, так и книги их товарища по комнате. В голове роились мысли: какой была бы выручка, если бы они собрали учебники со всего кампуса и тоже продали их – разве это не могло бы стать бизнесом?

«Мы поговорили с одним приятелем, работавшим в “Robinson Community Learning Center”, и выяснилось, что после окончания школы он хотел собирать фонды для программ по обучению чтению неграмотных, – говорит Крик. – И нам в голову пришла идея: если студенты согласятся расстаться со своими книгами и будут работать с нами, то мы могли бы считать, что сделали что-то полезное».

Молодые люди поделились этой идеей с Джеем, директором этого центра, и он подошел к их предложению по-деловому: Крик и Ксавьер собирают книги, продают их, а выручку делят пополам с центром. Так что зимой 2001 года Крик и Ксавьер начали это дело с книгами. Они взяли коробки в местном пункте по сбору вторсырья и расклеили соответствующие афишки по всей территории университета. В итоге за 6 месяцев они собрали около 2500 книг.

«Мы потратили на это лучшую часть лета, – говорит Крик. – Я тогда давал частные уроки, посещал кое-какие занятия в колледже в качестве вольнослушателя и планировал начать посещать курс в медицинской школе. Ксавьер же несколько раз съездил за рубеж. Так что это было побочное занятие – собирать и продавать книги; но для их сортировки и инвентаризации нам потребовалось немало времени – в сущности, это заняло все лето. Но я никогда не забуду, как по 4–5 раз заново перекладывал книги, чтобы разложить их по тематике. Короче говоря, в результате всей этой возни я смог составить списки, или своего рода каталог, приблизительно для 2100 книг. А потом (с момента, как я закончил, не прошло и нескольких минут) поступил первый заказ по электронной почте. Я подошел к полке, где находились книги, размещенные по изобретенной нами системе, вытащил нужную и побежал домой, чтобы поделиться радостью с моими новыми товарищами по комнате – сказать, что я продал книгу! А вернувшись, узнал, что продал еще где-то 5–10 книг. Да, та неделя была знаковой – она была отмечена активным получением заказов на книги».

К концу лета Крик и Ксавьер продали книг более чем на 20 тысяч долларов, причем за один месяц, и смогли сделать презент компании «Robinson Center» в виде чека на 10 тысяч долларов.

Теперь это действительно стало похоже на бизнес. Ободренные успехом и воодушевленные возможным потенциальным воздействием – не только на свои собственные финансовые дела или дела «Robinson Center», но и на процесс, связанный с повышением грамотности, – Крик и Ксавьер с помощью своего друга и однокурсника Джеффа Курцмана, работавшего в банковском отделе инвестиций, сделали черновой набросок бизнес-плана. В апреле 2003 года трое «основателей книжного бизнеса» выставили свой план на конкурс бизнес-планов в университете Нотр-Дам и получили первую премию за «Лучшее социально ориентированное предприятие», а также награду в 7000 долларов, которые они использовали для создания своего нового предприятия «Book Drives for Better Lives» («Книги – путь к лучшей жизни»). Так было положено начало движения, постепенно охватившего университетские кампусы по всей стране.

Крик получил свою награду после финальной презентации на конкурсе бизнес-планов, полагая, что со временем продолжит разрабатывать свою стратегию, чтобы иметь возможность посещать медицинскую школу. Но потенциальные возможности этого предприятия нужно было изучить. «Тот чек принес нам признание и уверенность в себе, – вспоминает Крик. – Мы заложили основу для компании в первые же несколько лет, так что эти 7000 долларов стали для нас как бы первыми ступеньками, с которых начинался последующий длинный путь».

Конкурс сделал для молодых людей кое-что еще: они были представлены судье Дэвиду Мэрфи, и тот стал их доверительным лицом и наставником, давал советы относительно развития бизнеса. Его рекомендации оказались такими полезными, что начинающие бизнесмены просили судью приходить на заседания в качестве одного из членов совета директоров, каковым он официально и стал в 2004 году.

Крик, Ксавьер и Джефф привлекли в команду еще несколько человек, чтобы расширить деятельность предприятия за счет базы кампусов колледжей. Список единомышленников пополнили партнеры, ратовавшие за всеобщую грамотность. Они собирали книги для организации «Books for Africa» («Книги для Африки»), чтобы снабжать учебниками школы в развивающихся странах.

Затем Ксавьер узнал о проблеме, с которой сталкиваются библиотеки всей страны. Когда новые популярные книги становятся доступными и поступают в распоряжение библиотек, последние часто вынуждены освобождать места на полках, снимая с них старые книги. «Нам рассказывали истории о том, как библиотекари среди ночи тайком бегали с пачками книг к платформе самосвала для мусора, потому что для них не было места», – говорит Крик.

Начинающие бизнесмены поняли, что, вступив в партнерское сотрудничество с библиотеками, они могли бы вносить свой вклад, предлагая по бросовой цене списанные, но все еще способные принести пользу книги группам по борьбе с безграмотностью по всему миру. Теперь три основные линии деятельности были налицо: они помогали в деле распространения грамотности (люди), сохраняя ценные книги, освобождали свалки от лишнего мусора (окружающая среда), а также собирали деньги, делились выручкой с другими людьми и конкурировали с другими фирмами (прибыль).

К тому же «Книги – путь к лучшей жизни» стали первой компанией в своей сфере бизнеса, которая начала использовать антиуглекислотные дисконтные карточки, собирая с каждой покупки по несколько центов, а те шли на развитие проектов по возобновляемым источникам энергии и восстановлению лесных массивов.

«Я думал, что подожду с медицинской школой всего пару лет, но стало ясно, что этот срок растягивается на неопределенное время, – рассказывает Крик, вспоминая о создании предприятия с тремя направлениями деятельности, которое в сентябре 2003 года было зарегистрировано как корпорация “Better World Books, Inc.” или “BWB”. – Я чувствовал, что все больше втягиваюсь в бизнес».

Компания быстро расширялась и теперь включала 130 человек. Организовав продажи более 2 миллионов изданий – и новых, и старых, она все еще сохраняла свою первоначальную миссию: собирать ненужные людям книги, продавать их и использовать эти деньги на благое дело – повышение уровня грамотности в разных уголках мира. Кипы этих книг поступают из более чем 1200 кампусов при колледжах по всем Соединенным Штатам, хотя теперь организация «BWB» является партнером приблизительно 1000 местных библиотек, занимаясь продажей их старых книг, а затем выделяя им какой-то процент от выручки. В каждой общине по всей стране были установлены небольшие зеленые контейнеры для книжных пожертвований. В них можно положить книги любой тематики. Если какие-то из них не продаются сразу, их выставляют вторично. По грубым подсчетам каждую неделю собирают 400–500 тысяч книг. Благодаря масштабной операции «BWB», проводимой в Мишаваке (штат Индиана) каждый год приблизительно 5 миллионов книг рассылаются в школы, расположенные по всей Африке, посредством организаций «Книги для Африки» («Books for Africа») и «Образование для детей» («Feed the Children»).

«Мы взяли на себя обязательство дарить одну книгу за каждую проданную через наш веб-сайт, – объясняет Крик. – Продажи поддерживают нашу финансовую состоятельность. Мы оплачиваем перевозку, обработку информации и все процедуры, начиная с заказа и заканчивая операцией по реализации».

Крик говорит, что в ноябре 2011 года «BWB» достигла важного этапа в своей истории: с момента начала компании она собрала 10 миллионов долларов на ликвидацию безграмотности в мире и в помощь библиотечным организациям. «Мы ищем дополнительные рынки сбыта; у нас есть огромное количество хороших книг, которые мы готовы отдать в руки тех, кто не может позволить себе этой роскоши или не имеет доступа к общественным библиотекам».

Модель бизнеса, предложенная «BWB», получила более 10 разных наград и других знаков признательности, включая премию «Fast Company/Monitor Group Social Capitalist» за 2008 год; в 2009 году – звание «Самый многообещающий предприниматель года» по рейтингу «Business Week»; в 2009 году – номинацию от «Time Magazine» в качестве одной из 25 лучших новаторских организаций в Соединенных Штатах; в 2009-м – «Waste Wise Gold Award» за сокращение расходов бумаги и в 2010 году – «Waste Wise Gold Award in Climate Change» – обе от Агентства защиты окружающей среды; в том же году – звание «Top eTailer» от организации розничной торговли через интернет; 96 строчку – в списке «100 самых передовых цифровых компаний»; почетное звание «Самая прибыльная начинающая компания в мире» за 2010 год; причислена к шести «Звездам новой экономики» от «B Lab» в 2012-м и к числу 12 компаний, названных «Лучшими для окружающего мира» по мнению «B Corp Annual Report».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...