Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика олигополистического рынка




Характеристика рынка монополистической конкуренции

 

Рынок монополистической конкуренции — тип рыночной структуры, где обладаю­щие рыночной властью продавцы диффе­ренцированного товара конкурируют за объем продаж. Отличительными осо­бенностями этого типа рынка являются: дифференциация продукта, большое число продавцов, отсутствие отраслевых барьеров, отсут­ствие стратегического поведения.

Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает не­которую рыночную власть и сталкивается с убывающей кривой спро­са на свою продукцию. Однако наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высоко эластичной (функция от числа конкурентов и степени дифференциации продукта) в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конку­рентный характер. Таким образом, рынок дифференцированного товара обладает чертами как монополии, так и совершенной конку­ренции. Эта двойственность приводит к тому, что фирмы конкури­руют не только по цене, но и по неценовым параметрам (техничес­кие характеристики, качество, услуги), а содержательным моментом монополистической конкуренции становится конкуренция за объем продаж. Поэтому, допуская теоретически отсутствие на рынках с мо­нополистической конкуренцией стратегического поведения фирм, следует учитывать, что на практике оно все же будет иметь место и проявится тем сильнее, чем меньше число фирм действует на рынке.

 

На рынке монополистической конкуренции производящие диффе­ренцированный продукт фирмы обладают ограниченной рыночной властью и конкурируют за объем продаж.

 

Равновесие при монополистической конкуренции

 

Сталкиваясь с убывающей кривой спро­са на свою продукцию Df фирма, дей­ствующая на рынке с монополистичес­кой конкуренцией, оптимизирует свое предложение Qf при MR = МС и цене Рf, что обеспечит ей максимальную прибыль (затемненный прямоуголь­ник) (Рис 10.1(а)). Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее продукцию и уровня понесенных ею издержек производства. Посколь­ку фирма действует в конкурентной среде, а спрос на ее продукцию является эластичным, то она может столкнуться с проблемой низкого спроса D¹f, не обеспечивающего ей покрытия средних совокупных издержек. Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, мо­нополистически конкурирующая фирма может минимизировать рав­ные постоянным издержкам убытки до тех пор, пока цена на ее про­дукцию покрывает средние переменные издержки фирмы для каж­дого данного объема выпуска (Р¹f). Если же спрос настолько слаб, что никакая комбинация цены и выработки не обеспечивает покры­тия совокупных переменных издержек, фирма минимизирует убыт­ки в краткосрочном периоде путем остановки производства.

 

Qf Of

Краткосрочное равновесие Долгосрочное равновесие

 

Рис. 10.1. Предложение фирмы в условиях монополистической конкуренции

 

Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополисти­чески конкурирующая фирма оптимизирует выпуск при объеме, обеспечивающем максимальное превышение совокупной выручки над совокупными издержками.

 

Несмотря на то, что принципы принятия решений монополисти­чески конкурирующей фирмой в отношении оптимального выпуска те же, что и у совершенно конкурентной фирмы, мы не можем рас­сматривать кривую ее предельных издержек в качестве кривой пред­ложения фирмы. Все дело в том, что при убывающей кривой спроса на продукцию фирмы невозможно установить четкой зависимости между ценой и объемом выпуска, поскольку они формируются как под влиянием предельных издержек фирмы, так и эластичности спроса на ее продукцию. Подобно тому как и в случае с монополией, при одном и том же объеме выпуска в зависимости от спроса, фирма может установить разные цены на свою продукцию. Равно как и при одной и той же цене фирма может осуществлять выпуск разного объема. Таким образом, наличие дифференциации продукции не позволяет дать описания зависимостей между величиной спроса и предложения при каждой данной цене. Не имея комбинации цены и выработки для каждого отдельного производителя, нельзя построить и кривые спроса и предложения для отрасли.

 

Для рынков с монополистической конкуренцией кривые отраслевого спроса и предложения не существуют.

 

Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения. Во-первых, действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремиться увели­чить прибыль за счет использования имеющейся экономии от мас­штаба (при неизменности цен на ресурсы). Во-вторых, а в данном случае это главное, увеличение отраслевого предложения произой­дет за счет проникновения в отрасль (низкие барьеры входа) новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической при­были.

При сохранении рыночного спроса на продукцию отрасли на пре­жнем уровне (рис. 10.1(б)). Вход в

отрасль новых конкурентов при­ведет как к сокращению рыночной доли отдельной фирмы QLRf так и повышению эластичности спроса на ее продукцию из-за увеличив­шегося количества заменителей. Это означает, что при прочих рав­ных условиях кривые спроса на продукцию фирм отрасли в долго­срочном периоде будут смещаться влево к началу координат DLRf. Такое смещение будет происходить до тех пор, пока экономическая прибыль фирм отрасли не станет равной нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратится, и она окажется в положении долгосрочного рав­новесия.

Поскольку кривые спроса на продукцию фирм — касатель­ные к их долгосрочным средним издержкам, то это означает, что в условиях долгосрочного равновесия монополистически конкуриру­ющие фирмы:

а) осуществляют предложение по ценам равных сред­ним долгосрочным издержкам РLRf = LRAC и

б) не получают эконо­мической прибыли.

 

В отрасли с монополистической конкуренцией установление долго­срочного рыночного равновесия не обеспечивает условий эффектив­ного производства из-за наличия рыночной власти у фирм и слабой конкуренции

 

На практике силы установления рыночного равновесия в услови­ях монополистической конкуренции не так сильны, как при совер­шенной конкуренции, и движение к установлению равновесия при пулевой прибыли следует рассматривать лишь как тенденцию. Во-первых, монополистическая конкуренция предполагает сегментированный спрос, отдельные фирмы могут получать устойчивую эконо­мическую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения, применения передовой технологию. Во-вторых, установлению рыночного равнове­сия при нулевой экономической прибыли препятствуют факторы, обусловленные самой дифференциацией продукции, значительные инвестиции по разработке, высокие маркетинговые издержки, ко­торые выступают в качестве своеобразных барьеров проникновения в отрасль. В-третьих, обладая рыночной властью, действующие в от­расли фирмы могут устанавливать такие цены на продукцию, кото­рые, обеспечивая им получение небольшой экономической прибы­ли в долгосрочном периоде, одновременно выполняли бы роль ба­рьера для проникновения в отрасль новых фирм. Наконец, возника­ющие при прекращении производства большие безвозвратные из­держки всегда выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточности производства.

 

Неэффективность монополистической конкуренции

 

Несмотря на схожесть механизмов совершенной и монополистической конкуренции, последняя обладает существенными отличиями (рис. 10.2). Во-первых, при монополистической конкуренции долгосрочное рав­новесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого сред­ние долгосрочные издержки не являются минимальными, что ука­зывает на наличие в отрас­ли излишних производствен­ных мощностей. Во-вто­рых, хотя монополистичес­ки конкурирующие фирмы могут и не получать эконо­мической прибыли в долго­срочном периоде, их цены (Рmk) не равны предельным издержкам производства. Первое свидетельствует о том, что предложение осу­ществляется фирмами по ценам (Рmk) выше минимальных долгосрочных издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме

 

Рис. 10.2. Долгосрочное равновесие при монополистической совершенной конкуренции

 

уменьшения благосо­стояния из-за недоиспользования мощностей (Qk — Q Рmk). Второе указы­вает на потери эффективности в форме потери части излишка потре­бителя из-за рыночной власти (Рmk — Рk).

 

Монополистическая конкуренция приводит к потерям эффективности из-за недоиспользования производственных мощностей и реализации фирмами рыночной власти.

 

Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Мень­шее их количество могло бы предложить то же количество продук­ции по более низким ценам. Однако, в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при отраслевом равновесии даст более высокие цены. Так как ры­ночная власть фирм обусловлена дифференциацией продукта, нали­чие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы зак­лючается в том, сколько готов потребитель платить за ассортимент­ную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм огра­ничена эластичностью спроса на их продукцию, потери благосос­тояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же, неэффективность рынка в какой-то степени компенси­руется ростом благосостояния потребителей, вызванного расшире­нием ассортимента.

Дифференциация продукции может быть использована фирмой в качестве способа увеличения своей рыночной доли, особенно в том случае, когда фирма имеет положительную экономию от масштаба производства. При этом, учитывая связь между уровнем дохода и спросом, фирма будет возлагать плату за дифференциацию на по­требителей, имеющих более низкую эластичность спроса (рис. 10.3).

 

Pª Р MRª MCª Dª

Qª Q

 

 

Рис 10.3. Ценообразование в условиях дифференциации продукта

 

Такой подход может способствовать не только расширению рыночной доли фирмы, но и росту ее совокупной прибыли. Иногда фирмы реализуют одну модель продукта по ценам даже ниже сред­них издержек, компенсируя потери за счет увеличения цен на дру­гую модель продукта (перекрестное субсидирование) Учитывая, что определяющим моментом рынка монополистической конкуренции являются особые свойства продукта, фирмы стремятся обратить вни­мание потребителя именно на этот аспект. Поэтому одним из важ­нейших факторов воздействия на спрос является реклама.

 

10.2. Олигополия: стратегическое взаимодействие фирм и его модели

 

Характеристика олигополистического рынка

 

Олигополия представляет тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие многих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве определяющих особенности олигополистическо­го рынка признаков следует указать такие, как: ограниченное коли­чество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.

Олигополистический рынок может быть представлен как стан­дартизированным, так и дифференцированным продуктом. Вне за­висимости от этого олигополистические рынки всегда характеризу­ются наличием у фирм значительной рыночной власти. В условиях олигополистического взаимодействия (реагирование на действия друг друга) особенность рынка состоит в том, что фирмы сталкива­ются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих кон­курентов. Поэтому, в отличие от ранее рассмотренных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.

 

На олигополистическом рынке фирмы тесно взаимодействуют друг с другом и принимают производственные решения с учетом реакции своих конкурентов.

 

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм зат­рагивает все сферы конкуренции — цену, объем продаж, долю рын­ка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет, а фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы. Когда фирмы отрасли координируют свои действий путем имитации ценообразо­вания и стратегии конкуренции друг друга (кооперативная страте­гия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют не кооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на укрепление положения фирмы стратегию, цены и предложение будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого пове­дения являются «ценовые войны».

 

Модель картеля

Трудности диагностирования реакции конкурентов и ограниченность числа продавцов усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель. Картель — группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цены (фиксация) с целью по­лучения монопольной прибыли.

Представим отрасль из двух фирм, выпускающих одинаковую продукцию при одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках и постоянной от­даче от масштаба. (Рис. 10.4.) Если бы фирмы взаи­модействовали на принци­пах совершенной конкурен­ции, то конкурентное пред­ложение составило бы Qk при цене Рk а каждая фир­ма производила бы полови­ну объема рыночного спро­са, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продук­цию, фирмы, достигнув со-

 

Рис. 10.4. Максимизация прибыли при картелизации отрасли

 

глашения об ограничении объема выпуска Qkr и фиксации цены на уровне Рkr, могли бы получать экономическую прибыль (затемнен­ная фигура).

 

В условиях олигополии фирмы могут получать монопольную при­быль, если будут координировать свою деятельность так, чтобы их совместный выпуск обеспечивал условия максимизации прибыли

 

Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, противодействующие его возникновению. Чем больше количество фирм в отрасли и различия в уровне их издержек производства, чем разнообразнее их продукция и чем ниже отраслевые барьеры, чем неустойчивее отраслевой спрос, тем сложнее добиться коорди­нации деятельности фирм и вероятность возникновения картеля па­дает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает про­блема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнени­ем соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и ме­ханизм его разрушения. (Рис. 10.5.)

Отрасль фирма

МС МС

 

Рис. 10.5. Механизм разрушения картельного соглашения

 

В случае конкурентного равновесия предложение отрасли соста­вило бы Qk при цене Рk, а фирмы отрасли не получали бы экономи­ческой прибыли.

При достижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить предложение до Qkr и продавать свою продукцию по установленной картельным соглашением цене Рkr, что обеспечит им получение монопольной прибыли при МС = MRkr. Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут производить в объеме определенных для участников картеля квот qkr. Проблема, однако, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль максимизируется при Рkr = МС, и она будет стремится увеличить свой выпуск до q1. Если все члены карте­ля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до Q1, а рыночная цена упадет до Рk и экономическая прибыль фирм отрас­ли снова станет нулевой, что будет означать разрушение картеля.

Успех деятельности картеля зависит от способности его участни­ков выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Прак­тическая реализация такого требования осуществима только в том слу­чае, если процедуры контроля и санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.

 

Модель ценового лидерства

Так как обычной практикой является правовое преследование картельных соглашений, фирмы могут согласовы­вать свои действия в неявной форме. Такой тип поведения называ­ется сознательным параллелизмом, при котором ценовая координа­ция достигается через ценовое лидерство. Когда в отрасли имеется доминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отрас­левого предложения, другие фирмы отрасли в своей ценовой поли­тике предпочитают следовать за лидером. Устойчивость модели це­нового лидерства обеспечивается не только при помощи возможных санкций со стороны лидера, но и заинтересованности других участ­ников рынка в наличии лидера, взваливающего на себя бремя иссле­дования рынка и выработки оптимальной цены. Суть взаимодей­ствия фирм в данной модели состоит в том, что цена, максимизирую­щая прибыль ценового лидера, является фактором, задающим условия производства остальным фирмам отраслевого рынка. (Рис. 10.6.)

Зная кривую рыночного спроса D и кривую предложения (сумма кри­вых предельных издер­жек) остальных фирм от­расли Sn, ценовой лидер определяет кривую спро­са на свою продукцию DL как разность между от­раслевым спросом и предложением конкурен­тов. Поскольку при цене Р1 весь отраслевой спрос будет покрываться кон­курентами, а при цене Р2 конкуренты не смогут осуществлять предло­жение и весь отраслевой спрос будет удовлетворяться ценовым лиде­ром, то кривая спроса на продукцию лидера DL сформируется в виде ломанной кривой Р1P2DL.

Имея кривую предельных издержек МСL, це­новой лидер установит цену РL обеспечивающую ему максимизацию прибыли (МСL = MRL). Если все фирмы отраслевого рынка принимают йену лидера в качестве равновесной рыночной цены, то предложение ненового лидера составит QL, а остальных фирм отрасли Qn(PL = Sn), что в сумме даст совокупный объем отраслевого предложения

Qd = QL + Qn. При лом предложение каждой отдельной фирмы будет формировать­ся в соответствии с

 

D Sn=ΣMCn

Qn ql qd

 

Рис. 10.6. Модель ценового лидерства

 

ее предельными издержками.

 

При наличии на рынке доминирующей фирмы, рыночная координа­ция осуществляется путем приспособления фирм к цене лидера, ко­торая выступает фактором, задающим условия производства ос­тальным фирмам отрасли.

 

Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен ориентироваться на получение долгосрочной при­были, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов как в отноше­нии цены, так и доли рынка. Напротив, конкурентная стратегия фирм, занимающих подчиненное положение, состоит в том, что­бы, избегая прямого противостояния лидеру, использовать меры (чаще всего инновационного характера), на которые лидер отреа­гировать не сможет. Часто доминирующая фирма не располагает возможностями, чтобы навязать свою цену конкурентам. Но и в этом случае она остается для фирм отрасли своеобразным провод­ником ценовой политики (объявляет новые цены), и тогда гово­рят о барометрическом ценовом лидерстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...