Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель сознательного соперничества




Реализовать на практике кооперативные стратегии трудно, а подчас невозможно. Поэтому в целях увеличения прибыли фирмы идут на со­знательное соперничество за увеличение доли рынка, приводящее к «ценовым войнам».

Допустим, отрасль представлена дуополией, а фирмы имеют оди­наковые и постоянные средние издержки. (Рис. 10.8.) При отрасле­вом спросе Domp фирмы поделят рынок, производя Q продукции при цене Р, и будут получать экономи­ческую прибыль. Если одна из фирм снизит цену до Р1, то она, увеличив предложение до q1, захватит весь рынок.

АС= МС Dотр

Q q1 q2 q3

 

Рис.10.8. Модель «войны цен»

Если конкурент также снизит цену, допустим до Р2 то весь рынок q2 достанется ему, а лишившаяся прибыли фирма вынуждена будет пойти на дальнейшее снижение цены. Ответные действия конкурента заставят фирму снижать цену до тех пор, пока она не опустится до уровня средних издержек и ее дальнейшее сни­жение не принесет фирме никаких выгод — равновесие Бертрана. В результате «ценовой войны» выпуск q3 и цена Р3 окажутся на уров­не, характерном для случая совершенной конкуренции, при кото­ром цена равна минимальным средним издержкам (Р3 = AC = MС), а фирмы не получают экономической прибыли.

 

Когда фирмы отраслевого рынка не координируют своей деятельнос­ти и ведут сознательное соперничество за объем продаж, равновесие в отрасли будет достигнуто при цене равной средним издержкам.

 

Без сомнения, ценовые войны выгодны потребителям, так как ведут к перераспределению излишка благосостояния в их пользу, в то же время они обременительны для фирм из-за значительных по­терь, которые несут все участники соперничества независимо от ис­хода борьбы.

Кроме того, сами возможности использования страте­гии соперничества по цене в условиях олигополии сильно ограниче­ны. Во-первых, такая стратегия быстро и легко имитируется конку­рентами, и фирме сложно достичь поставленных целей. Во-вторых, легкость приспособления конкурентов таит в себе угрозу недостатка конкурентного потенциала у фирмы. Поэтому на олигополистических рынках предпочтение отдается неценовым методам конкурен­ции, которые трудно копировать.

 

Модель дуополии Курно

 

Модель дуополии Курно демонстриру­ет механизм установления рыночного равновесия в условиях, когда действу­ющие в отрасли две фирмы одновременно принимают решения по объему выпуска стандартизированного блага, исходя из заданное™ объема выпуска конкурента. Суть взаимодействия фирм состоит в том, что каждая из них принимает собственное решение об объеме вы­пуска, принимая объем производства другой постоянным (рис. 10.9).

Допустим, рыночный спрос представлен кривой D, а предельные издержки фирмы МС постоянны. Если фирма А считает, что другая фирма не будет производить, то максимизирующий прибыль объем ее выпуска составит Q. Если же она предполагает, что фирма С будет осуществлять предложение в объеме Q единиц, то фирма А, воспри­нимая это как смещение на эту же величину спроса на свою продук­цию D1 будет оптимизировать свой выпуск на уровне Q1. Любое даль­нейшее увеличение предложения фирмой Б фирма А будет воспри­нимать как смещение спроса на свою продукцию D2 и оптимизиро­вать выпуск в соответствии с этим Q2. Таким образом, изменяясь в зависимости on предположений об объеме выпуска фирмы 5, решения по объему производства фирмы А представляют собой кривую реагирования QА на изменения выпуска фирмой Б. Действуя анало­гично. фирма Б будет иметь свою кривую реагирования QБ на пред­полагаемые действия фирмы А. (Рис. 10.10.)

 

Рис. 10.9. Кривые реагирования фирмы Рис. 10.10. Установление рыночного равновесия

при дуополии Курно для дуополии Курно

 

Отражая максимизирующий прибыль объем производства одной фирмы в зависимости от выпуска другой, кривые реагирования по­зволяют проследить, как устанавливается равновесный выпуск. Если фирма А будет производить QА1, то в соответствии со своей кривой реагирования фирма Б не будет производить, так как в этом случае рыночная цена продукции равна средним издержкам и любое увели­чение выпуска приведет к ее снижению ниже средних издержек. Ког­да фирма А осуществляет производство на уровне QА2 фирма Б отреа­гирует на это выпуском QБ1. Реагируя на выпуск конкурента QБ1 фир­ма А сократит выпуск до QА3. В конечном счете, устанавливая объем выпуска в соответствии со своей кривой реагирования, фирмы дос­тигнут равновесия в точке пересечения этих кривых, что даст равно­весный уровень объема их производства Q*А и Q*Б. Это равновесие Кур­но, которое свидетельствует о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положении фирмы при заданных действиях конкурента. Одна­ко сама модель не объясняет, как достигается равновесие, так как пред­полагает объем производства конкурента постоянным.

Если бы фирмы производили на уровне предельных издержек А = QА2; Б = QБ3 они достигли бы конкурентного равновесия, при котором осуществляли бы больший выпуск, но не получали бы экономической прибыли. В этом смысле достижение равновесия Курно для них выгоднее, так как позволяет извлекать экономи­ческую прибыль. Однако, если бы фирмы вступили в сговор и ог­раничили совокупный объем производства так, чтобы предельная выручка равнялась предельным издержкам, они бы увеличили свою прибыль, выбрав комбинацию выпуска на кривой QА2QБ3, на­зываемой контрактной кривой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...