Модель ломаной кривой спроса
Модель ломаной кривой спроса отражает случай ценовой конкуренции в условиях олигополии, когда предполагается, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентами и не реагируют при их повышении. Допустим, схожие фирмы продают идентичный товар по цене Р, реализуя Q единиц (рис. 10.11). Если бы одна из фирм снизила цену до Р1 то она могла бы увеличить объем продаж до Q1. Но так как другие фирмы отрасли последуют ее примеру, то фирма сможет реализовать только q1. Если же фирма повысит цену (Р2), то при отсутствии реакции со стороны других фирм она реализует q2, а при наличии таковой рыночное предложение увеличится до Q2. Таким образом, кривая отраслевого спроса принимает вид ломаной кривой Dотр, точка перегиба которой является точкой превалирующей отраслевой цены.
Рис. 10.11. Модель ломаной кривой спроса
При этом нетрудно заметить, что кривая спроса на продукцию каждого олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной выше точки перегиба и не эластичной ниже ее, т.к. предельная выручка MR становится резко отрицательной и валовой доход фирм будет снижаться. Это означает, что олигополистические фирмы будут воздерживаться от необоснованного повышения цен, боясь потери своей доли рынка и прибыли, а также от немотивированного снижения цен, боясь потери потенциала роста продаж, доли рынка и прибылей. Учитывая положение кривой предельной выручки MR, можно предположить, что даже при изменении предельных издержек в пределах вертикальной части кривой предельной выручки (МС1, МС2) цены и объемы продаж изменяться не будут.
В условиях тесного олигополистического взаимодействия конкуренты не реагируют на повышение отдельной фирмой цены и адекватно отвечают на ее снижение.
На практике модель так работает не всегда, поскольку не всякое снижение цены воспринимается конкурентами как стремление завоевать рынок. Поскольку товары легко заменяемы, участники олигополистического рынка склонны продавать свой продукт при чистой олигополии по одинаковым, а при дифференцированной олигополии по сравнимым ценам.
Модели теории игр
Когда между фирмами существует взаимодействия и поведение каждой из них обусловлено многими институциональными условиями — неполнота информации, неопределенность, наличие трансакционных издержек, множественность целей, действия конкурентов, опирающиеся на стабильность предпочтений и абсолютную рациональность участников рынка, полноту информации и существование единственного Парето-оптимального равновесия модели неоклассической теории становятся мало пригодными для экономического анализа. Более предпочтительной для анализа взаимодействия участников рынка и обусловливающих такое взаимодействие условий является институциональная экономическая теория. Она исходит из того, что предпочтения не являются заданными и стабильными, а формируются под влиянием многих изменяющихся условий (институтов). Учитывая наличие информационных издержек и ограниченность знания, в качестве определяющего выбор принципа она использует не оптимальность, а удовлетворенность. Одним из методов институционального анализа взаимодействия фирм являются формальные модели, построенные на основе теории игр. Теория игр представляет собою способ анализа взаимообусловленного поведения, когда решения одного участника оказывают влияние на решения другого, и наоборот. Она не требует полной рациональности в поведении и не предполагает наличие единственного равновесия. Поскольку речь идет о взаимообусловленном поведении, то вся игра строится на принципе оценки результатов стратегий участников игры. Для этого создается матрица выигрышей, представляющая собою варианты и оценки результатов решений участников взаимодействия, а сама игра может быть представлена в стратегической или развернутой форме. При этом игры могут быть некооперативными, когда обмен информацией между участниками в процессе игры невозможен, и кооперативными, когда такой обмен возможен.
Развернутая форма фирма Б
Стратегическая форма Фирма Б
А
Обе формы иллюстрируют возможные решения и оценку результатов этих решений. Если фирма А снизит цену на свою продукцию, то она увеличит свою прибыль, увеличив объем продаж, только в том случае, если фирма Б не снизит цену на свою продукцию -(15; -10). Если же фирма Б последует примеру фирмы А и снизит цену, то это приведет к снижению прибыли у обеих фирм (-5; -5). Напротив, в случае снижения цены фирмой Б и сохранении ее фирмой Д, прибыли последней сократятся, а фирмы Б вырастут (-10; 15). Только в случае сохранения существующей цены у фирм не происходит изменения прибылей (0; 0). Суть игры заключается в том, чтобы в условиях неопределенности поведения конкурента выработать равновесную, то есть наиболее приемлемую с точки зрения последствий, стратегию взаимодействия. В рамках взаимодействия фирм могут быть достигнуты различные типы равновесия. Когда действия фирмы А обеспечивают максимальный результат вне зависимости от характера реагирования фирмы Б, говорят о равновесии доминирующей стратегии. Оно достигается в случае пересечения доминирующих стратегий обеих фирм. Ситуация, при которой стратегия фирмы А обеспечивает максимальный результат в зависимости от действия фирмы Б, называется равновесием по Нэшу, которое означает, что ни одна из фирм не сможет увеличить свой выигрыш в одностороннем порядке. Если же равновесие достигается при условии, что улучшение положения одной из фирм невозможно без ухудшения положения другой, то в этом случае имеет место равновесие по Парето. В случае, когда максимизация результатов участников игры достигается в результате принятия решения одной фирмой на основе известного ей решения другой фирмы, возникает равновесие по Штакельбергу, которое имее место всегда.
В приведенной игре равновесие доминирующих стратегий отсутствует, так как нет стратегий, дающих максимальный выигрыш независимо от действий конкурента. Равновесие по Нэшу будет достигнуто в точке (0: 0), так как при данной стратегии ни один из участников не заинтересован ее менять. Равновесие по Парето достигается в точках (0; 0) и (-3; -3), поскольку в этих ситуациях нельзя улучшить положение одного участника без ухудшения положения другого. Что касается равновесия по Штакельбергу, то оно будет находиться для фирмы А в точке (5; -10), а для фирмы Б — (-10; 5). Модели теории игр позволяют не только проанализировать поведение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить возникающие в процессе их взаимодействия проблемы — координации, совместимости и кооперации. Поскольку в реальной практике фирмы находятся в постоянном взаимодействии (повторяющиеся игры), то принимаемые ими решения основываются на предыдущем опыте, а сами они приходят к выводу о том, что в долгосрочном периоде кооперативное поведение выгоднее некооперативного.
10.3. Ценовая дискриминация и неценовые факторы конкуренции
Ценовая дискриминация
Обладающая рыночной властью фирма всегда стремится реализовать эту власть как можно полнее, что может быть осуществлено посредством перераспределения потребительского излишка в пользу производителя. Учитывая существующие различия в спросе со стороны разных групп потребителей, фирма может достичь этого применив метод ценовой дискриминации.
Применение ценовой дискриминации возможно только при наличии определенных условий: • фирма должна обладать значительной рыночной властью; · фирма должна быть способной идентифицировать потребителей в соответствии с эластичностью их спроса; · у потребителя отсутствуют возможности для перепродажи блага. В зависимости от проявления этих условий возможности фирм по реализации ценовой дискриминации будут разными. Различают три степени ценовой дискриминации. Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) — диверсификация цены в зависимости от дохода и установление индивидуальной цены для каждого потребителя (рис. 10.12). Установив индивидуальную цену для каждого отдельного потребителя, фирма захватит весь потребительский излишек и получит максимальную прибыль, так как в этом случае кривые среднего AR и предельного MR дохода будут совпадать с кривой спроса D. Равновесие производителя достигается в точке равенства цены и предельных издержек Р = МС, что может рассматриваться в качестве наиболее эффективного использования ресурса.
Р Р1 Р2 Р3 Р4 MC=AC Р5 D 1 2 3 4 Q* Q
Рис. 10.12. Максимизация прибыли при совершенной ценовой дискриминации
Дискриминация второй степени — диверсификация цены в зависимости от объема потребления и предполагает установление разных цен для отдельных групп покупателей. (Рис. 10.13.) Такая практика эффективна при положительном эффекте масштаба, когда средние и предельные издержки снижаются. Прибыль фирмы растет за счет перераспределения части потребительского излишка групп 1 и 2. Однако при этом растет и благосостояние потребителей, так как часть излишка перераспределяется в пользу групп 3 и 4. Поэтому такая форма ценовой дискриминации поощряется государством. Что касается цен, то фирма устанавливает их с учетом эластичности спроса, характерной для каждой группы. Так, при установлении разных цен, допустим Р1 и Р2 фирма будет иметь две кривые предельной выручки MR1 и MR2. Следовательно, условие максимизации прибыли будет выполняться для нее при MR1 = MR2 = МС. Так как MR = Р(1 + 1/Ed), то соотношение цен PI/P2= (1 +l/Ed2)/(1 +l/Ed2).
Рис. 10.13. Модель ценовой дискриминации второй степени
Дискриминация третьей степени (сегментная дискриминация) — диверсификация цены в зависимости от категории товара и предполагает установление разных цен для каждой группы блага. Основывается на сегменгировании рынка, которое может быть осуществлено в зависимости от категории благ (билеты, лекарства), доходов потребителей, времени (сезонность спроса). Дискриминация третьей степени применяется тогда, когда эластичность по цене различна для каждого сегмента рынка.
Известно, что спрос на авиабилеты у различных групп населения разный. Вполне реалистично также допустить, что у командировочных спрос на авиабилеты Dk значительно менее эластичен, чем у студентов Ds (рис. 10 14) Если фирма построит свою ценовую политику исходя из совокупного спроса Dt, то цена билета составит Рt и она реализует Qt билетов. Учитывая, что эластичность спроса этих групп пассажиров разная, а фирма может идентифицировать клиентов с более эластичным спросом и исключить перепродажу билетов (продажа по студенческим билетам), авиакомпания может сегментировать рынок и назначить разную цену за билет по одному и тому же маршруту для каждой категории пассажиров. Для того чтобы определить цену билета для каждой группы, фирма определяет кривую совокупной выручки MRt, горизонтально складывая кривые предельной выручки обоих групп пассажиров, и устанавливает максимизирующий прибыль объема выработки согласно условию MRt = МС. Осталось установить, какую часть билетов следует продавать для студентов и какую выделить для командировочных. Максимальную прибыль фирма получит тогда, когда отдача от каждой группы пассажиров будет одинаковой, т.е. при условии MRk = MRs. Следовательно, максимум прибыли фирма получит при MRk = MRs = МС. Это означает, что для определения цен фирме необходимо спроецировать уровень предельных издержек производства на кривые предельной выручки каждой из групп пассажиров, что даст цены Pk и Рs. Цена для менее эластичного спроса выше, чем для более эластичного (Edk < Eds то Рk > Рs). Продавая меньше билетов для командировочных по более высоким ценам, фирма, с одной стороны, теряет часть прибыли из-за сокращения спроса (светлоокрашенный прямоугольник), но с другой — увеличивает прибыль за счет увеличения цены (темноокрашенный прямоугольник). В сегменте студенческого спроса, наоборот, фирма понесет потери за счет снижения цены
Рис. 10.14. Максимизация прибыли при ценовой дискриминации третьей степени
(светлоокрашенный прямоугольник), но выиграет за счет увеличения спроса (темноокрашенный прямоугольник). Суммарный выигрыш окажется больше, поскольку фирма, используя ценовую дискриминацию, расширяет охват потребителей в большей степени. нежели снижает цену. В случае, если спрос отдельной группы потребителей настолько мал, что издержки по нему выше предельного дохода (спрос ниже уровня МС при Qt), ценовая дискриминация фирме становится невыгодной и она предпочтет продавать по одной цене. Часто цены на новинки значительно превосходят цены, по которым данный товар будет продаваться впоследствии. Примером может служить продажа вновь вышедших книг, вывод на рынок новых товаров, прокат новых кинофильмов. Обычно причину этого связывают со снижением издержек в процессе освоения производства. Однако предельные издержки в процессе освоения производства снижаются незначительно, и в действительности мы имеем дело с ценовой дискриминацией во времени, которая связана с желанием фирмы реализовать возможности, предоставляемые неэластичным спросом на данное благо. Иногда колебания спроса во времени очень значительны (пиковый спрос) — взрывной рост спроса на туристические путевки в летнее время, посещение мест массового отдыха в выходные. Учитывая, что производственные мощности ограничены, предельные издержки в период массового спроса увеличиваются и цены должны быть выше. Поэтому ценовая дискриминация во времени и при пиковом спросе имеют разную базу. При первой цена устанавливается по принципу MR' = MR2 = МС, т.е. MR каждой группы товаров должны быть равны, т.к. издержки обслуживания разных групп потребителей являются зависимыми друг от друга. При диверсификации цен пикового спроса цена устанавливается для каждой группы независимо, т.к. предельные издержки по одной группе не влияют на предельные издержки по другой, то есть МС1 = MR1, а МС2 = MR2. Ценовая дискриминация широко применяется на практике. Ее экономические последствия состоят в том, что она способствует, во-первых, увеличению прибылей применяющих ее фирм, и во-вторых, расширению объема выпуска, так как позволяет компенсировать снижение предельного дохода при увеличении выпуска.
Ценовая дискриминация — способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по разным ценам и направленный на увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу производителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|