Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель ломаной кривой спроса




 

Модель ломаной кривой спроса отражает случай ценовой конкуренции в условиях олигополии, когда предполага­ется, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентами и не реагируют при их повышении.

Допустим, схожие фирмы продают идентичный товар по цене Р, реализуя Q единиц (рис. 10.11). Если бы одна из фирм снизила цену до Р1 то она могла бы увеличить объем продаж до Q1. Но так как дру­гие фирмы отрасли последуют ее примеру, то фирма сможет реализо­вать только q1. Если же фирма повысит цену (Р2), то при отсутствии реакции со стороны других фирм она реа­лизует q2, а при нали­чии таковой рыночное предложение увели­чится до Q2. Таким об­разом, кривая отрасле­вого спроса принимает вид ломаной кривой Dотр, точка перегиба которой является точ­кой превалирующей отраслевой цены.

 

 

Рис. 10.11. Модель ломаной кривой спроса

 

При этом нетрудно заме­тить, что кривая спро­са на продукцию каждого олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной выше точки перегиба и не эластичной ниже ее, т.к. предельная выручка MR становится резко отрицательной и валовой доход фирм будет снижать­ся. Это означает, что олигополистические фирмы будут воздерживать­ся от необоснованного повышения цен, боясь потери своей доли рынка и прибыли, а также от немотивированного снижения цен, боясь потери потенциала роста продаж, доли рынка и прибылей. Учитывая положение кривой предельной выручки MR, можно предположить, что даже при изменении предельных издержек в пределах вертикаль­ной части кривой предельной выручки (МС1, МС2) цены и объемы продаж изменяться не будут.

 

В условиях тесного олигополистического взаимодействия конкурен­ты не реагируют на повышение отдельной фирмой цены и адекватно отвечают на ее снижение.

 

На практике модель так работает не всегда, поскольку не вся­кое снижение цены воспринимается конкурентами как стремле­ние завоевать рынок. Поскольку товары легко заменяемы, участ­ники олигополистического рынка склонны продавать свой про­дукт при чистой олигополии по одинаковым, а при дифференци­рованной олигополии по сравнимым ценам.

 

Модели теории игр

 

Когда между фирмами существует взаимодействия и поведение каждой из них обусловлено многими институциональными условиями — не­полнота информации, неопределенность, наличие трансакционных издержек, множественность целей, действия конкурентов, опираю­щиеся на стабильность предпочтений и абсолютную рациональность участников рынка, полноту информации и существование един­ственного Парето-оптимального равновесия модели неоклассичес­кой теории становятся мало пригодными для экономического ана­лиза. Более предпочтительной для анализа взаимодействия участни­ков рынка и обусловливающих такое взаимодействие условий явля­ется институциональная экономическая теория. Она исходит из того, что предпочтения не являются заданными и стабильными, а форми­руются под влиянием многих изменяющихся условий (институтов). Учитывая наличие информационных издержек и ограниченность знания, в качестве определяющего выбор принципа она использует не оптимальность, а удовлетворенность. Одним из методов институ­ционального анализа взаимодействия фирм являются формальные модели, построенные на основе теории игр.

Теория игр представляет собою способ анализа взаимообусловлен­ного поведения, когда решения одного участника оказывают влия­ние на решения другого, и наоборот. Она не требует полной рацио­нальности в поведении и не предполагает наличие единственного равновесия. Поскольку речь идет о взаимообусловленном поведении, то вся игра строится на принципе оценки результатов стратегий уча­стников игры. Для этого создается матрица выигрышей, представляющая собою варианты и оценки результатов решений участников взаимодействия, а сама игра может быть представлена в стратеги­ческой или развернутой форме. При этом игры могут быть некоопе­ративными, когда обмен информацией между участниками в про­цессе игры невозможен, и кооперативными, когда такой обмен воз­можен.

Развернутая форма

фирма Б

 
 


Стратегическая форма

Фирма Б

Ф   Стратегии   Снизить   Не снижать  
И       Цену   цену  
Р   Снизить цену   -3; -3   5; -10  
               
               
М   Не снижать цену   -10; 5   0; 0  
А              
               

А

 

Обе формы иллюстрируют возможные решения и оценку резуль­татов этих решений. Если фирма А снизит цену на свою продукцию, то она увеличит свою прибыль, увеличив объем продаж, только в том случае, если фирма Б не снизит цену на свою продукцию -(15; -10). Если же фирма Б последует примеру фирмы А и снизит цену, то это приведет к снижению прибыли у обеих фирм (-5; -5). Напротив, в случае снижения цены фирмой Б и сохранении ее фирмой Д, при­были последней сократятся, а фирмы Б вырастут (-10; 15). Только в случае сохранения существующей цены у фирм не происходит изме­нения прибылей (0; 0). Суть игры заключается в том, чтобы в усло­виях неопределенности поведения конкурента выработать равновес­ную, то есть наиболее приемлемую с точки зрения последствий, стра­тегию взаимодействия.

В рамках взаимодействия фирм могут быть достигнуты различ­ные типы равновесия. Когда действия фирмы А обеспечивают мак­симальный результат вне зависимости от характера реагирования фирмы Б, говорят о равновесии доминирующей стратегии. Оно дос­тигается в случае пересечения доминирующих стратегий обеих фирм. Ситуация, при которой стратегия фирмы А обеспечивает максималь­ный результат в зависимости от действия фирмы Б, называется рав­новесием по Нэшу, которое означает, что ни одна из фирм не сможет увеличить свой выигрыш в одностороннем порядке. Если же равно­весие достигается при условии, что улучшение положения одной из фирм невозможно без ухудшения положения другой, то в этом случае имеет место равновесие по Парето. В случае, когда максимизация ре­зультатов участников игры достигается в результате принятия реше­ния одной фирмой на основе известного ей решения другой фирмы, возникает равновесие по Штакельбергу, которое имее место всегда.

В приведенной игре равновесие доминирующих стратегий отсут­ствует, так как нет стратегий, дающих максимальный выигрыш не­зависимо от действий конкурента. Равновесие по Нэшу будет достигнуто в точке (0: 0), так как при данной стратегии ни один из уча­стников не заинтересован ее менять. Равновесие по Парето достига­ется в точках (0; 0) и (-3; -3), поскольку в этих ситуациях нельзя улуч­шить положение одного участника без ухудшения положения друго­го. Что касается равновесия по Штакельбергу, то оно будет находить­ся для фирмы А в точке (5; -10), а для фирмы Б — (-10; 5).

Модели теории игр позволяют не только проанализировать пове­дение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить воз­никающие в процессе их взаимодействия проблемы — координации, совместимости и кооперации. Поскольку в реальной практике фир­мы находятся в постоянном взаимодействии (повторяющиеся игры), то принимаемые ими решения основываются на предыдущем опы­те, а сами они приходят к выводу о том, что в долгосрочном периоде кооперативное поведение выгоднее некооперативного.

 

10.3. Ценовая дискриминация и неценовые факторы конкуренции

 

Ценовая дискриминация

 

Обладающая рыночной властью фирма всегда стремится реализовать эту власть как можно полнее, что может быть осуществлено посредством перераспределения потребительс­кого излишка в пользу производителя. Учитывая существующие раз­личия в спросе со стороны разных групп потребителей, фирма мо­жет достичь этого применив метод ценовой дискриминации.

Применение ценовой дискриминации возможно только при на­личии определенных условий:

• фирма должна обладать значительной рыночной властью;

· фирма должна быть способной идентифицировать потребите­лей в соответствии с эластичностью их спроса;

· у потребителя отсутствуют возможности для перепродажи блага.

В зависимости от проявления этих условий возможности фирм по реализации ценовой дискриминации будут разными. Различают три степени ценовой дискриминации.

Дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) — диверсификация цены в зависимости от дохода и установление индиви­дуальной цены для каждого потребителя (рис. 10.12). Установив индивидуальную цену для каждого отдельного потребителя, фирма захватит весь потребительский излишек и получит максимальную прибыль, так как в этом случае кривые среднего AR и предельного MR дохо­да будут совпадать с кривой спроса D. Равновесие производителя достигается в точке равенства цены и предельных издержек Р = МС, что может рассматриваться в качестве наиболее эффективного использо­вания ресурса.

 

Р

Р1

Р2

Р3

Р4

MC=AC

Р5

D

 
 


1 2 3 4 Q* Q

 

Рис. 10.12. Максимизация прибыли при совершенной ценовой дискриминации

 

Дискриминация второй степени — диверсификация цены в зависимости от объема потребления и предполага­ет установление разных цен для от­дельных групп покупателей. (Рис. 10.13.) Такая практика эффективна при положительном эффекте масштаба, когда средние и предельные издержки снижаются.

Прибыль фирмы растет за счет перераспределения части потреби­тельского излишка групп 1 и 2. Однако при этом растет и благососто­яние потребителей, так как часть излишка перераспределяется в пользу групп 3 и 4. Поэтому такая форма ценовой дискриминации поощряется государством. Что ка­сается цен, то фирма устанавлива­ет их с учетом эластичности спро­са, характерной для каждой груп­пы. Так, при установлении разных цен, допустим Р1 и Р2 фирма бу­дет иметь две кривые предель­ной выручки MR1 и MR2. Следо­вательно, условие максимизации прибыли будет выполняться для нее при MR1 = MR2 = МС. Так как MR = Р(1 + 1/Ed), то соотношение цен PI/P2= (1 +l/Ed2)/(1 +l/Ed2).

 

Рис. 10.13. Модель ценовой дискриминации второй степени

 

Дискриминация третьей степени (сегментная дискриминация) — диверсификация цены в зависимости от категории товара и предпола­гает установление разных цен для каждой группы блага. Основывает­ся на сегменгировании рынка, которое может быть осуществлено в зависимости от категории благ (билеты, лекарства), доходов потре­бителей, времени (сезонность спроса). Дискриминация третьей сте­пени применяется тогда, когда эластичность по цене различна для каждого сегмента рынка.

Известно, что спрос на авиабилеты у различных групп населения разный. Вполне реалистично также допустить, что у командировоч­ных спрос на авиабилеты Dk значительно менее эластичен, чем у сту­дентов Ds (рис. 10 14) Если фирма построит свою ценовую политику исходя из совокупного спроса Dt, то цена билета составит Рt и она реализует Qt билетов. Учитывая, что эластичность спроса этих групп пассажиров разная, а фирма может идентифицировать клиентов с более эластичным спросом и исключить перепродажу билетов (про­дажа по студенческим билетам), авиакомпания может сегментиро­вать рынок и назначить разную цену за билет по одному и тому же маршруту для каждой категории пассажиров. Для того чтобы опре­делить цену билета для каждой группы, фирма определяет кривую совокупной выручки MRt, горизонтально складывая кривые предель­ной выручки обоих групп пассажиров, и устанавливает максимизи­рующий прибыль объема выработки согласно условию MRt = МС. Осталось установить, какую часть билетов следует продавать для сту­дентов и какую выделить для командировочных. Максимальную прибыль фирма получит тогда, когда отдача от каждой группы пас­сажиров будет одинаковой, т.е. при условии MRk = MRs. Следователь­но, максимум прибыли фирма получит при MRk = MRs = МС. Это оз­начает, что для определения цен фирме необходимо спроецировать уровень предельных издержек производства на кривые предельной выручки каждой из групп пассажиров, что даст цены Pk и Рs. Цена для менее эластичного спроса выше, чем для более эластичного (Edk < Eds то Рk > Рs). Продавая меньше билетов для командировочных по более высоким ценам, фирма, с одной стороны, теряет часть при­были из-за сокращения спроса (светлоокрашенный прямоуголь­ник), но с другой — увеличивает прибыль за счет увеличения цены (темноокрашенный прямоугольник). В сегменте студенческого спроса, наоборот, фирма понесет потери за счет снижения цены

 

 

Рис. 10.14. Максимизация прибыли при ценовой дискриминации третьей степени

 

(светлоокрашенный прямоугольник), но выиграет за счет увеличе­ния спроса (темноокрашенный прямоугольник). Суммарный вы­игрыш окажется больше, поскольку фирма, используя ценовую дискриминацию, расширяет охват потребителей в большей степе­ни. нежели снижает цену. В случае, если спрос отдельной группы потребителей настолько мал, что издержки по нему выше предель­ного дохода (спрос ниже уровня МС при Qt), ценовая дискримина­ция фирме становится невыгодной и она предпочтет продавать по одной цене.

Часто цены на новинки значительно превосходят цены, по кото­рым данный товар будет продаваться впоследствии. Примером мо­жет служить продажа вновь вышедших книг, вывод на рынок новых товаров, прокат новых кинофильмов. Обычно причину этого связы­вают со снижением издержек в процессе освоения производства. Однако предельные издержки в процессе освоения производства снижаются незначительно, и в действительности мы имеем дело с ценовой дискриминацией во времени, которая связана с желанием фирмы реализовать возможности, предоставляемые неэластичным спросом на данное благо.

Иногда колебания спроса во времени очень значительны (пико­вый спрос) — взрывной рост спроса на туристические путевки в лет­нее время, посещение мест массового отдыха в выходные. Учиты­вая, что производственные мощности ограничены, предельные из­держки в период массового спроса увеличиваются и цены должны быть выше. Поэтому ценовая дискриминация во времени и при пи­ковом спросе имеют разную базу. При первой цена устанавливается по принципу MR' = MR2 = МС, т.е. MR каждой группы товаров долж­ны быть равны, т.к. издержки обслуживания разных групп потреби­телей являются зависимыми друг от друга. При диверсификации цен пикового спроса цена устанавливается для каждой группы незави­симо, т.к. предельные издержки по одной группе не влияют на пре­дельные издержки по другой, то есть МС1 = MR1, а МС2 = MR2.

Ценовая дискриминация широко применяется на практике. Ее эко­номические последствия состоят в том, что она способствует, во-первых, увеличению прибылей применяющих ее фирм, и во-вторых, расширению объема выпуска, так как позволяет компенсировать сни­жение предельного дохода при увеличении выпуска.

 

Ценовая дискриминация — способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по раз­ным ценам и направленный на увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу производителя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...