Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продолжение дневника Колиной группы




«19.00. Контрольный срок настал. А Коля с Володей не возвращаются.

20.00. Стоим на месте уже боль­ше часа. Тревожно. Коли с Володей все нет. Ребята говорят, что надо ид­ти их искать. Но это нельзя, потому что Коля велел стоять на месте. А их все нет. Таня говорит, что надо было всем идти вперед.

20.30. Прибежали Коля с Володей. Они очень устали. Виднодалеко бегали. Коля говорит, что не туда идем. Показал на карте. Вот оно что! Мы когда с горы спустились, не в тот ручей попали. Топали бы дальшеи вышли бы. не к озеру, а к боло­там.


20.45. Тяжело подниматься: кру­то и заросли. Спустились здесь быст­ро, а назад тяжело. Я еще на том при­вале сказал Коле, что нужно было по компасу свериться, А он говорит: «Задним умом все крепки». Пред­ставляю, что в той группе делается. От контрольного срока почти два ча­са прошло. Наверное, ищут нас. Всю дорогу останавливаемся и слушаемможет, кричат где?

Нет, не слышно. Пошел дождь.

21.00. Сейчас мы находимся в аварийной ситуациизаблудились. И нужно подробно записывать все, что с нами случилось. Дневник по­том найдут, и он поможет другим не совершать наших ошибок. Теперь дневник буду писать я, Таня.

Коля не падает духом. Мы все то­же. Я не хотела рюкзак отдавать Ва­лентину, он сам отнял. Теперь нико­му не отдаетсам несет два рюкза­ка.

Очень сильный.

Я верю, что Коля нас выведет.

21.30. Все еще поднимаемся где-то. И я очень устала. Мы теперь со­вершенно заблудились. И стало тем­но. Силы наши истощились. Но мы не падаем духом. Сейчас посидим, от­дохнем и пойдем опять. Дождь не пре­кращается. Пишу под полиэтилено­вым навесомВалентин держит, а Леня светит фонариком.

22.00. Поднялись наверх. И вдруг какая-то тропа. Куда она ведет? Мо­жет быть, по ней уже сто лет никто не ходил? И куда идти по нейвверх или вниз?

22.15. Нам попалась записка. На тропе стоит палка, сверху расщеплен­ная, в ней записка: «Ждать здесь». Ждем.

Коля говорит, что это и есть тро­па на озеро и что можно вниз пойти к ним навстречу.

И правда, зачем ждать? Но Ва­лентин не хочет. Говорит: «Сказано стоятьзначит надо стоять». Разве его сдвинешь? Пришлось нам всем из-за него оставаться.

Я сказала: «Какое он имеет пра­во не подчиняться Коле?»

Но и меня он не послушал...»


Луна поднялась над озером, и ес­ли бы не мокрая трава, можно было бы подумать, что никакого дождя и не было. А комары донимают.

Размышление у костра: человек и комар

Комары, мошка, москиты и про­чие кровососущие летающие насеко­мые — бич для путешественника. Их всех называют одним словом — гнус.

В последние десятилетия химики и энтомологи (ученые, изучающие насекомых) объединили свои усилия в изобретении репелентов — пахучих составов, которые отпугивают крово­сосущих.

Таких составов в настоящее вре­мя уже достаточно много: диметил-фталат, репудин, репелин и другие.

Насчет мошки мнения разделяют­ся: одни говорят, что репеленты их отпугивают, другие, что мошка с удо­вольствием все эти мази «жрет». Очевидно, под собирательным назва­нием мошка подразумевают несколь­ко видов насекомых, которые и ве­дут себя по-разному.

Итак, против гнуса есть мази и жидкости. Одни из них действуют длительно — десятки часов, другие быстро выветриваются. Некоторые составы репелентов довольно едкие и даже ядовитые, и нужно следить, чтобы они не попадали в глаза, на губы или в пищу.

Все время появляются новые ре­пеленты, и тебе придется их испыты­вать на себе. Одно могу посовето­вать: если берешь в дальний поход новое разрекламированное средство, то на всякий случай возьми и старое, испытанное.

На ходу и на дневном привале гнус доставляет много неприятно­стей, но если он не дает спать, это уже бедствие. Самое надежное и, по­жалуй, единственное средство, кото­рым можно обезопасить свой сон,— хороший защитный марлевый или тюлевый полог.

В теплые летние ночи даже лег­кой марлей невозможно накрыть ви-цо — становится душно. Душно бы-



вает и в марлевом домике, сооружен­ном вокруг головы спящего. Но если ты заберешься в марлевую палатку, то площадь марли и объем воздуха, заключенный внутри, будут доста­точно велики, чтобы обеспечить хо­рошую вентиляцию. Из практики из­вестно, что даже в индивидуальном пологе размерами 2 X 0,5 X 0,5 мет­ра дышится легко. Но лучше иметь полог попросторнее. Сохранив ука­занную длину и высоту, следует уве­личить ширину до 70 сантиметров, потому что если прикоснешься во сне к стенке полога, то гнус сразу нач­нет тебя кусать сквозь марлю. Не надо делать полог в ногах ниже, чем над головой: внутри нужен доста­точный объем. Кроме того, когда, забравшись внутрь, начнешь уничто­жать прорвавшихся к тебе комаров, то в домике прямоугольной формы легче повернуться.

Технология уничтожения комаров в пологе тоже разработана. Сидят они обычно на стенках или забива­ются в углы. Тогда зажигаешь спич­ку, при свете ее отыскиваешь кома­ров и той же спичкой их подпали­ваешь. Полог при этом остается цел, потому что комару много ли надо — поднес спичку снизу на полсекунды и даже не коснулся комара пламе­нем, как он, потрескивая, свалился. Приходится перед сном потратить минут десять на такую кропотливую и не очень приятную работу. Но ко­маров при этом ничуть не жалко — так они тебя измучили и искусали за день.

Чтобы спать всю ночь спокойно, нужно уметь правильно сшить и установить полог. Полосы марли сшивают на машинке, проложив в швах тесьму. Эти же полоски тесьмы, выходя по углам, служат оттяжками. Снизу полог подворачивается под спальный мешок, подстилку, рюкзак, служащий подушкой. Надо следить, чтобы боковые стенки всюду были плотно прижаты и имели достаточ­ный запас длины.

А можно к палатке в дверной проем пришить марлевую занавеску и прижимать ее так же, как полог.


Река Сакмара. Навесная переправа

Коля разбудил меня в шесть. Ох, как не хотелось вылезать из-под оде­яла. Внутри палатки было так уют­но. Но Коля неумолим. Идемте реку смотреть — и все тут. Пришлось вста­вать.

Мы идем, промокшие от росы, на высокий берег, потом спускаемся к воде, и я заставляю себя умыться.

Полегчало. Начинаю соображать. А Коля уже весь в работе:

— Здесь натянем веревку, между этой сосной и вон той елью у воды. Переплыву с веревкой я сам. Может, сейчас попробовать?

— Зачем же пробовать? Сразу и переплывешь. Пойдем в лагерь, по­ра ребят поднимать.

Ребята поднимались тяжело — устали накануне. Появлялись по од­ному из палаток, заспанные, взъеро­шенные, но быстро веселели на сол­нышке и, кто проделав зарядку, а кто сразу, бросались в озеро. Пер­вый, самый смелый, Валентин, за ним и остальные. Вода казалась хо­лодной лишь поначалу, а потом вы­лезать не хотелось. Дежурные суети­лись у костра.

Сперва нужно кому-то одному переплыть реку. Многие хотели плыть, даже девочки, но пустили Валентина, который лучше всех пла­вает. Валентин, обвязанный репшну­ром, поплыл, потянул за собой реп­шнур. Плыл он быстро, но все равно его несло течением. Потом вышел на берег и репшнуром стал вытягивать к себе основную веревку. За дерево у воды он завязал ее удавкой.

Удавка—это узел: веревка идет от нас к тому дереву, обходит его петлей, потом вокруг самой себя и в обратную сторону вокруг дерева, но теперь уже под веревку первой пет­ли. Мы все учились вязать удавку на деревьях на этом берегу.

Теперь натягиваем веревку все вместе по Колиной команде. Мы уш­ли далеко за дерево, пото.м, держа веревку, стали закручивать ее вокруг ствола, прижимая предыдущие вит­ки последующими, чтобы не ослабла.


И завязали. Веревка, как струна, вы­соко над водой с большим наклоном вниз к противоположному берегу.

А теперь потренируемся делать обвязку и беседку из репшнуров.

Обвязку делают из куска репшну­ра, сложенного пополам. Опоясыва­ешь себя под мышками и на груди, продеваешь оба конца репшнура в петлю, образованную его серединой, и на этой же петле обоими концами, сложенными вместе, вяжешь узел, Вот и все. Узел не развязывается, и обвязка не стягивается Ho нужно, правильно ее-сделать, а то будет пло­хо. Поэтому новичков проверяют, когда они сами завязываются. Затя­гивать на себе обвязку нужно на вдохе, чтобы потом она не мешала дышать. Можно сделать обвязку, применяя узлы «проводника» и «бу­линь». Чтобы обвязка не съехала вниз, из свободных хвостов репшнура вяжут подтяжки. Обвязка и подтяж­ки образуют на груди перекрестие. За это перекрестие прицепляют ка­рабин и им же пристегиваются к пе­реправе. Карабин гладкий, хорошо скользит. Но когда его внизу отцеп­ляешь, от трения он горячий.

Беседку делать совсем просто. За­вязываешь из репшнура петлю узлом «проводника». Потом берешь эту петлю, надеваешь на себя сзади и сцепляешь ее на животе карабином. Получается, что верхняя веревка проходит по пояснице, а нижняя — у ног. Тогда берешь нижнюю, вытя­гиваешь ее вперед между ногами и подцепляешь в тот же карабин. В бе­седке висишь сидя. Карабин беседки тоже прицепляешь к переправе и едешь на двух карабинах.

Первым поехал я сам. Завязал на себе обвязку, подцепил беседку, при­стегнулся карабинами к веревке. За­тем повис, уперся ногами в дерево, сильно оттолкнулся. Карабины шур­шали приятным звуком. Быстро пе­релетел реку, потянул за собой реп­шнур. Он и остановил меня около самого дерева, иначе я врезался бы головой. Потом отстегнулся, встал на землю. Ребята на том берегу, -верно, завидуют. Сейчас сами поедут.


Я посмотрел, как Валентин при­вязал веревку к дереву, опять при­стегнулся к переправе карабинами, но теперь уже головой к тому берегу и стал подтягиваться на руках. Ре­бята потянули за репшнур, потащили


меня. Тогда я руки в сторону вытя­нул, чтобы не обжечь о веревку. Испытание переправы окончилось.

Теперь переправляются ребята и девочки. Мы с Колей обвязывали каждого обвязкой и беседкой, присте­гивали карабинами к веревке. Кто умеет, сами обвязывались, но и их потом проверяли, помогали присте­гнуться. Все мигом перелетали на противоположный берег, где им по­могали отцепиться.

Когда шесть человек переправи­лись, принялись за рюкзаки. Их под­цепляли на карабинах по нескольку штук сразу и сильно толкали. Так они долетали до того берега.

А один раз не долетели, повисли где-то на середине. Вася было подце­пился к переправе, хотел, как обезь­яна, на руках и ногах лезть к рюкза­кам. Но я приказал ему вернуться.

Пришлось эти рюкзаки вытаски­вать назад и толкать снова. Если бы репшнур у нас был подлиннее, то и с той стороны можно было тянуть их к себе.

Когда все рюкзаки переправили, стали опять людей пускать. Подош­ла твоя очередь.

Проверили обвязку и беседку. Под­держиваем тебя снизу, пока ты рас­стегиваешь карабины, нацепляешь их на переправу и застегиваешь. Зам­ки у карабинов защелкиваются, ты заворачиваешь предохранительные муфты — с ними карабины уже не могут сами расстегнуться. Вот ты удобно повис на грудной обвязке и на беседке, не держась руками. Теперь возьмись за веревку, подтянись бли­же к дереву, сильно согни ноги, уп­рись ими в дерево. Смело толкайся ногами, одновременно отпускай руки и вытягивай их в сторону подальше от веревки. Прогнись в пояснице, го­лову подальше от веревки запрокинь, не то чирканет по лицу. Ну, пошел!..

Веревку с переправы отвязал Ко­ля, затем переплыл речку. Но можно было всем переправиться, если на оставленном берегу завязать специ­альный саморазвязывающийся узел: дернешь его репшнуром — он и раз­вяжется.


Лесные «штурманы»

Как мы пойдем дальше? Подни­мемся на гору Большую или двинем вдоль озера Вольного и по ручью вверх через урочище Зеленое? Мож­но так и этак.

Мы идем у самой воды среди бе­рез и сосен, солнце у нас за спиной и слева — время за полдень. Тени деревьев упали вдоль берега, разгра­ничили полосы света. Мы то в тени, то наступаем в ярчайшую зелень тра­вы. Вода, окруженная желтой кай­мой песка, стала еще синее. Обогнули широкий залив, подошли к ручью. Тогда, оглянувшись назад, увидели солнце над другой стороной озерного залива, а вода перестала быть синей, потонула в желтом блеске.

В лесу было зелено, тепло, тихо и жарко. Ветерок сразу погас, натол­кнувшись на первые деревья. Только у самой воды до потных лиц доноси­лась прохлада.

Мы шли, останавливались, купа­лись. И снова шли. И снова купались. Покинули озеро с сожалением, но ру­чей, по которому начали поднимать­ся, тоже был красив. Скоро долина его сузилась, нас обступили заросли и упавшие деревья. Приходилось пе­релезать через стволы валежин.

Опять идти тяжело. Опять оття­гивают плечи рюкзаки. Стволы высо­ких деревьев тянутся вверх, на про­стор, к свету.

На коротком привале я посовето­вал разуться и опустить ноги в про­хладный ручей.

Стоит немного отдохнуть, и начи­наешь видеть красоту глухого, зарос­шего ручья. Лес здесь не такой, как всюду. Он весь замшелый, поражает узкой долиной и какой-то обособлен­ностью. Такие места называют урочи­щами.

Постепенно долина начала расши­ряться, из-за деревьев появилось озер­ко, зажатое стенами леса. И в нем мы искупались, а потом зажгли на берегу небольшой костер. Обед.

Остается последний участок «не-населенки»: от озерка — мы назвали


его Лесное — до хутора Красного. Дальше уже дорога. Найти хутор лег­ко: он стоит на реке, а она как раз поперек нашего движения — хоро­ший линейный ориентир.

Если на линейном ориентире (ска­жем, на реке) нужно отыскать какую-нибудь точку (поселочек, хутор), то специально допускают «ошибку»: отклоняются в сторону (допустим, влево). Тогда, выйдя на реку, можно точно определить, куда идти берегом. Если же стараться попасть точно на хутор, то можешь выйти к реке, а ху­тора не обнаружить. И не знаешь, в какую сторону ты отклонился, куда теперь направляться — влево или вправо.

Но бывает, что нужно отыскать в глухой местности точечный ориен­тир (поселочек среди леса), а линей­ных ориентиров нет. При больших расстояниях это очень сложная за­дача.

И вот мы решили потренировать­ся: от Лесного озера пройти точно на хутор Красный.

Прежде всего нам нужно очень точно определить точку старта, для чего мы специально переместились к северному краю озера, к месту впа­дения ручья. Эта точка на карте хо­рошо видна, и от нее мы прочертили две линии: одну — на хутор Красный, другую — параллельно вертикальной линии сетки. Между линиями транс­портиром измерили дирекционный угол, а по нему, вычтя магнитное склонение и среднее сближение ме­ридианов, рассчитали магнитный ази­мут.

Подготовка закончена. Теперь нужно пройти как можно точнее по прямой линии, ориентируясь по ком­пасу. И все зависит от Коли и его по­мощника.

Коля выбирает помощником тебя: ты быстро бегаешь. Вас обоих мы ос­вободили от тяжелого груза — вам нужно работать налегке.

От озера почти сразу начинается подъем. Коля достал компас и визи­рует на ориентир — на дальнее, хо­рошо заметное дерево, расположен­ное под нужным азимутом. Ты уст-



ремляешься вперед. Коля кричит те­бе: «Лево, право», выводит тебя на ориентир. Теперь ты берешь свой компас и визируешь дальше, а Коля подбегает к тебе, потом бежит даль­ше, и ты командуешь: «Лево, право». Так, по очереди, вы намечаете ориен­тиры по компасу и выводите друг друга на эти ориентиры.

Каждый из вас должен стараться выбирать, во-первых, ориентиры как можно точнее по линии движения, во-вторых, самые дальние ориентиры. Поскольку ориентиры располагаются довольно часто чуть в стороне от ли­нии движения (то есть вы идете с не­которой ошибкой), то нужно «чере­довать» эту ошибку, чтобы она была то справа, то слева. Тогда ошибки будут как бы «исправлять» одна дру­гую.

Впереди довольно крутой подъем от озера. Вы стараетесь работать бы­стро, хотя кусты сильно мешают: приходится продираться сквозь них или обегать стороной, удаляясь от ли­нии движения, а потом снова возвра­щаться. А мы в это время медленно идем в сторонке, выбирая самый удобный путь, но не теряя вас из вида.

Подъем кончился. Лес стал реже. Часто попадаются хорошо приметные деревья. Тогда Коля, он в данный момент визирует, кричит тебе: «Беги к большой сосне с развилкой!» и ука­зывает на заметное дерево. И вы вме­сте устремляетесь вперед. Добежали до этого дерева — снова намечаете ориентир. И к нему. Дело пошло бы­стрее. Мы теперь идем по лесу уско­ренным шагом, чтобы не отстать.

Так прошли примерно километр по легкопроходимому лесу, начался спуск в долину реки Семеновки. Те­перь я посоветовал вам, прокладчи­кам маршрута, не спешить, идти с постоянной скоростью, работать тща­тельно и попробовать по времени и скорости хода прикинуть расстояние. По карте видно, что от начала спус­ка в долину Семеновки до хутора остается около километра. При той скорости, с которой мы будем дви­гаться, это займет 20 — 30 минут.



 




Если через 30 минут не выйдем на хутор, дальше идти нельзя: нужно разыскивать хутор где-то поблизости. Определять пройденное расстоя­ние и скорость движения очень труд­но. Иногда новички считают свои шаги. Но в лесу на неровной почве, да еще под уклон подсчет шагов ма­ло помогает. А опытный турист обла­дает особым «чувством скорости и расстояния». Это — результат дли­тельных тренировок, большого опыта хождения с картой. Для приобрете­ния такого опыта всегда нужно на


ходу фиксировать время движения по часам, а когда путь закончен и ты вышел к известной точке, рассчитай, с какой скоростью шел, и запомни условия пути.

Через 20 минут мы действительно вышли к хутору Красному, как раз у крайнего дома со стороны мельни­цы на реке. Очень точно вы с Колей вывели нас к намеченной точке по­середине построек.

У приветливых хозяев хутора ку­пили молока.

Дальше идем по лесной дороге, но теперь уже не цепочкой, а свобод­ным строем — дорога широкая.

— Мы и в большие походы пой­дем? — спрашиваешь ты.

— Конечно. Ведь тебе скоро ис­полнится 14 лет. Значит, с будущего года ты можешь участвовать в дли­тельном спортивном путешествии. Все походы по сложности делятся на пять категорий. В походы первой ка­тегории можно идти с 14 лет, второй категории — с 15, третьей — с 16, четвертой — с 18. К пятой категории относятся сложнейшие путешествия, совершаемые только спортсменами с многолетним опытом. Чтобы идти в них, нужно последовательно прой­ти походы всех категорий сложно­сти — от первой до четвертой. В «пя­терках», как их иногда называют туристы, можно участвовать только с 20 лет.

— Значит в 16 и 17 лет можно только в «тройку» ходить. Два раза в одинаковую «тройку»?

— Что значит — в одинаковую? Разве горная «тройка» через высокие снежные перевалы и байдарочный поход по быстрой порожистой горно­таежной реке — одинаковые походы? Больше того, чтобы участвовать в горной «тройке», нужно пройти гор­ные маршруты первой и второй ка­тегорий сложности, а для участия в байдарочной «тройке» — байдароч­ные «единичку» и «двойку». И на все сразу вряд ли хватит вре­мени. Так что возраст тебя не задер­жит.

— А как выбрать маршрут по­хода?


Разговор в пути о выборе

спортивного

маршрута

В каждом маршруте есть «ключе­вое» место, пробуждающее интерес к нему. В спортивных походах оно обычно наиболее труднодостижимое, а может быть, просто самое красивое или привлекающее связанным с ним событием либо своей географией.

Я сейчас говорю о многодневном походе, о длинном маршруте, о целом путешествии.

У каждого маршрута есть автор. Маршрут — как бы произведение его, задуманное или уже завершенное.

У каждого автора свой вкус. Мне вот всегда хочется так построить маршрут, чтобы уйти далеко от до­рог, от путей подъезда и там достиг­нуть ключевой точки. А дальше на­чинается, по-моему, самое настоя­щее — выбраться. Выбраться к лю­дям, транспорту.

Я как-то в течение трех лет стре­мился к одному удаленному и труд­нодоступному перевалу. Вообще-ти бы­ло даже не известно, есть ли там пе­ревал, а если есть, то проходим ли? На третий год нашей группе удалось его достигнуть и пройти. Мы назвали перевал Студенческим (это было зи­мой на наши последние студенчес­кие каникулы). Он на Приполярном Урале, в местах безлюдных и суро­вых, виднеется белой заснеженной седловиной левее горы Манарага, если смотреть на хребет с севера. С тех пор многие туристы-лыжники прошли через Студенческий. Случа­лось нашей группе и до того и после проходить впервые разные перевалы. Но все они не привлекли внимания: ими не ходят или ходят редко. А вот Студенческий служит и по сей день ключевой точкой многих туристских походов. Значит, тот маршрут был придуман удачно.

Можно говорить об архитектуре маршрута: его стройности, логичес­кой красоте, естественности. Причем это одинаково относится и к слож­ным маршрутам мастеров, и к про­стым маршрутам начинающих. Они


как. математические задачки для лю­бого класса: могут быть изящные, остроумные, а бывают громоздкие, глупые.

Больше всего мне нравится линей­ный маршрут — чтобы пройти крат­чайшим путем от точки прибытия к совсем другой транспортной магист­рали.

Интересно, например, строить мар­шрут так, чтобы выйти к маленькому местному аэродрому и улететь на са­молете.

Хорошо, когда в середине маршру­та или в последней трети ждешь ка­кого-то события. Например, встречи с другой группой в заранее намечен­ной точке — в глухом лесу, на ручье или даже на горном перевале. Могут в одной точке встречаться две группы, и три, и пять, и все придут с разных сторон.

В комбинированных пеше-водных путешествиях ключевой точкой явля­ется выход на реку, по которой наме­тили плыть, а дальше — самые слож­ные пороги на ней.

В горах часто сложной задачей бывает переправа через бурную реку. Приходится отыскивать место, где она возможна. Иногда для этого нуж­но забраться высоко в верховья реки, к самым ледникам—в больших горах большие реки обычно берут начало из ледников.

Спортивные туристские путешест­вия в нашей стране с каждым годом все доступнее и взрослым и детям. Управление гражданской авиации предоставляет учащимся половинную скидку на перелеты в осенне-зимнее и весеннее время. Такую же скидку предоставляет и железная дорога. Дома пионеров, спортивные общест­ва и советы по туризму все чаще ор­ганизуют походы детей в отдаленные и интереснейшие районы нашей стра­ны. Так что, если есть у тебя завет­ная мечта,— добивайся.

— А нужно ли стремиться приду­мывать обязательно свой новый мар­шрут?

— Что значит — нужно? Хочет­ся — вот это другое дело.

Хочется пройти никому не извест-


ным маршрутом. Азарт исследовате­ля понятен любому путешественнику. Еще не знаешь, что увидишь там, вон за тем холмом, за тем перевалом, ни­кто не может рассказать тебе то, что совсем скоро увидишь собственны­ми глазами. А потом расскажешь всем.

Но осторожно! Знаешь поговор­ку— «изобретать велосипед»? Марш­руты могут быть много раз пройдены, подробно описаны в туристской лите­ратуре и в отчетах-описаниях, кото­рые составляют группы, пройдя по­ход, а ты разрабатываешь его как со­вершенно новый.

Ты скажешь: «Ну и что за беда? Мне-то какое дело — ходили там или нет?» Но представь себе, что в душ­ный жаркий день ты прошел по гни­лому заболоченному лесу усталый, истязаемый полчищами комаров, обойдя красивейшее и хорошо извест­ное озеро, с песчаными сухими бере­гами, просторными пляжами... Глу­пый аскетизм, не правда ли? Если у тебя есть хорошая карта, то озеро на ней обозначено, но ведь не известно: красивое оно или нет? А, может, у не­го берега такие топкие, что и к воде не подойдешь. Не по всякой карте это можно понять.

Не изучив материалы о маршруте, ты можешь пройти мимо интересней­шей старой часовни, затерянной в глухом лесу, мимо какой-нибудь ме­стной достопримечательности, извест­ной на другом конце света. А ты про­топал мимо и никогда уже не уви­дишь, не испытаешь радости общения с редким, красивым, труднодоступ­ным. А может быть, ты будешь идти через заросли рядом с хорошей доро­гой. Или, наоборот, проскочишь на попутной машине по шоссе там, где хорошо бы свернуть в лес, богатый ягодами и грибами. Дело в том, что самому невозможно всю землю разве­дать, да и какой толк изобретать в наше время всем известные велоси­педы?

Надо стремиться изучить все, что известно о районе и о маршруте. По разным книгам, картам, описаниям, из бесед с туристами. Полезно зара-


нее написать письма людям, которые живут там, куда ты собрался: ребя­там в сельскую школу, Дом пионеров; спросить совета в выборе маршрута, узнать о местном транспорте. С таки­ми вопросами в письмах можно обра­щаться и к взрослым: в сельсоветы, в Дома культуры, да и вообще к са­мым разным людям.

После тщательного изучения рай­она наносим на карту все известные маршруты. Очертим места скучные, малоинтересные, особо выделим уча­стки, которые нас заинтересовали, но о которых мы не нашли подробных сведений. Может быть, это массив ле­са, протянувшийся на десятки кило­метров, и нет в нем ни дорог, ни се­лений. Может, озеро, где не бывают рыбаки и туристы. Может, старое, давно заброшенное селение. Может, истоки всем известной реки, но никто не знает, как она начинается. А мо­жет, самая высокая точка обширного района или, наоборот, самая низкая точка впадины, расположенной ниже уровня моря.

Но разрабатывать путь к ключе­вой точке маршрута еще рано. Надо проверить, не фальшивая ли она. И снова начинается сбор сведений, но уже более узко, целенаправ­ленно.

Когда я отправлялся в свои пер­вые лыжные походы в Заполярье, то, выбрав Кольский полуостров, стал изобретать там новые, свои, маршру­ты, такие, чтобы были подальше от широко известных Хибинских гор.

И только на третий год, в третий поход, я отправился, наконец, в Хи­бины и понял тогда, что это настоя­щая жемчужина Кольского, встречи с которой я совершенно неразумно себя лишал.

Наверное, с общеизвестных инте­реснейших мест и следовало бы на­чинать всем. Но что мы можем поде­лать с нашей извечной и неразумной страстью с первых шагов искать но­вое! Потому-то мы и путешествен­ники.

Сделаем уступки этой страсти. Только не упорствуй в ней бесконеч­но долго.


Есть в нашей стране места и объ­екты всем известные, часто посещае­мые и от этого совсем не менее инте­ресные. Как и знаменитые книги, они не подвержены капризам моды. Не сторонись их, смири гордость перво­открывателя, наслаждайся тем, что всеми признано не случайно.

Но вот, наконец, наши симпатии определились. Настало время констру­ировать маршрут.

Начинаем с изучения путей подъ­
езда к району, самых удобных, бы­
стрых, недорогих. Здесь мы будем ре­
шать увлекательные комбинации с
пересадками, минутами, часами и руб­
лями.,

А может быть, тебе придет в го­лову отыскать в этом районе такие пути подхода, где старый, отживший свой век паровозик тянет маленькие вагончики по узкоколейному рельсо­вому пути. И ветви деревьев дрему­чего леса заглядывают в открытые окошки вагона.

Или, если ты идешь в байдарочный поход и у тебя «неподъемный» груз, то к воде можешь подкатить не ав­тобусом по шоссе и не грузовиком по дороге, а через болота и по старым, ушедшим в землю и заросшим тра­вами деревянным дорогам повезешь свой груз на лошадях, запряженных не в колесные телеги — колеса увяз­нут в болотах,— а в зимние сани-розвальни. А старый дед-возница бу­дет учить тебя обращаться с лошадь­ми, и ты быстро научишься все де­лать сам.

Конструируя маршрут, рассчиты­вая его по дням и по километрам, постарайся устроить так, чтобы к са­мой интересной точке подойти после самых трудных переходов. Чтобы она была не в начале и не в самом кон­це похода, а приблизительно после двух третей пути.

Зачем? Это один из тех вопросов, на которые не нужно отвечать, даже если можно было бы ответить. Вот пройдешь несколько дальних похо­дов и убедишься сам.

Сколько же километров планиро­вать на день? Вспомним свои коро­тенькие одно-, двух- и трехдневные


походы. Вспомним, сколько километ­ров было пройдено в разные дни и какой была тогда наша усталость.

В дальнем походе норма километ­ража может колебаться от 10 до 25 километров в день.

Но 25 километров для новичков— это почти крайшш случай. Столько можно идти лишь тогда, когда в рюк­заках небольшой груз, а после подоб­ного перехода обычно устраивают дневку. Большие переходы не плани­руются заранее, а получаются сами по себе. Бывает ведь, что группа вдруг «разошлась» — идти легко, весело и не хочется останавливаться. В азар­те проходят и больше 25 километров. В этом случае не стоит педантично придерживаться плана. Более того, может быть, такой стихийный марш-бросок оставит самые лучшие воспо­минания из всего похода.

Но если хотя бы одному человеку идти вдруг стало тяжело, продолжать движение нельзя. Придется остано­виться на длительный привал или на ночлег, даже в неудобном месте. Но учти, что, если уставшего человека.,-разгрузить или совсем освободить от рюкзака, лучше ему от этого не ста­нет. Моральная травма, которую на­носят человеку, признавая его сла­бым, не прибавит ему новых сил. Ко­нечно, уставшего нужно разгрузить, если рюкзак ему действительно тя­жел (о чем он должен сказать сам, не стесняясь), но все равно немедлен­но надо выбирать место для ночлега.

И даже если тебе кажется, что "7 человек лодырничает, не ругай его и не заставляй идти. Этим принесешь вред группе. Всем будет неприятно. А вдруг ты ошибся, и человеку дей­ствительно плохо? Представь, что самому почему-то тоскливо и тяже­ло, а тебя еще начинают ругать. Если хочешь приободрить уставшего, то поставь себя на его место и подумай: что бы тебе приятно было услышать от друзей.

Таким психологическим при­емом — поставить себя на место дру­гого — должен постоянно пользо­ваться в походе каждый (в обычной жизни тоже): руководитель по отно-

 

 

шению к участнику и участник по отношению к руководителю и к дру- гому участнику.

Поход — не только школа экспе­диционных навыков, но и школа общения с людьми. Если ты будешь обдумывать свои отношения с людь­ми, которые идут, трудятся и отды­хают с тобой вместе, и непрерывно будешь думать о том, как сделать им приятнее, интересней и легче поход, то самообучение в «школе общения» станет захватывающе интересным. Запомни, что дважды, трижды мож­но простить нытика, лентяя, растяпу и снова взять его в поход, но хама, считающего себя существом исклю­чительным, радующегося случаю возвыситься за счет неудачи другого, надо гнать. На первой же встречной транспортной магистрали... Потому что хамство — это самое страшное.

От планировки дневного километ-' ража мы незаметно перешли к про­исшествиям и настроениям, которые могут возникнуть на маршруте. Это получилось как бы случайно, но на самом деле это логичный переход, потому что настроение людей опре­деляет их возможности и даже в большей степени, чем физическая тренированность.

Продолжение разговора в пути — теперь о походных документах

Отчет. Само это слово показывает, что пишется документ, подтвержда­ющий проделанную работу. В данном случае подтверждается спортивное достижение — маршрут пройден.

Но подтверждение — наименее важная роль отчета. Гораздо важнее создать отчет, который поможет ва­шим последователям выбрать марш­рут и пройти его. Так же как нам помогли походные отчеты, которые мы читали, выбирая свой маршрут.

А нравились тебе отчеты, которые ты читал? Приятно было их читать, полезно?

Не следует слишком подробно из­лагать разработанный тобой такти­ческий план похода. Остановись луч­ше на его недостатках, чтобы предо-


стеречь от повторений. О достоинст­вах своего плана следует говорить, лишь если поход был действительно сложным, когда такой план является находкой, без которой маршрут не был бы пройден.

Не объясняй и способов ориенти­ровки. Пусть каждый придумывает их сам. Но если ориентировка оказа­лась сложной, дай примерную зари совку местности, так называемый аб­рис — карту, составленную по памя­ти, на глаз. Только не забудь преду­предить, что это твой собственный абрис.

К чужим абрисам относись кри­тически: на глаз местность зарисо­вать трудно. Но часто абрисы помо­гают ориентировке. В горах полезно делать панорамные фотоснимки, но не с вершин, а снизу, из долин.

Не забудь при этом нанести на карту в отчете точку съемки и угол охвата снимка. Кстати, карта марш­рута обязательно прикладывается к отчету. Стремись, чтобы она была наиболее подробной, дополняй ее в походе.

Что же следует дать в отчете? В общем, все это на твое усмотрение, но особенно обрати внимание на: пути подъездов, стоимость транспор­та (не забудь указать год, когда был совершен поход); места отправления на маршрут посылок; варианты за­купок в магазинах; ночлеги в насе­ленных пунктах, если это зима; рас­положение больниц, интересных экс­курсионных объектов и тех объектов, которые оказались не интересными (обоснуй свое мнение). Поделись сво­ими находками по технике и снаря­жению.

И, наконец, приведи короткий дневник похода, где по датам и ки­лометрам рассказано о ваших прик­лючениях. Дневник может быть сов­сем коротким, но он должен показать прохождение маршрута по датам.

Маршрутная книжка выдается как документ на право похода марш­рутными комиссиями при клубах туристов, крупных туристских сек­циях, ДСО, советах по туризму и экс­курсиям. Ее выдают после проверки,


 


соответствуют ли ваши знания и опыт сложности намеченного маршрута. Ты сейчас имеешь право ходить лишь в легкие походы, а слишком трудные для тебя закрыты. Постепенность в усложнении маршрутов — основное правило нашего туризма.

На обсуждение маршрута прино­сят в маршрутную комиссию заявоч­ную книжку. Ее можно получить в той же комиссии еще в начале под­готовки похода и аккуратно запол­нить при подготовке. Комиссия про­консультирует вас по выбранному маршруту и расскажет о порядке за­полнения заявочной книжки. Смысл ее в том, что она остается в марш­рутной комиссии и по ней следят за прохождением вами маршрута и со­блюдением контрольных сроков.

Из контрольных точек вы присы­лаете в маршрутную комиссию теле­граммы. Если в установленный срок (который записан и в маршрутной и в заявочной книжках) не пришли телеграммы — вас будут разыски­вать. Понимаешь, насколько ответ­ственно надо относиться к соблюде­нию установленных сроков отправки телеграмм?Л учти, что контрольные сроки должны назначаться с расче­том на использование резервных дней.

Контрольный срок нашего двух­дневного похода определен совершен­но точно. Во-первых, сегодня вечером мы должны быть дома; во-вторых, последний автобус из Костина от­правляется в 20 часов. Но на самый последний автобус рассчитывать не стоит — мало ли что, вдруг испор­тится или будет переполнен. Пред­последний автобус идет в 18.30. Ну и получасовой запас не повредит.

Итак, намечено быть в Костине в 18 часов. А если все-таки опоздаем на все автобусы и придется заноче­вать в Костине (или в лесу у речки)? Этот случай у нас предусмотрен за­ранее: в городе намечен человек, у которого есть домашние адреса и те­лефоны ребят, и он в тот же вечер


предупредит родителей, чтобы они не беспокоились.

Но как мы сообщим нашему связ­ному в городе, что у нас все в поряд­ке, что мы просто не сумели выехать вечером? На карте обозначен в Ко­стине сельсовет. И, наверное, там есть телефон. Кроме того, мы знаем из туристских описаний района (да и в телеграфной книге поинтересова­лись), что в Костине есть телеграф. Тогда пошлем срочную телеграмму. Только обязательно срочную: ее до­ставят и вечером и ночью. Срочная телеграмма дороже простой, но у нас на это отложены деньги.

С хутора Красного мы вышли в 16.30. Значит, идем с большим запа­сом времени: ведь до Костина от ху­тора в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...