Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальные ресурсы для капиталистов, нацеленных на решение социальных проблем




Чего хотят инвесторы? Чего-то вроде зажженной спички в комнате, где стоит открытым уже в течение 20 минут бак с пропаном.

Ян Карсон, руководитель и председатель компании «BiddingforGood.com»

Нам повезло в том, что мы руководствовались принципами богатого папы относительно обретения финансовой свободы. Среди них – создание чего-то из ничего (или «процесс эфемеризации», как Бакки Фуллер назвал идею «делать больше, используя меньшее до тех пор, пока в конце концов вы не сможете делать все, не используя ничего»), использование денег других людей и создание благоприятных возможностей для бизнеса, применяя модель треугольника Б – И. Все это мы опробовали на первом центре «Путь к исцелению», равно как и на 5 таких же, которые со временем открыли. Это был не разовый, а постоянно повторяющийся процесс, и проходить его становилось все легче. Многим предпринимателям не удается его пройти, поэтому они не получают возможности увидеть, что потом этот процесс просто-напросто повторяется. В сущности, единственное различие – сумма прибыли. Но по прошествии каждого года мы размышляли над сделанными нами глупыми ошибками и, хочется верить, становились умнее.

Конечно, как мы уже признавались, нам не так-то легко было найти фонды, чтобы начать свое дело. Первый год и наша первая попытка отчитаться в том, как мы потратили полученный капитал, были самыми трудными. Временами казалось, что нам нечего будет показать, хотя работали мы много и упорно. Но все же, и это главное, мы нашли деньги, пережили все взлеты и падения, не сломав себе шеи, и, находясь в бизнесе всего год, вдруг обнаружили, что смогли создать прибыльную компанию. Это был большой успех, если учесть, что, согласно данным Управления по малому бизнесу, из каждых 10 мелких бизнес-проектов 3 терпят крах в течение первого года, а через 10 лет на плаву остается 1 из 10.

Эта цифра кажется поразительной, но наличие грамотного бизнес-плана, финансового образования, эмоциональной выдержки, осознанного «почему» и упорства – все это повышает шансы на успех.

Ни один из нас не получил даже элементарного финансового образования. Да что там! Мы даже не знали, что это такое. Еще до того, как начать путь к созданию центра для алкоголиков, мы думали, что знаем, что такое «быть богатым» – никогда не испытывать трудностей с оплатой счетов, покупать все, чего пожелаешь, поехать, куда захочешь. В детстве, когда я просил родителей купить мне что-нибудь, они часто отвечали так: «Ты кем себя вообразил, Рокфеллером?» или «Деньги не растут на деревьях!» Может, и вам знакомы эти слова?

Нас обоих учили: чтобы иметь деньги и стать богатым, нужно идти в школу, затем получить хорошую работу, потихоньку откладывать и выплачивать долги. (Или, еще лучше, кто-то из нас мог бы стать кинозвездой, профессиональным спортсменом, дипломированным врачом, юристом или высоко оплачиваемым государственным служащим.) И практически не обсуждалась тема, как делать деньги иначе – не за счет получения хорошей работы или «за просто так», а благодаря трезвому взгляду на законы инвестиционного рынка – использовать деньги, чтобы делать деньги.

Что касается семьи Лизы, то там накопительные счета или пенсионный план были единственными способами для наращивания денег; это и было инвестированием. Что же до моего отца, то идея давать наличные кому-то другому, чтобы сберечь их или инвестировать, казалась ему просто абсурдной. Он считал, что банки служат одной цели – дать ему возможность открыть счет для того, чтобы выписывать чеки для оплаты своим поставщикам и служащим. Он был человеком, ориентированным на обычную работу (что в свое время привил и мне), считал, что главное – это всегда иметь наличные. Так он чувствовал себя защищенным – это как если бы у него за поясом торчал пистолет.

Теперь можно понять, почему ни один из нас не знал в достаточной степени законов мира денег, не имел представления, как обезопасить инвестиции, когда мы только начинали свой бизнес. Мы действительно не понимали, что такое деньги. Но благодаря моему отцу – его постоянным подсказкам относительно «личного богатства», да еще глубокомысленным советам Роберта Кийосаки, а чуть позже – урокам Арвиса, у нас постепенно сформировался новый взгляд на финансы. Мы стали понимать их подлинную суть.

Как я уже сказал, совершая ошибки, мы с каждым годом становились мудрее. Трудности – полезная штука, если вы осмысливаете их и готовы принять. В школе нас учили, что ошибки – это плохо. Мы росли с этим, а в результате у нас в нужный момент не хватало умения зацепиться за представившиеся возможности.

Например, одна из услуг, на значение которой мы не сразу обратили внимание, – уход за клиентом после его выписки из лечебницы. Услуга состояла в том, чтобы клиенты, которые прошли 28-дневный курс реабилитации, могли продолжать лечение и дальше – у себя дома. Мы знали также, что для того, чтобы наш бизнес эффективно развивался, важно расширять площади, внедрять лечение различных типов, уровней сложности и комфорта. Малость поумнев, по мере накопления опыта, мы купили красивый и удобный дом с шестью спальнями и тремя ванными комнатами в Сэнди штат Юта для тех, кто хотел проходить длительное лечение с проживанием при центре на условиях приемлемой стоимости. Такой центр мы открыли в ноябре 2003 года и назвали его «Creekside» («У ручья»). Затем мы добавили к нему еще один объект недвижимости, который нашли поблизости, – многоквартирный дом из четырех блоков. Он стал нашим новым лечебным центром «Sober Living» («Живи трезвым»). В нем селились те из пациентов, кто хотел приобрести навыки нового образа жизни, пребывая в безопасной, с точки зрения возможности рецидива, среде и постоянно получая поддержку.

Наш бизнес развивался, и мы могли бы остановиться на достигнутом. Однако, чтобы поддерживать бизнес в квадранте «Б», согласно принципам богатого папы, мы должны расширять дело, перейдя на другой уровень. Это стало бы настоящей проверкой для наших систем – достаточно ли они окрепли, создали мы подлинный бизнес или просто очередное место работы для себя. В конце 2004 года наше дело уже расширилось настолько, что «добралось» до штата Аризона. И там, в сентябре 2004, мы открыли в Скоттсдейле еще один лечебный центр – «Sundance Center» («Танец солнца»). А в сентябре 2007-го – «The Retreat» («Возвращение к нормальной жизни»), центр для продолжительного лечения в условиях повышенного комфорта, там же, в Скоттсдейле. Система работала! Теперь мы знали, что у нас есть настоящий, постоянно расширяющийся бизнес.

В течение следующих нескольких лет мы продолжали вкладывать большую часть получаемых денег в свою инфраструктуру, формируя лучшую команду. В начале 2012 года в Скоттсдейле мы открыли несколько филиалов центра «Путь к исцелению» площадью 600 квадратных метров, где имелась также амбулаторная поликлиника. Эта новая база нашего бизнеса позволила нам расшириться и организовать многие другие лечебные центры в Соединенных Штатах и положить начало международной сети франшиз.

Иногда человек не подозревает, что он чего-то не знает. По мере того как ваш бизнес развивается, всегда найдется что-то такое, что окажется новым для вас или о чем вы раньше не могли даже подумать. Старайтесь сохранять в сознании масштабную картину задуманного, чтобы видеть многие возможности, которые можно использовать, когда вы еще только начинаете, продолжаете развивать или расширять свой бизнес.

Опять-таки, используя принципы рычагов богатого папы относительно лицензирования, обеспечивая другим людям, разделяющим наше видение проблемы, благоприятные возможности для рекламы и маркетинга, мы организовали дело таким образом, что теперь наши центры могли возникать по всему миру.

И все это еще больше усложняет нашу работу. Все наши филиалы и организации должны взаимодействовать друг с другом, а хорошо наладить это дело нелегко. Но мы с каждым днем все больше овладеваем правилами этой игры, совершенствуем процессы, системы и структуры, которые обеспечивали бы нам наилучшую команду профессионалов для работы в лечебных центрах.

Определите цену своей продукции или услуг и крепко придерживайтесь этого. Вы всегда можете сделать уступки в чем-то другом: курсы обучения или продвижение для наемных работников, скидки для клиентов. По мере того как бизнес будет становиться более зрелым, вы сможете более точно установить цены, основываясь на тех образцах, которые существуют в вашей сфере деятельности. Что же касается нас, то даже с самого начала установив для себя все цены, мы часто мучились над вопросом: «А могут ли наши клиенты позволить себе столько платить?» А надо было просто твердо держаться установленной цены и, ни на что не обращая внимания, двигаться вперед.

Все это также означает, что наша миссия получает все более прочное основание, что делает невозможными какие бы то ни было колебания или мысли о том, чтобы что-то в ней изменить, что бывает при сильном давлении извне. Впервые открыв двери нашего центра, мы готовы были принять любого и каждого, кто захотел бы войти – включая наемных работников, готовых подписать с нами контракт, причем за любую цену, лишь бы эта работа была сделана, а мы могли оплатить счета и закрыть вопрос с персоналом. Наш бизнес еще не был зрелым, и мы не вполне понимали ценность выполняемой нами работы. Этот урок был неоценимым, поскольку то, что мы отдавали, не вызывало, в свою очередь, у клиентов и служебного штата правильного понимания того, чем мы занимались.

Когда мы искали специалистов в ситуации крайней необходимости, нам не приходилось особенно выбирать. Однако мы понимали, что, если посмотреть на дело с позиции нашей миссии, то многие из них просто не соответствовали тому типу работников лечебного заведения, который чаще всего ассоциируется с лечением алкогольно-наркотической зависимости. Суть в том, что мы не хотели идти путем принудительного лечения, унижая чувство собственного достоинства наших клиентов; мы хотели оказывать им помощь, пока они сами не поднимутся на ноги. В конце концов, наши клиенты уже в достаточной степени наказали себя и не нуждались в том, чтобы и мы делали то же. Но это не значит, что мы не практикуем надзор и дисциплину. Когда клиенты берут на себя обязательство поддерживать трезвость, мы требуем от них держать свое слово, то есть быть честным по отношению к себе. В общем, мы создаем обстановку, подходящую для исцеления как снаружи, так и изнутри.

Факторы успеха

И вот что интересно – верность нашего пути подтвердили специалисты из Гарвардской школы бизнеса и «Dalberg Global Development Advisors», которые проводили исследования, изучая характер предпринимателей, ориентированных на решение социальных проблем. В декабре 2011 года появился отчет под заголовком «Учиться у лидеров какой-нибудь быстро развивающейся области». В частности, в нем говорилось, что решающее значение для успеха имеют 3 момента. Именно на них предприниматели с социальной ориентацией указывали как на самые важные:

1. Надежная команда.

2. Сосредоточенность на социальной миссии (ни в коем случае не увиливать от этого ни под каким предлогом!).

3. Финансирование.

Большинство респондентов заявили, что финансирование является самым большим препятствием к успеху.

Конечно, на начальном этапе деньги – весьма серьезная проблема. Но была и другая – обеспечить надежность имеющихся фондов, необходимых для того, чтобы поднять бизнес на следующий уровень и обеспечить себе самофинансирование.

Мириам Шенинг говорит, что поняла это, когда проводила исследования, финансируемые Фондом Шваба.

«Многие люди жалуются, что на начальных этапах им приходится очень туго, я же утверждаю, что это правильно и полезно, – говорит она. – Для бизнеса вполне характерно, что нелегко найти человека, который вложил бы свои деньги в ваше дело. Но все же в США, Европе и на новых быстро развивающихся рынках некоторых других стран найти деньги на основание бизнеса можно. Самые серьезные трудности начинаются, когда социально ориентированные предприниматели завершают первый этап организации бизнеса и им нужно переходить к следующему, что требует расширения финансирования. Пропасть между суммой 200 тысяч долларов – чего с лихвой хватает для первого шага, – и 2 миллионами долларов, которые инвесторы считают “начальной” суммой для настоящего бизнеса, – практически невозможно заполнить, поскольку денег в таком диапазоне в кредит практически никто не предоставляет. И, весьма вероятно, это как раз та область, в которой, к сожалению, находится большинство предпринимателей с социальной ориентацией».

«Финансовый сектор находится в беспорядке, в этом нет сомнений, – замечает Билл Драйтон, руководитель и основатель компании “Ashoka”, первой среди широко известных предпринимательских организаций, ориентированных на социальные проблемы. – Гражданский сектор все еще состоит на 95 процентов из людей, приверженных правилу: прежде всего добиваться финансирования от различных фондов или правительства. Эта пропасть между гаражом, в котором начинает свою работу предприниматель, желающий помочь людям, и возможностью получить доступ к финансовой поддержке на долговременной основе, все еще является серьезной проблемой структурного характера».

В статье «Рост фондов социально ориентированного бизнеса», появившейся в серии публикаций Исследовательского института «Credit Suisse» под общим названием «Инвестирование в целях общественного блага: как предпринимательство, ориентированное на социальные проблемы, заново определяет для себя значение возмещения на сделанные затраты», эксперт по инвестициям Юлия Баландина говорит: «Для предпринимателей, ориентированных на социальные проблемы, чрезвычайно трудно получить доступ к такой финансовой поддержке, которая обеспечила бы им устойчивый рост, в то время как влиятельные инвесторы тщетно пытаются найти устойчивые зрелые компании с социальной ориентацией, в которые можно было бы вложить деньги. Этому сектору нужен капитал для обеспечения средствами и поддержки предприятий с социальной направленностью, только что переступивших начальную фазу, что дало бы им возможность нормально развиваться».

Драйтон предполагает, что два основных источника подобного типа обеспечения – фонды, правительственные учреждения и агентства – являются недостаточными. Фонды, говорит он, не имеют «нервной системы»: «Ничто не связывает их с клиентами. У них нет необходимости их выслушивать. Они подобны старым плантаторам колониальных времен: целая толпа холопов встречает их в аэропорту, крича наперебой: “Что угодно, масса?” и спеша предупредить любые их желания, в то время как настоящее положение вещей никого не интересует».

У правительства же есть, как это называет Драйтон, «нервная система», и с политической точки зрения оно должно уметь выслушать людей. Но оно всегда слушает только тех, кто достаточно организован, чтобы что-то предложить взамен – например, каких-нибудь посредников, наживающихся на нуждах бедняков.

Суть в том, что многие инвесторы склонны поддаваться соблазну вкладывать деньги во что-то новое, но уже «получившее раскрутку». Средства массовой информации имеют тенденцию сосредотачивать все внимание на чем-то новом и модном, в то время как проверенные полезные идеи они обходят стороной. А ведь эти проверенные идеи могут обеспечивать лучший результат.

Брюс Макнеймер из «TechnoServe» говорит, что, хотя, в целом, капитала для финансирования предприятий с социальной направленностью тоже не хватает, но большая часть проблемы заключается все же в неспособности найти и использовать подходящие фонды и установить связь с нужными людьми.

«Капитал есть, но очень часто он не может найти подходящие надежные компании из сферы малого бизнеса, чтобы в них инвестировать. Или он находит их, но сам данный бизнес еще не готов использовать подобный капитал, или у его владельца нет плана или понимания, как будет осуществляться возврат денег. А руководство малых компаний потом заявляет, что не может найти капитал.

И начинается процесс “сватовства”, – говорит Макнеймер. – В некоторых случаях держатели денег все время гоняются за одними и теми же двумя-тремя предпринимателями. Фонды Х, У и Z конкурируют за право вложить деньги в одно и то же дело, поскольку не могут найти достаточного количества тех, кто готов правильно использовать эти фонды».

Поэтому часто с предпринимателями, ориентированными на социальные проблемы, – даже с теми, у которых есть потрясающие идеи, – происходит следующее: им требуется поддержка, чтобы разработать крепкий, надежный бизнес-план, найти наставников, сформировать команду сотрудников, с которыми можно создавать бизнес или консультироваться, найти ресурсы, фонды, деньги и развивать взаимоотношения с государственными учреждениями, другими компаниями, некоммерческими организациями или людьми, которых они намереваются обслуживать.

Все возрастающее обеспечение такой поддержки возможно благодаря новому типу организации, спроектированной, чтобы по всему миру поддерживать работу предпринимателей, ориентированных на социальные проблемы.

«Ashoka». Новаторы для народа

«Ashoka» была основана в 1980 году в Вашингтоне Биллом Драйтоном, адвокатом, получившим образование в Гарварде, Оксфорде и Йейле, бывшим помощником управляющего Агентства по защите окружающей среды. Эта организация возникла на основе идеи, что самым эффективным способом для содействия позитивному социальному изменению является инвестирование в пользу предпринимателей с социальной направленностью, предлагающих масштабные новаторские решения, обещающих хороший результат. Названная по имени толерантного, прогрессивного и широко мыслящего правителя древней Индии, жившего в III веке до н. э., который не признавал насилия и посвятил свою жизнь благополучию народа, эта организация, «Ashoka», действует в более чем 80 странах мира, поддерживая социально ориентированное предпринимательство. Она делает это следующими способами:

• Находит самые перспективные предприятия и организации с социальной направленностью и предоставляет им инвестиции (на сегодня таких предприятий приблизительно 3000), чтобы помочь заложить прочное начало бизнеса и приносить максимальную пользу обществу.

• Способствует объединению социально ориентированных предпринимателей, предоставляя возможность тем, кто работает в одной и той же области, совместно обсуждать проблемы, разрабатывать планы и претворять их в жизнь.

• Выстраивает инфраструктуру, которая поддерживает социально ориентированных предпринимателей и укрепляет данный сектор, предоставляет информацию о возможностях получить начальное финансирование и капитал, обеспечивает процессы финансирования и установления сотрудничества между разными сферами деятельности (бизнес, наука, государство).

Фонд Сколла

Фонд Сколла, созданный Джеффом Сколлом в 1999 году, видит свою миссию в том, чтобы «произвести широкомасштабное изменение путем предоставления инвестиций, установления связей и присуждения наград для предпринимателей с социальной направленностью и новаторов, которые помогают им решать самые трудные в мире проблемы».

Фонд осуществляет это следующими способами:

• Поддерживает образование в данной сфере деятельности посредством партнерства со Школой бизнеса при Оксфордском университете. Начав свою работу в 2003 году, Центр Сколла для предпринимательства с социальной направленностью стал первым академическим центром, посвятившим свою деятельность подобного рода бизнесу. Центр Сколла каждый год оплачивает обучение 5 студентам по специальности «деловое администрирование», а те, отчитываясь за предыдущий год, одновременно предлагают программы инновации социального плана на следующий год.

• Обеспечивают средства для желающих создать собственный бизнес в форме грантов от Фонда Сколла в рамках программы социального предпринимательства.

• Реализовывают программы инвестирования через партнерские финансовые институты (банки, продажа акций, страхование).

• Вкладывают деньги в проекты социальной направленности, что со временем дает возможность Фонду Сколла генерировать доход, обеспечивать рост активов и инвестирование в соответствующие компании или продукцию.

• Поощряя обмен сотрудниками и наставничество в рамках «Skoll World Forum», проводит конференции по социальному предпринимательству и поддерживает контакты с массой социально ориентированных предпринимателей через портал SocialEdge.org.

• Содействует налаживанию контактов и взаимодействию между разными компаниями, фондами, благотворительными организациями и социально ориентированными предпринимателями (включая «Аshoka», CASE и др.), способствуя внедрению в жизнь общества эффективных и долговременных программ и инноваций, либерализации политического курса.

• Распространяет информацию о социально ориентированном предпринимательстве через радио, кино и телевидение, заключая с ними соответствующие соглашения.

Здесь стоит отметить и Ксавьера Гельгесена, удостоенного звания «Почетный выпускник Школы Сколла за 2010/2011 годы» за работу в организации «Better World Books». В последнее время он смог привлечь партнеров для реализации программы инвестиций под названием «Off.Grid: Electric». Это компания по распределению энергии от возобновляемых источников, действующая в Танзании, начала исследовательскую программу в Оксфорде. Она делает ставку на идею, что люди в развитых странах могли бы немного больше платить за энергию, за счет чего можно было бы обеспечить создание дорогостоящих систем использования возобновляемых источников энергии и тем самым дать толчок развитию этого сектора.

«Echoing Green»

Созданная в 1987 году компанией «General Atlantic» с целью более эффективного ведения филантропической деятельности, полностью некоммерческая организация «Echoing Green» получила свое название, позаимствовав его из стихотворения Уильяма Блейка, в котором говорится о создании лучшего мира.

• Краеугольный камень деятельности компании – программа организации сообщества «товарищей», собравшая более 500 единомышленников более чем из 40 стран мира и обеспечившая их первоначальным фондом на создание собственного бизнеса в размере 31 миллиона долларов за их потрясающие идеи относительно позитивных изменений системного характера.

• «Echoing Green» создает свою «экосистему» – сообщество предпринимателей, социально ориентированных капиталистов и инвесторов, которые сотрудничают и делятся идеями посредством специального форума в интернете.

• Инвестиционный совет по социальным вопросам «Echoing Green» – это сообщество лидеров и тех, кто привносит в наш мир какие-то изменения. Он берет на себя обязательство по сбору средств (используя как собственные, так и привлекаемые фонды) для поддержки «товарищей» и позитивных изменений в глобальном масштабе. Совет обеспечивает важные связи для предпринимателей, ориентированных на социальные проблемы.

• Программа «Echoing Green» под названием «Работа, ориентированная на цель», помогает людям нового тысячелетия находить работу, которая была бы подходящей для них и полезной для всего мира. Благодаря этой программе, дискуссиям по новым книгам, семинарам и компьютерным сетям самое многочисленное в истории поколение может узнать, как изменить к лучшему свою собственную жизнь и мир в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...