Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Проблема исторической судьбы России в западничестве и славянофильстве.




Вопрос. Особенности становления русской философской мысли.

Русская философская мысль по праву является частью мировой философии. Она прошла долгий путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:

1. ХI – первая половина ХVIII вв. – постановка философских проблем, имеющих религиозное и эстетическое содержание (митрополит Илларион «Слово и законе и благодати», Кирилл Туровский, Владимир Мономах).

2. вторая половина ХVIII – первая четверть ХIХ вв. – проникновение западно-европейских философских веяний (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

3. вторая четверть ХIХ в. – начало ХХ в. – становление и развитие самобытной русской философии.

4. после 1922 г. – философия русского зарубежья. В 1922 г. по приказу В. Ленина на пароходе были высланы в Германию около 150 русских ученых – философов (в т.ч. Н. Бердяев, И. Ильин, С. Франк, Н. Лосский, Л. Карсавин).

 

Философская мысль в России начинает зарождаться в 11 веке под влиянием процесса христианизации. Одним из выдающихся мыслителей русского средневековья был митрополит Илларион (30-40 гг. ХI в.). Его избрание в сан без благословления византийского патриарха положило начало независимости русской церкви от Константинополя. В своем трактате «Слово о Законе и Благодати» он сопоставляет два мировоззрения – Ветхий Завет и Новый Завет. Не отвергая Ветхий Завет, основанный на законе Моисея, Илларион критикует его этническую ограниченность и одобряет характер Евангельской Благодати: «Истина – выше Закона, ибо она включает в себя добро и красоту».

Продолжает традиции Иллариона, крупный мыслитель и выдающийся политический деятель Владимир Мономах. Его «Поучение» написано как наставление правителю. Мономах утверждает, что не откровение, не правоверие, а только разум, знания делают князя справедливым и мудрым правителем.

Дальнейшее развитие русской философской мысли связано с обоснованием особого предназначения православной Руси, что отражается в теории игумена Елиазаровского монастыря Филофея – «Москва – третий Рим», разработанной во время правления Василия III (16 в.).

Характеризуя особенности развития философии России 18 -19 вв., следует отметить, прежде всего, неблагоприятные условия ее существования, по сравнению с западноевропейскими. В то время, когда в университетах Западной Европы великие философы Кант, Шеллинг, Гегель совершенно свободно излагали свои философские взгляды, в России преподавание философии находилось под строгим государственным контролем, не допускавшим никакого свободомыслия. Такое отношение к философии объясняется чисто политическими мотивами и подтверждается известным высказыванием министра образования Ширинского-Шихматова – «Польза философии не доказана, а вред – возможен». Поэтому до второй половины 19в. философская проблематика развивалась в России не на специальных факультетах, а в литературно-философских кружках.

Второй характерной чертой стал специфический культурно-исторический фон, на котором формировалась русская философия. В России произошло смешение двух типов культур: западноевропейской, основанной на рационалистическом подходе, и восточной (византийской) с ее интуитивным мировосприятием.

Третья характерная черта русской философии – это особая проблематика, выразившаяся в двух важнейших темах: тема России и ее исторической судьбы и тема человека и постижение смысла его жизни.

При этом развитие самобытной русской философии оказалось тесно связанным с религиозным, а именно с православным мировоззрением.

В русской философии 19 – начале 20 вв. можно выделить следующие направления:

1. Материализм. Представители этого направления - А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

2 Русское почвенничество. Характеризовалось верой в почву, т.е. в русский народ. Представители - А.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский.

3. Русский консерватизм. Его идеология выражалась в формуле: «Православие. Самодержавие. Народность». Представитель консерватизма К. Н. Леонтьев утверждал: «Демократия никогда не впишется в систему государcтвенного устройства России».

4. Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека. Основатель религиозного космизма – Н.Ф. Федоров. Его теория носила название «общее дело», одна из основных идей этой теории – воскрешение отцов. О Федорове Л. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Представители естественнонаучного космизма -

К.Э. Циолковский (идея освоения космического пространства), В.И. Вернадский (теория ноосферы), А.Л. Чижевский (создатель астробиологии).

5. Русская религиозная философия. Самое обширное и разностороннее направление. Наиболее видные представители - В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, П.А. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк.

 

вопрос. Проблема исторической судьбы России в западничестве и славянофильстве.

Становление русской философии 19в. начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике 30-40гг. 19в. оформились два противоположных направления русской социально-философской мысли – это славянофильство и западничество.

Главным вопросом, который должны были решить представители этих двух направлений, стал вопрос: «по какому историческому пути должна развиваться Россия, и может ли она повторить путь, пройденный Западной Европой?».

Славянофилы подчеркивали самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях французского Просвещения и полагали неизбежным для России те же формы развития, что и у Западной Европы.

Один из первых русских мыслителей, ориентированных на Запад, был П.Я. Чаадаев. Однако и он считал, что Россия, обладая культурным своеобразием, не может слепо повторять сценарий культурного развития Европы. Знаменитые «Философские письма» Чаадаева положили начало спору между западниками и славянофилами.

Как особое идейное течение западничество оформилось в деятельности кружка Н.В. Станкевича, объединившего в1831 году студентов Московского университета. В этот кружок входили В.Г. Белинский, М. Бакунин, А.И. Герцен, Н. Огарев, Т. Н. Грановский, К.Д. Каверин, К.С. Аксаков, впоследствии примкнувший к славянофилам. Революционно-демократическое крыло западничества представляли Герцен и Белинский. Один из первых русских революционеров-демократов, Герцен связывал будущее России с социалистическим преобразованием в результате крестьянской революции. Радикальное крыло западников представлял М. Бакунин – лидер русского анархизма (безгосударственного социализма). Таким образом, среди западников были мыслители разных политических убеждений, в том числе либералы, консерваторы, радикалы. Однако все их объединяла европейская ориентация мысли, вера в европейское будущее России, борьба за отмену крепостного права, требование демократизации общественной жизни в России. Свое конкретное выражение западничество получило в литературно-критических статьях, философских произведениях, общественных дискуссиях. Заслугой западничества стало открытие для русской просвещенного общества основных работ западноевропейских мыслителей, в том числе перевод и публикация работ Ф.Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

В противовес западникам славянофилы выступали с обоснованием особого пути исторического развития России, который должен принципиально отличаться от западноевропейского. Главными чертами славянофильства стали консерватизм и мессианизм. Наиболее видные представители славянофильства – А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин отстаивают идею самобытности русской истории, ее национальную исключительность. Своеобразие русского развития они связывали с самодостаточностью русского национального сознания.

Главным духовным фактором, определившим формирование русского народа, стала, по мнению славянофилов, религиозная вера. Именно православие выступает духовной основой всей русской жизни. В истории России произошло слияние ценностей православия с народной жизнью, в результате сформировался «дух народа», то есть особый русский менталитет.

Как писал А.С. Хомяков: «Русский дух создал самую русскую землю в бесконечном ее объеме, ибо это дело не плоти, а духа; он выработал в народе все его несокрушимые силы, веру в святую истину, терпение несокрушимое и полное смирение».

Сопоставив западноевропейскую и русскую истории, особенности религиозной веры, системы духовных ценностей, славянофилы доказали, что жизненные начала России и Европы различны. Так, на Западе государство возникло в результате насилия и завоеваний, а в России – на базе естественного развития национальной жизни. Западноевропейское христианство исказило дух первоначального христианства, противопоставив единство и свободу. Лишь православие сохранило идею тождества единства и свободы, которая выразилась в православном понятии «соборность». Сущностью соборности является единство в свободе на основе любви.

Церковная соборность – это свободное единство верующих в деле совместного их пути к спасению.

Несмотря на упреки западников в идеализации истории России, славянофилы не скрывали сложность и драматичность исторической судьбы России. Они проповедовали не возврат к допетровскому прошлому России, а призывали использовать те позитивные начала, которые были характерны для русского народа. Концепция славянофилов пронизана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, а именно свободу и высокую духовность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...