Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Концепция науки в критическом рационализме.




 

Представителями критического рационализма стали известные европейские философы Карл Поппер, Томас Кун и Имре Лакатос. Формирование данного направления связывают с появление работ К. Поппера «Логика научного открытия» и Т. Куна «Структура научных революций».

В своей книге К.Р. Поппер противопоставляет эмпиризму неопозитивизма рационализм, который для него является не просто важнейшим научным методом, но и становится особой формой поведения ученого. Такой рационализм предполагает открытость любой теории для критики, ученый, опирающийся на этот метод, не боится опровержения своих гипотез.

Поппер предлагает свой принцип разграничения науки и метафизики, который называется принципом фальсификации (от лат. falsus ложный и facio – делаю). Этот принцип должен опровергнуть неистинность любого утверждения, относимого к науке. При этом истинным можно считать любое положение науки, которое не опровергнуто. Только наличие фактов, противоречащих научной теории, фальсифицирует ее и заставляет ученых отказаться от этой теории. Важным следствием введения принципа фальсификации в науку стало признание гипотетического, предположительного характера научного знания. Поппер говорил: «Мы не знаем – мы можем только предполагать».

В 60-е гг. ХХ века огромное влияние на представления о логике и динамике развития науки оказала американского историка и философа Томаса Куна. Он ввел в методологию науки принципиально новое понятие «парадигма» (от греч. образец). Парадигма фиксирует определенный способ организации знания, подразумевающий набор предписаний, задающий видение мира, и т.о. влияющий на определение направлений исследования, в парадигме содержатся так же общепринятые образцы решения конкретных проблем. Кун определял парадигму как признанные всеми научные достижения. В рамках действия одной парадигмы приращение знаний осуществляется по схеме «нормальной науки», смена парадигмы сопровождается «научной революцией». В ходе «научной революции» выбор новой парадигмы не является однозначно детерминированным, не носит линейного характера, выбор парадигмы из числа возможных осуществляется в значительной мере случайно.

Данное положение было подвергнуто критике американским философом венгерского происхождения И. Лакатосом, который предложил в качестве основной единицы развития научного знания не нормальную науку, основанную на той или иной парадигме, а «научно-исследовательскую программу».

Структура научно-исследовательской программы:

1. «жесткое ядро», включающее неопровержимые для сторонников программы исходные положения.

2. область «негативной эвристики» - это своеобразный защитный пояс ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с фактов, не согласующихся с ядром программы.

3. «Позитивная эвристика» - правила, указывающие, как выбирать пути исследования и как по ним следовать, то есть, это ряд положений, на основании которых можно изменять и пересматривать те варианты исследовательской программы, которые оказались под угрозой опровержения. В результате исследовательская программа предстает не как изолированная теория, а как серия модифицированных теорий, в основе которых лежат общие исходные принципы.

Благодаря этому ученые, работающие внутри какой-то исследовательской программы, могут долгое время обходить противоречащие программе факты, они могут ожидать что данные, не укладывающиеся в программу в данный момент, удастся объяснить со временем, это придает науке стабильность. Однако рано или поздно позитивная эвристика себя исчерпывает. Вытеснение одной программы другой представляет собой научную революцию, выбор между двумя программами осуществляется рационально, на основе того, что одна из них признается прогрессирующей, а другая регрессирующей. Программа признается прогрессирующей, если ее теоретический рост превышает ее эмпирический, то есть если она успешно предсказывает новые факты. Программа регрессирует тогда, когда ее теоретический рост отстает от эмпирического, то есть она только запоздало объясняет случайные открытия или факты, открываемые конкурирующей программой. Таким образом, источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ.

СОВРЕМЕННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ

 

Вопросы

 

1. Основные проблемы философского иррационализма конца 19-20 вв.

2. «Философия жизни» и кризис гуманистических ценностей.

3. Свобода и ответственность человека в философском экзистенциализме.

4. Проблемы человеческой личности в психоаналитической философии

 

Вопрос.

К середине 19 в. в развитии западноевропейской философии происходят глубокие изменения, связанные с утверждением иррационалистических тенденций.

Предпосылки иррационализма были заложены еще в античную эпоху, широкое развитие получил иррационализм и в средние века (христианская мистика). Однако как самостоятельное направление иррационализм сформировался только во второй половине 19в. – начале 20 в. Причиной широкого распространения иррационализма стало глубокое разочарование европейского общества в идеалах и ценностях рационализма. К середине 19 в. стало очевидно, что прогресс науки и техники сам по себе не обеспечивает высокого уровня жизни общества. В философии, искусстве, литературе утверждается мысль о напрасных усилиях человека, стремящегося изменить мир с помощью научного познания. В результате формируется так называемая антисциентистская направленность определенной части философии. Характерными чертами умонастроения европейского общества становятся неверие в созидательные силы человека, скептицизм, исторический и социальный пессимизм. Под влиянием иррационалистических идей меняется представление о человека, о смысле его жизнедеятельности. Разум человека перестает быть главной характеристикой его сущности. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой человеческого субъекта, в философии иррационализма выделяются следующие направления:

«философия жизни», экзистенциализм, психоаналитическая философия.

 

Вопрос.

В 60-70 гг. 19в. в Германии и Франции возникает широкое философское течение, получившее название «философия жизни». Представители этого течения – Ф.Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель рассматривали все существующее как проявление некой первоначальной реальности – жизни. Эта реальность (у Бергсона – жизненный порыв, У Зиммеля - поток переживаний) недоступна ни чувственному, ни рациональному познанию и постигается только с помощью интуиции.

Источником для возникновения философии жизни можно считать работу немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860гг) «Мир как воля и представление». В этой работе Шопенгауэр переосмысливает кантовское понятие «вещь в себе» и представляет ее как волю к жизни. Эта воля является сущностью мира, она проявляется в живой и неживой природе, находясь в человеке, она полностью подчиняетего себе. Мир, порожденный такой волей, недоступен интеллектуальному познанию, он существует только в сознании субъекта и является лишь представлением. Шопенгауэр утверждает: «Человеку, познавшему истину, станет ясно и несомненно, что он не знает никакого солнца, никакой земли, а только глаз, видящий солнце, руку, осязающую солнце; что окружающий его мир существует только как представление». Отрицая возможность рационалистического познания, Шопенгауэр ориентируется лишь на внутренний опыт, сверхразумную интуицию. Характерной чертой его философствования становится крайний пессимизм.

Волюнтаризм Шопенгауэра был воспринят родоначальником философии жизни немецким философом Фридрихом Ницше (1844-1900гг.).

Заимствовав понятие воли у Ш., Ницше придает этому понятию социально-нравственный характер. Его учение получает название «Воля к власти». В отличие от единой мировой воли Шопенгауэра Ницше определяет волю как «ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти». Это стремление есть у всего живого – «Из-за чего деревья в первобытном лесу борются друг с другом? – Из-за власти».

Таким образом, мир у Ницше предстает как вечное, без начала и конца становление, в основе которого лежит борьба за власть. Это становление не подчиняется никаким законам, у него нет цели, это процесс, ведущий в никуда. Такой становящийся мир недоступен рациональному познанию.

Свою теорию Ницше излагает в книге «Воля к власти», которая имеет подзаголовок – «Опыт переоценки всех ценностей». В ней он подвергает критике современное состояние европейского общества, обвиняя его в нигилизме, в физиологической испорченности людей. Философ уверен, преодолеть пессимизм и разочарование, царящие в обществе, можно только произведя переоценку всех высших ценностей, и прежде всего, христианских ценностей.

В книге «Антихристианин» Ницше рассматривает христианство как религию слабых, униженных, рабов. По мнению Ницше, христианство проповедовало ложные идеи смирения, покорности, сострадания. Оно подавляло волю к власти, «принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого». Христианство стало своеобразной духовной местью рабов, навязавших свою мораль «господам». Начало этому процессу было положено в Ветхом Завете. По христианской логике только больные, несчастные, бессильные – хорошие, им предназначено вечное блаженство. А знатные, могущественные - злые и жестокие, они отвергнуты Богом. Ницше убежден, необходимо возродить «мораль господ» и заменить ею «мораль рабов». В основе этой новой морали должны лежать следующие принципы:

1/ ценность жизни – есть единственная безусловная ценность;

2/ cуществует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем их воли к власти;

3/ сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Все эти принципы должны были реализоваться в новом субъекте культуры – сверхчеловеке. Это центральное понятие этики Ницше. Сверхчеловек крайне противоречивый образ. С одной стороны, это романтический идеал человека будущего, преодолевший все ограничения буржуазной морали, с другой – представитель аристократического меньшинства, стоящий по ту сторону добра и зла.

 

Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него - стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности. Во многих отношениях фашистским идеологам, использовавшим философию Ницше в своих целях, вовсе и не нужно было "извращать смысл" воззрений Ницше (хотя налицо были и тенденциозное редактирование поздних работ Ницше его сестрой, и практика избирательного цитирования его сочинений).

 

3 вопрос.

Экзистенциализм или философия существования (от лат. exsistentia –существование) – одно из главных направлений философии ХХ века. Идейными истоками экзистенциализма является философия жизни, философия датского мыслителя Серена Кьеркегора, творчество Ф.М. Достоевского.

Экзистенциалисты разрабатывают свои учения в период крупных мировых потрясений - Первой и Второй мировых войн. Во многом бессмысленная гибель миллионов людей во время этих событий обострила вопрос о смысле человеческого бытия. Оптимистические надежды философов на разум, технический прогресс потерпели крах. Философия существования пытается раскрыть социально-нравственную сторону человеческого бытия.

Философский экзистенциализм развивался в двух формах – атеистический экзистенциализм (представители – М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, Ф. Камю);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...