Методы оценки и управления рисками банковских продуктов
Успешная деятельность банка в целом в значительной мере зависит от избранной стратегии управления рисками. Цель процесса управления банковскими рисками заключается в их ограничении или минимизации, поскольку полностью избегнуть рисков невозможно. Рисками можно и нужно сознательно управлять, руководствуясь такими правилами: · все виды рисков взаимосвязанные; · уровень риска постоянно изменяется под влиянием динамического окружения; · риски, на которые натыкаются банки, непосредственно связанные с рисками их клиентов; · банкиры должны стараться избегать рисков даже больше, чем другие предприниматели, поскольку они работают не с собственными, а с чужими деньгами. Чтобы достичь успехов в той сфере деятельности, которая характеризуется повышенной рискованностью, банкам необходимо создавать и развивать системы управления рисками. С их помощью руководство банка сможет проявить, оценить, локализовать и проконтролировать тот или другой риск. Система управления рисками состоит из рассмотренных дальше элементов и подсистем: · управление активами и пассивами; · реализация кредитной политики; · установление нормативов и лимитов; · ценообразование продуктов и услуг; · управленческий учет и финансовый анализ; · требования к отчетности и документообороту; · организация информационно-аналитической службы; · распределение полномочий в процессе принятия решений; · мониторинг; · аудит; · служба безопасности. Степень сложности системы оценивания риска должны отвечать степени рискованности среды, в котором работает банк. Системы следует создавать заранее, поскольку потери через их недостаток могут значительно превысить расхода на их создание и внедрение. Типичным примером такой системы есть система кредитных рейтингов, с помощью которой оценивают кредитный риск заемщиков за разными областями, видами предоставленных ссуд, направлениями кредитования, типами заемщиков (юридическое или физический лицо) и т.п.. Система кредитных рейтингов помогает руководству банка установить об(рунтовану процентную ставку, которая включает компенсацию за взятый банком риск.
Процесс управления рисками состоит из таких этапов: 1) идентификация - осознание риска, определение причин его возникновения и рискованных сфер; Важно выявить величину того или другого риска, т.е. провести его квантификацию и эта задача решается на втором этапе управления. Количественное оценивание уровня риска - это важный этап процесса управления, который должных включать оценивание реального (фактического) риска, а также установление границ допустимого риска для отдельных банковских операций, организационных подразделов и финансового учреждения в целом. При этом следует оценить и риски освоения новых рынков, банковских продуктов и направлений деятельности.
Риск экономических решений оценивается ожидаемыми потерями, которые являются следствиями данного решения. Степень риска измеряется потерями (убытками), которые могут произойти в случае реализации этого риска, а также вероятностью, с которой эти потери могут состояться. Когда вероятность потерь высокая, а размер их малый или наоборот - убытки маловероятные, хотя и оцениваются как значительные, то риск считается невысоким (малым). Итак, методы оценки риска, которые формализуют процесс измерения и расчетов, должны определять три основные компонента риска: · размер (величина) - сумма возможных потерь; · вероятность наступления отрицательного события; · продолжительность периода влияния риска. Вероятность наступления определенного события определяется по помощи объективных и субъективных методов. Объективные методы определения вероятности основываются на вычислении частоты, с которой в прошлому происходило рассматриваемое событие. Это методы теории вероятностей, экономической статистики, теории игр и другие математические методы. Субъективные методы опираются на использование оценок и критериев, сформированных на основании предположений, собственных соображений и опыта менеджера, оценок экспертов, суждений консультантов, советов консалтинговой фирмы и т.п.. Субъективные методы применяются тогда, когда риски не подвергаются количественному измерению — квантификации. · статистические величины (стандартное отклонение, вариация, дисперсия, коэффициент бета); · косвенные показатели рискованности деятельности, вычисленные, как правило, в форме финансовых коэффициентов по данным публичной отчетности; · аналитические показатели (индикаторы), предназначенные для оценки конкретного вида риска (валютного, процентного, кредитного, инвестиционного, несбалансированной ликвидности и т.п.) в процессе внутреннего анализа деятельности банка 23. Банковские рейтинги, их содержание и значение. Важным моментом при определении конкурентоспособности коммерческого банка является учет двух ее составляющих статической, связанной с занимаемой позицией на рынке, и динамической, характеризующей тенденции развития рыночного потенциала банка.
Основой оценки статической составляющей конкурентоспособности зачастую служат разнообразные рейтинги. В индустриально развитых странах рейтинги коммерческих банков являются необходимым элементом информационной инфраструктуры финансового рынка. Интерес банков к рейтингам объясняется как необходимостью изучения рейтинговых показателей своих конкурентов для развития банковского бизнеса, так и для оценки своего конкурентного положения на рынке банковских услуг. Наличие высокого рейтинга коммерческому банку дает ряд преимуществ, таких как: · возможность расширения занимаемой доли рынка; · повышение рентабельности работы и конкурентоспособности на рынке заемных ресурсов за счет снижения стоимости привлечения ресурсов и установления ставок в зависимости от рейтинга; · повышение доверия со стороны клиентов, рост привлекательности в качестве заемщика, а значит, привлечение новых клиентов и их ресурсов. Рейтинг коммерческих банков может формироваться как по отдельным финансовым показателям банка (размер капитала, прибыль, остаток ссудной задолженности и пр.), так и путем оценки расчетных показателей надежности и стабильности. Среди зарубежных рейтинговых систем набольшую известность получила система CAMEL, принятая в США. Ее важнейшими показателями, характеризующими деятельность коммерческого банка, являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (Е); ликвидность (L). С 1997 г. Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) внесла изменения в Единую систему рейтинга финансовых учреждений UFIRS, более известную под наименованием CAMEL (после внесенных изменений - CAMELS). В нее был добавлен шестой компонент- "Чувствительность к рыночному риску" (S). Среди российских рейтинговых систем известны следующие: методика Агентства банковской информации еженедельника «Экономика и Жизнь», рейтинги КБ газеты «Коммерсант-Daily», рейтинги кредитоспособности КБ московского региона МБО «Оргбанк», рейтинги стабильных КБ Аналитического центра финансовой информации, методика классификации КБ по группам надежности Информационного центра «Рейтинг», банковские рейтинги «Интерфакс-100» и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|