Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис.5. Дисбалансы между требуемым количеством тепла для отопления и подведенным




Рис. 5. Дисбалансы между требуемым количеством тепла для отопления и подведенным

по реестрам теплоснабжающих организаций.

 

Реестры теплоснабжающих организаций показывают, что коммунальным потребителям крупного территориального образования г. Москвы поставлено как минимум на треть тепла больше, чем это требуется по санитарным нормам и нормативам потерь для условий Московского региона [9].

Похожая работа выполнялись и в других регионах [10]: для оценки степени влияния нерасчетных режимов на балансовые показатели системы производился энергетический аудит на магистральных и распределительных тепловых сетях от ТЭЦ ряда крупных городов, и на отводах к зданиям. Поскольку поставщики тепла и потребители тепловой энергии использовали для расчетов разные методические подходы, в процессе аудита была поставлена задача уточнить их возможные погрешности с целью сближения расчетно-методических подходов. Экспериментальное определение расходов теплоты в действующих распределенных сетях порой приводит к весьма неожиданным результатам. Около половины данных показывают совпадения расходов по замкнутым контурам, другая половина демонстрирует определенные расхождения расходов на входе и на выходе. Помимо причин метрологического или иного характера, это вполне закономерное следствие разбалансировки распределительных сетей. Результаты замеров температурных параметров и расходов показали сильную неравномерность и несбалансированность потокораспределения теплоносителя.

В процессе энергетического аудита в теплосетях выявлены резкие изменения расходных характеристик, в ряде случаев расход на выходе группы зданий превышал входные значения. Как видно из графика на рис. 6, колебания расхода происходили бессистемно, в обе стороны от номинально-расчетных значений [7]. Естественно, в силу разрегулированности гидравлических режимов транспорта теплоносителя, затруднены и нарушены нормальные процессы теплопередачи отопительных приборов зданий.

 

Рис. 6. Колебания параметров расхода и температур на объектах аудита.

 

Разнокачественность теплотехнических характеристик зданий, произвольным образом распределенных по территории, накладывается на разнородность климатических характеристик и параметров, и приводит к совершенно уникальной картине потребления ресурсов коммунальным комплексом (рис. 7). Задачи мониторинга и управления энергопотреблением требуют создания современных информационных систем анализа эффективности и прогнозирования потребления ресурсов в коммунальном комплексе. Адекватные обобщенные аналитические данные по районам (территории в целом) невозможно получить без наличия точной исходной информации о потреблении ресурсов по зданиям и ЦТП. Комплекс исходных данных для анализа различается для объектов разного уровня, при этом наиболее точной должна быть информация с низовых объектов: зданий, ЦТП, или, говоря точней, с приборов учета, установленных на этих потребителях ресурсов.


Рис. 7. Соотношения договорных нагрузок и фактического теплопотребления.


Информация с первичных узлов передается для мониторинга в диспетчерские эксплуатационного персонала, поставщикам ресурсов, руководителям районов. На следующем уровне обработки результаты работы приборов учета передаются в аналитическую базу (хранилище) данных. В частности, только универсальная база данных коммунального хозяйства ЦАО г. Москвы включает в себя параметры потребления ресурсов 1750 ЦТП, 550 зданий по зонам энергоэффективности и в дальнейшем по всем 4900 зданиям округа. Разработанная архитектура и функциональные блоки универсального хранилища (базы) данных распределенных объектов коммунального комплекса территории позволяют выполнять задачи мониторинга теплопотребления, анализа эффективности энергоиспользования коммунальным хозяйством территории, расчета высвобождающееся бюджетной дотации на теплоснабжение. Создание современных системных моделей сложных объектов и комплексов возможно только с применением современных информационных инструментов и программно-аналитических систем, позволяющих проводить оперативный анализ большого количества данных по всей территории.

Масштабная работа в рамках комплексного проекта территориального энергосбережения позволила создать уникальный инструментарий системного анализа и прогноза динамики энергопотребления и энергоэффективности коммунального хозяйства, учета работы комплекса потребителей, без которого невозможно оптимизировать работу как крупных источников тепловой энергии (ТЭЦ), так и всего комплекса в целом [11]. Развитые энергетические инфраструктуры в любом случае являются предпосылкой более полного использования всего потенциала энергоносителей, а степень централизации теплоэнергоснабжения, таким образом, оказывается серьезным фактором обеспечения жизненно важных потребностей общества в виде комплекса различных энергоресурсов.

Методология повышения системной энергетической эффективности коммунального комплекса территорий с применением интегральных системных подходов заключается в увязке требуемой эффективности на микроуровне (здания) с общей эффективностью и устойчивой работой, надежностью инфраструктуры жизнеобеспечения ЖКХ [12]. Сочетание оптимальной степени централизации инфраструктуры с автономными и полуавтономными (регулирующими) устройствами теплоэнергообеспечения потребует разработки и реализации систем распределенного регулирования и управления энергопотреблением. Дальнейшая комплексная работа по повышению эффективности территориального коммунального хозяйства требует реализации целого комплекса мер [13]: согласованных поправок в Федеральное и местное законодательство, создания институциональных структур, способных при диалоге с поставщиками ресурсов отстаивать интересы поставщиков и потребителей ресурсов, территории в целом.

III. Перспективы развития: что нужно и что можно успеть сделать.

 

Несмотря на то, что экспертные сообщества и профессионалы в начале XXI века [2, 3] достаточно четко обрисовали нерадостную картину с теплоснабжением, предложили определенные меры к ее изменению, государственная политика в этой сфере в самое последнее время направлена совершенно в противоположную сторону. Новая версия закона «Об общих принципах самоуправления» в новой редакции проводит достаточно жесткое разграничение между функциями Федерального центра, регионом и местным самоуправлением. При этом задачи обеспечения населения теплом, водой и другими ресурсами возложено на органы местного самоуправления, при том, что они могут выступать заинтересованной стороной в лучшем случае только при установлении всего 2-х тарифов (тепло, вода); остальные тарифы (газ, электроэнергия) регулируются на Федеральном и региональном уровнях [14].

Существенно видоизменяет функции и задачи государственных органов административная реформа, достаточно упомянуть, что в настоящее время функции надзора за эффективным использованием энергоресурсов не закреплены ни за одним Федеральным агентством. Кроме того, Закон «О техническом регулировании» также существенно изменил систему государственного нормирования и надзора, оставляя в поле зрения государства лишь функции безопасности жизнедеятельности. Новое жилищное законодательство также перестраивает взаимодействия граждан с поставщиками ресурсов. Как справедливо отмечают авторы [15], никакие «рыночные» механизмы и сигналы не в коммунальном хозяйстве не заработают, пока не будет четко определено – кто реальный покупатель и «что лежит на прилавке продавца».

Связка проблем упирается в особенности, степень коммунальности техносферы и инженерных структур жизнеобеспечения, с одной стороны, и в социальные аспекты «энергорасточительства» (энергосбережения), с другой. Поэтому кроме соответствующих политических решений, новая методология (идеология) должна базироваться, включать в себя взаимосогласованные технические, организационно-экономические, информационные решения, социально – психологические технологии энергоресурсосбережения [16]. Речь идет о минимизации дисбалансов энергопотребления на всех уровнях, сокращении трансакционных затрат на передачу и распределение энергоресурсов с учетом минимальных расходов топлива, минимизации выбросов и воздействия на окружающую среду, максимально возможной надежности и целесообразного использования нетрадиционных и возобновляемых видов энергоресурсов в зависимости от конкретных климатических и территориально-географических особенностей [17].

С этой целью необходимо обеспечить:

· Адекватный учет и мониторинг потребления ресурсов на разных уровнях иерархии коммунального комплекса территории;

· Минимизацию дисбалансов энергопотребления на всех уровнях комплекса;

· Сокращение трансакционных затрат на передачу и распределение энергоресурсов;

· Минимальные расходы топлива базовыми и пиковыми источниками ТЭР;

· Минимизацию выбросов и воздействия на окружающую среду;

· Максимально возможную надежность функционирования систем теплоэнергоснабжения;

· Максимально целесообразное использование нетрадиционных и возобновляемых видов энергоресурсов в зависимости от конкретных климатических и территориально-географических особенностей.

 

Отметим, что достаточно органичные и комплексные мероприятия, на наш взгляд, заложены в законодательстве о теплоснабжении Дании[2], климатические условия которой также способствуют активному применению централизованных систем теплоснабжения и комбинированной выработке тепловой и электрической энергии.

В числе таких первоочередных мер необходимо упомянуть:

- повышение роли и «веса» потребителей (создание и развитие сообществ – кондоминиумов, товариществ собственников жилья, территориальных форм самоуправления) [15];

- повышение роли потребителей в обсуждении и формировании тарифов на поставляемые ресурсы [14];

- развитие открытых процедур заключения договоров на поставку ресурсов, открытость информации о деятельности поставщиков [16];

- возможность использования бюджетной экономии на возмещение разницы в тарифах территориальными органами управления (самоуправления) для целей энергоресурсосбережения [9];

- создание единых нормативных принципов тарификации услуг ЖКХ на основе баланса интересов поставщиков, потребителей и территории [14];

- поэтапная «гармонизация» нормативно-правовых актов регионального и Федерального уровня [13].


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...