Табл.6. Ориентировочный комплекс институциональных мер и мероприятий энерго- и ресурсосбережения
Табл. 6. Ориентировочный комплекс институциональных мер и мероприятий энерго- и ресурсосбережения
В этой связи заслуживает самого серьезного внимания опыт Центрального округа столицы, в котором именно во главу угла изначально был поставлен системный территориальный взгляд. Энергосберегающий проект, стартовавший в ЦАО города Москвы в 2000 году, наглядно показал, что при государственном регулировании энергопотребления можно успешно решать задачи стратегического характера. Тогда была поставлена конкретная задача: смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов населением, совершенствование взаимоотношений между поставщиками услуг и потребителями. Сейчас ясно: при переходе населения на стопроцентную оплату стоимости энергоресурсов, уровень оплаты вырастет не в два раза (в сопоставимых ценах), а в 1, 4-1, 6 раза. Территория, при наличии политической воли, может успешно формировать энергосберегающую политику, рассматривая экономию как ресурс для возвращения инвестиций в развитие ЖКХ [9].
Активная и конструктивная работа территории по внедрению энергосберегающих технологий привела к тому, что технический проект, внедрением которого сначала занималась небольшая группа госслужащих и специалистов, стал проектом объединяющим. Серьезное позитивное взаимодействие специалистов, эксплуатационников, энергетиков, служб «Мосводоканала», «Мосгортепло», «Мостеплоэнерго» позволяет реализовать начатую масштабную работу. Несомненно, что наступательная, подкреплённая глубоким знанием проблем, продуманными законами и чёткой стратегией, работа органов государственной власти по наведению порядка в теплоснабжении и жилищно-коммунальном хозяйстве России выведет важнейшие системы жизнеобеспечения страны из затяжного кризиса [11]. Таблица 7. Общие направления системного подхода в энергоресурсосбережении.
Заключение.
Необходимость рассмотрения в качестве объекта целостных территориальных образований вызвана тем, что именно на этом уровне возможно радикально повысить эффективность всего комплекса жизнеобеспечения, включая источники ТЭР, системы распределения и разнородных потребителей. Таким образом, радикальное сокращение энергозатрат в коммунальном комплексе городов требует рассмотрения в качестве объекта уже не зданий, сооружений или сетей энергоснабжения, а целостного территориального комплекса источников и систем теплоснабжения. При этом частные решения энергосбережения на ТЭЦ, в сетях, не дадут масштабного эффекта без сочетания их с общими инфраструктурными мероприятиями на всех уровнях единого коммунального комплекса. В этой постановке задачи комплексный территориальный подход к повышению эффективности (и надежности) комплекса жизнеобеспечения, во-первых, неизбежно требует согласованности технических, организационно-экономических решений, политико-правовых предпосылок и сопутствующих социальных технологий, и, во-вторых, предполагает наличие необходимого инструментария оценки эффективности всего комплекса, соответствующих информационно-аналитических систем и баз данных потребителей. В результате масштабных экспериментальных работ по установке систем учета ресурсов, систем регулирования, получены реальные данные о фактическом потреблении ресурсов коммунальным хозяйством города, значительных перетопах зданий, существенных расхождениях нормативно-договорных и фактических значений энергопотребления. При этом нет достаточных доказательств того, что основным источником потерь тепловой энергии являются необоснованные диссипативные теплопотери через ограждения. Напротив, значительное количество зданий в отсутствии распределенного регулирования подвергаются «перетопам», что приводит к существенным перерасходам тепловой энергии.
Проблемы согласованной работы источников тепловой энергии и потребителей в распределенных системах теплоснабжения требуют применения, как отмечалось выше, целостного комплекса как технических мер и мероприятий, так и сопутствующих правовых и экономических решений. Для их выработки и реализации необходим переход к новой идеологии анализа и синтеза, создания и рационализации распределенных систем энергообеспечения коммунальных и технологических комплексов. Речь идет о понимании проблематики энергетической эффективности территориально распределенных иерархических систем теплоэнергоснабжения, напрямую связанной с использованием разных дисбалансов энергии различного потенциала, и в этом качестве могут быть равноправно использованы утилизационные, аккумулирующие и пиковые агрегаты разной мощности. Уязвимость существующих коммунальных систем еще раз продемонстрировала авария 25 мая в Москве, которая практически парализовала функционирование всех городских систем – как централизованных, так и автономных, подачу горячей и холодной воды и удаление отходов, работу транспорта и холодильных систем, связи и подачи топлива. Перегрузки за счет несанкционированного включения «автономных» агрегатов и потребителей «точечной застройки», нерасчетные режимы и износ оборудования, все вместе послужило причинами такого развития событий. Очевидно, что никакие частные решения автономного энергообеспечения не спасут ситуацию, необходимо повышении устойчивости энергетических инфраструктур в целом. Дисбалансы энергопотребления в рамках мегаполиса вполне можно прогнозировать и нейтрализовывать при комплексном территориальном подходе к городскому хозяйству как единому механизму жизнеобеспечения. Если не видеть в нем только отраслевые структуры и интересы, выделять и приватизировать частные обособленные участки для извлечения прибыли, без поддержания состояния полной работоспособности и надлежащей технологической модернизации. Коммунальность инфраструктур жизнеобеспечения на территории страны, как мы видим, была обусловлена именно задачами экономии ресурсов на преодоление факторов сопротивления среды, обеспечения общей надежности систем тепло- и водоснабжения в непростых климатических условиях. К примеру, реконструкция систем теплоснабжения восточной части Берлина (с интенсивностью зимы в 2 раза меньше Москвы) заключалась в замене трубопроводов, использовании современного регулирующего оборудования в зданиях и применении ГТУ на ТЭЦ.
Взаимоувязка и согласование режимов выработки и потребления энергоресурсов никак не подразумевает отказа от единых городских систем жизнеобеспечения, наоборот, они стыкуются с возможными автономными агрегатами таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность энергоиспользования, надежность и экологическую безопасность. Поскольку такие оптимизационные решения практически невозможно спроектировать заранее, возрастает роль распределенных систем мониторинга, учета энергопотребления и, в дальнейшем, центров ситуационного управления комплексом жизнеобеспечения территории. Согласование успешной и эффективной эксплуатации СЦТ с окупаемостью капитальных затрат массового строительства или реконструкции является важнейшей прерогативой именно государственной политики энергосбережения, что требует законодательного отражения в Законах РФ, в региональных нормативно-правовых документах. Базовая, институциональная роль энергокомплекса громадной страны, подчеркнем еще раз, требует соответствующего взаимоувязанного правового закрепления в целом ряде Федеральных законом и кодексов. Литература: 1. Теплофикация СССР. Сборник статей под общ. ред. С. Я. Белинского, Н. К. Громова. – М., «Энергия», 1977 г. – 312 с. 2. Некрасов А. С. Воронина С. А. Состояние и перспективы теплоснабжения в России. // Электрические станции. 2004, №5, с. 2-8. 3. Теплоснабжение Российской федерации: пути выхода из кризиса. Национальный Доклад. Под ред. Б. Ф. Реутова. Проект ГЭФ/ПРООН. – М., 2001 г. 4. Гашо Е. Г. Степень централизации, распределенность и пути рационализации теплоэнергетической нагрузки территориальных промышленных узлов в России. // Вестник МЭИ. 2003 г. № 4. 5. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001 – 308 с. 6. Клименко А. В. Гашо Е. Г. Проблемы повышения эффективности коммунальной энергетики на примере объектов ЖКХ ЦАО г. Москвы. // Теплоэнергетика. 2004 г. № 6.
7. Рогалев Н. Д. Гашо Е. Г. Энергопотребление мегаполиса. О некоторых результатах комплексного подхода к рационализации энергопотребления коммунального хозяйства мегаполиса. // АВОК. 2005 г. № 3. 8. Великороссов В. В. Горбунов А. Н. Карякин А. М. Управление региональной теплоэнергетикой: вчера, сегодня, завтра. – Иваново, 2004 г. 9. Байдаков С. Л. Гашо Е. Г. Анохин С. М. ЖКХ России. / Деп. ВИНИТИ 3 марта 2005 г. № 305 – В2005. / www. rosteplo. ru/kniga_gkh. php 10. Кузнецова Ж. Р. Проблемы теплоснабжения и подходы к их решению на региональном уровне. // Новости теплоснабжения. 2002 г. № 8. с. 6-12. 11. Дегтев Г. В. Организационно-экономические аспекты реализации программы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Центрального административного округа. // Энергосбережение. 2002 г., № 6. 12. Табунщиков Ю. А. Энергосбережение: дефицит знаний и мотиваций. // АВОК. 2004. № 6. 13. Вакулко А. Г. Папушкин В. Н. " Гармонизация" нормативных требований энергосбережения на региональном уровне. // Энергосбережение. 1997 г. № 3. 14. Либоракина М. И. Сиваев С. Б. Местное самоуправление и реформа ЖКХ. // Общественные науки и современность. 2004 г. № 2. 15. Башмаков И. А. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги. // Вопросы экономики. 2004 г. № 4. 16. Доклад о мировом развитии 2004 г. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2004 г. 17. Безруких П. П. Состояние и перспективы развития возобновляемой энергетики в России. // Энергетические стратегии. 2004. № 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|