Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модернизация методов обучения.




За долгую историю школа накопила большое разнообразие методов, которые составляют существенную часть учебного процесса. Однако их соотношение, приоритет и конкретное наполнение меняются в зависимости от целевой установки школы. Выдвижение на первый план задачи развития познавательной и творческой активности детей вносит существенные изменения в традиционные методы и стимулирует появление новых.

Словесные методы, как указывалось, издавна занимают превалирующее положение в школе. Слово учителя, учебники — давние атрибуты учебного процесса. Однако в последние десятилетия они все более приобретают проблемный характер.

Слово учителя преобразуется из монологического в диалогическое. Учителя Англии, Австралии, Канады, США хорошо владеют методами беседы, дискуссии, постановки проблемных вопросов. Учитель в классе реже рассказывает сам, чаще ведет оживленную беседу с учащимися, поощряя их к высказыванию своего мнения. Так готовят учителя в вузе.

Особо ценится метод дискуссий, который позволяет рассмотреть научную, социальную нравственную проблему с разных точек зрения. Уже в начальных классах учащиеся получают первоначальные умения, необходимые в дискуссии: внимательно слушать, уважать мнение других, не бояться высказать то, что не совпадает с общей позицией, логично и четко выразить свою мысль.

В старших классах вводятся курсы риторики, дискуссионные классы, в которых школьники совершенствуют навыки публичных выступлений, отслаивания своей точки зрения, умения найти нестандартный подход к решению проблемы.

Проблемный метод постепенно меняет содержание учебников. Вместо эпического изложения фактов учебный материал группируется вокруг актуальных научных и социальных проблем, излагаются разные теоретические подходы к их решению, формулируются проблемные задания и вопросы для учащихся. Проблемный подход в построении учебников, в изложении учебного материала учителем занимает постепенно ведущее место в учебном процессе.

Проблемный подход реализуется и в традиционных наглядных пособиях и технических средствах. Теле- и видеозаписи, кино- и диафильмы выступают не простой иллюстрацией событий и явлений. Они создаются так, чтобы ученики увидели динамику животного и растительного мира, проследили зарождение и процесс физических явлений, ознакомились с жизнью народов других стран. Текст, сопровождающий фильмы, содержит проблемные и дискуссионные вопросы, обращает внимание школьников на противоречия, разные толкования учеными общественных и природных феноменов.

Учителя развитых стран имеют в своем распоряжении безотказно работающую технику, большой выбор теле-, видео- и кинозаписей и широко используют их для стимулирования познавательной активности и развития критического мышления.

Обновление учебного процесса связывается с изменением роли и содержания деятельности учащихся в школьных лабораториях. Еще 40-я Международная конференция по образованию (1980) в своих рекомендациях записала о необходимости «более широкого использования всевозможных лабораторных, экспериментальных и практических занятий, ведущих к более активному участию школьников в процессах научных исследований и технологического развития»,

В школах многих западных стран время на занятия в лабораториях с тех пор возросло вдвое, содержание лабораторных заданий приобретает эвристический характер. Задания по строго рецептурным предписаниям все чаше замещаются поисковыми задачами, в которых от школьника требуется творческий подход и самостоятельность мышления.

Самостоятельная работа учащихся как метод обучения очень важен для подготовки учащихся к самообразованию, формированию важных навыков планирования работы, ее организации и самоконтроля, умений обрабатывать и анализировать информацию, делать обобщения, вносить необходимые коррективы в работу.

Традиционным видом самостоятельной работы являются домашние задания, которые ученик выполняет без непосредственного участия учителя. Учащиеся средней школы во всех странах выполняют домашние задания. Более того, в ряде стран, например США, их объем возрастает. Учебный день а американской школе планируется таким образом, чтобы ученики один час работали в школе самостоятельно (в библиотеке или специально отведенном зале) над учебными заданиями.

Иногда выполнение задания требует длительного времени, связано со сбором оригинального материала, проведения опросов, наблюдений. Такую самостоятельную работу называют проектом. Группа учащихся или отдельный ученик, имея тему и задачи проекта, могут работать не только в школе, но и за ее стенами (архиве, музее, городской библиотеке, учреждении и т.д.).

Метод проектов активно внедряется в школы. Он не только реально делает школьника субъектом учения, но вырабатывает важные в информационную эпоху навыки сбора и обработки информации, поступающей из различных источников.

Приоритет задачи развития познавательной и творческой активности вызвал к жизни новые методы — драматизация, дидактические и ролевые игры. Обращенные непосредственно к эмоциональной сфере, они стимулируют познавательный интерес обучаемых, их воображение, включают в действие многие личностные компоненты, которые обычно слабо затрагиваются в учебном процессе.

Коммерческие фирмы западных стран выпускают сегодня огромное количество дидактических игр для учащихся разных возрастов. Они используются учителями всех предметов, особенно истории, обществоведения, биологии. Работая с рисунками, портретами, схемами, текстами, учащиеся могут «проиграть» историческое событие, современное социальное явление, решение острой проблемы общины, в которой находится школа. Ролевые игры и драматизация рассматриваются как сильное возбуждающее интерес педагогическое средство. Оно особенно эффективно, когда учитель ставит задачу учащимся решить проблему, найти пути выхода из противоречия.

Новейшие технологические средства в учебном процессе. Как говорилось, школы давно используют технические средства. Информационная революция, связанная с созданием принципиально новых носителей информации, основанных на микроэлектронике, заметно преобразила традиционный облик школы за последние десятилетия. Будущее образования во многом связывается с дальнейшим использованием таких современных информационных средств, как телевизор, аудио- и видеоаппаратура и особенно микрокомпьютер в комплексе с другими техническими средствами.

Уже сейчас насыщенность школ микроэлектронной техникой в развитых странах мира весьма высока и продолжает расти быстрыми темпами. Показательны в этом отношении статистические данные США: в период 1981—86 гг. число школ, имеющих компьютеры, возросло с 18% до 96%, процент учащихся, пользующихся компьютером в детских садах, составляет 5,8 в 1984 и 14,7 в 1989; в начальной школе соответственно 31,5 и 52,3, процент детей дошкольного возраста, работающих с компьютером дома, возрос с 7,8% в 1984 до 10,2% в 1989, учащихся старших классов с 12,95 до 20,7%.

Подобный же рост числа компьютеров и другой микроэлектронной техники наблюдается в школах Швеции, ФРГ, Франции, Японии и других развитых стран.

Компьютер выступает в школе не только как объект изучения, ибо около половины работающих ныне в западных странах имеют дело с компьютером. Компьютеры особенно в комплексе с видеодисками выступают эффективными средствами развития мыслительной активности учащихся, ставят их в эмоционально насыщенные проблемные ситуации, побуждающие к самостоятельному поиску решений и приобретению знаний.

Учителя особенно широко используют программы ОПК (обучение посредством компьютера), которые позволяют развивать базовые навыки чтения, письма, счета, а также получать новую информацию в различных учебных дисциплинах и решать проблемы в качестве действующего лица (ролевая игра). По заключению специалистов-практиков, этот вид применения компьютера в классе обеспечивает непрерывную обратную связь ученика с «тьютором», который терпеливо предупреждает ошибки, подсказывает правильные шаги, подбадривает, что важно для ощущения чувства успеха. Компьютер позволяет индивидуализировать обучение, стимулировать мышление в проблемных ситуациях.

С совершенствованием микроэлектроники расширяются и обогащаются возможности ее использования в целях развития познавательной активности учащихся. В 80-е годы в школах вначале на экспериментальном уровне, а затем в более широких масштабах появились взаимодействующие видеодиски (ВВД), которые объединяют в себе компьютер, видео- и аудиомеханизмы с традиционными учебными средствами (рассказ, лекция, рабочая тетрадь). Проведенные эксперименты в США (Вадас, 1986) показали, что использование ВВД повышает качество обучения на 30—50%.

Взаимодействующий видеодиск (ВВД) расширяет границы индивидуализации обучения. Записанные на видеодисках программы позволяют ученикам практически самостоятельно изучить тот или иной курс, слушая объяснения учителя, выполняя задания и тестовые проверки. Особенно успешно происходит обучение физическим и биологическим дисциплинам, так как ВВД позволяет пользователю проводить различные эксперименты, близкие к реальным, но без применения действительных реактивов и оборудования.

Большие перспективы открывает система взаимодействующего телевидения (ВДТВ), механизм которого включает обучающую телевизионную станцию, телефонный носитель на микроволновой технологии, спутниковую связь и кабельное телевидение. Сочетание четырех компонентов позволяет видеть на экране, слышать и общаться с лектором и учителем учащимся многих школ школьного округа. Эта система особенно важна для одаренных учащихся, для которых отдельная школа не может пригласить опытного преподавателя для чтения нетрадиционных школьных курсов. С ВДТВ связываются большие планы. В США, например, ряд школ получили значительные субсидии от федерального правительства для развития и проверки системы взаимодействующего телевидения.

На таком же экспериментальном этапе находится применение в школе и других учебных заведениях системы электронной почты и информации (СЭПИ). В этом случае компьютеры включаются в сеть, которая соединяется телефонной микроволновой станцией и спутниковой связью. Пользователи компьютеров, включенных в сеть, могут обмениваться информацией, обсуждать интересующие их проблемы, совместно писать сочинения, статьи и т.д. СЭПИ позволяет организовать конференции, семинары, дискуссии без затраты времени на поездку и присутствия в каком-либо месте. Благодаря СЭПИ учащиеся не только местных школ, но и школ за рубежом могут совместно обсуждать проблемы, издавать журнал, писать работу и т.д.

Информационная революция радикально меняет все сферы жизни современного общества. Она активно вторгается в образование и придает учебному процессу иной облик. Будущее школы, без сомнения, связано с применением новейших технических средств, с помощью которых только и возможен переход к новой дидактической системе, в центре которой ученик как субъект обучения.

Осознание этого положения мировым педагогическим сообществом эволюционировало за последние три десятилетия от крайней эйфории в 60-е годы («новейшая техника вытеснит учителя и традиционные средства обучения из школы») до взвешенной и разумной оценки в 90-е годы возможностей и границ применения современной микроэлектроники в учебном процессе. Характерна в этом отношении позиция крупного специалиста в области учебной микроэлектроники профессора Колумбийского университета М. Уайма (США), который настаивает на интеграции традиционных учебных средств с компьютерными.

Никакая самая совершенная техника не может заменить учителя в школе — это положение становится ключевым в конце 20-го века. Оно актуализирует проблемы адекватной подготовки учителя, повышения уровня его квалификации, его деятельности как профессионала высшего класса.

Как свидетельствуют многие психолого-педагогические эксперименты, не снижающийся интерес учащихся к учению, а, следовательно, и их познавательная активность в первую очередь зависит от позиции учителя в классе, его веры в способность каждого ребенка учиться успешно, постоянной поддержки успехов учащихся в школе.

Показателен известный многим педагогам мира опыт учителя и директора начальной школы в негритянском районе Чикаго Марвы Коллинз. Ее ученики из весьма неблагополучных семей достигают таких результатов, которые обычно характерны для высоко мотивированных детей богатых родителей. Ее называют в стране «суперучителем». На ее семинары а школу приезжают не только учителя США, но и многих зарубежных стран.

В книге «Метод Марвы Коллинз: возвращение к высокому качеству в образовании» автор со страстью отстаивает одну позицию: «Я твердо знаю: все дети рождены быть успешными. Единственно, в чем они нуждаются, это в вере в них и «вытягивании» из них лучшего».

На вопрос одного из участников ее многих семинаров «Как стать высококлассным учителем?», Марва Коллинз сформулировала его десять характеристик, среди которых следующие:

«Вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить»,

«Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся»;

«Не позволяйте ни одному из них быть неудачником»;

«Учите так, как будто каждый ребенок, независимо от его семейных условий, сын или дочь выпускника Гарварда иди Йеля»;

«Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит вашим учащимся соскользнуть в посредственность или неуспех»;

«Никогда не падайте духом; если вначале вам не удастся ничего сделать с ребенком, старайтесь вновь и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию» и т.д.

В ответах «супермастера» видны черты учителя нового типа, которого стремятся сформировать современные педагогические вузы и для которого характерны уважение и любовь к ребенку, вера в его потенции, создание условий, в которых ученик ощущает чувство подъема, успеха, веры в свои силы. Учитель высоко гуманистического типа в органическом сочетании с микроэлектронной техникой способен радикально изменить учебный процесс и весь облик школы. Учение в этом случае станет не тягостью для ребенка, а радостью познания нового, самостоятельных открытий неизведанного, переживания успеха от познавательной деятельности.

Обновление учебного процесса — сложное и неоднолинейное явление. Оно не универсально в своих конкретных проявлениях, ибо культура и история каждого народа уникальны. Принадлежность народа к определенному типу культуры определяет его специфические культурно-ценностные корни, которые практически неизменны. Новые явления, связанные с модернизацией, не разрушают инвариант культуры народа, а вплетаются в него как в основу жизнедеятельности людей. Поэтому темпы и масштабы модернизации учебного процесса весьма различны в странах разных культур. В западных странах с характерным для них рационализмом, прагматизмом, быстрым научно-техническим прогрессом модернизационный процесс весьма интенсивен. Школы стран других культур и традиций менее восприимчивы к инновациям и не только по причинам материально-финансовым. В исламских странах, например, культурно-ценностные корни таковы, что поведение людей жестко регулируется религией, заповеди Корана подавляют свободу воли и выбора личности. В школах этих стран продолжает доминировать традиционный учебный процесс с незначительными нововведениями, в основном в школах для вестернизированной элиты. Объективно обусловленное обновление учебного процесса может произойти там по другой модели, чем в западных странах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...