Основные направления воспитательной деятельности школы
Воспитание дисциплинированности. Регулярно проводимые опросы Гэллапа в США свидетельствуют о том, что на протяжении многих лет учителя и родители считают низкий уровень дисциплины в школе проблемой номер один. Насилие, драки, вандализм, неподчинение указаниям старших в сочетании с традиционными дисциплинарными проступками — опоздание на уроки, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий не только снижают качество преподаваний, поделают школу небезопасным местом для детей. Проблема дисциплины затронула школы практически всех стран. Даже в Японии, где издавна существует культ учителя, общественность выражает большую озабоченность уровнем дисциплины в школе. Опросы японских подростков говорят об их готовности к насильственным поступкам (26% опрошенных хотели бы избить учителя, 20% разрушить что-нибудь в школе), а школьная жизнь свидетельствует о резком возрастании насилия и вандализма учащихся. В России каждый десятый правонарушитель — подросток, и школа в крупных городах становится криминально опасным учреждением. Дисциплина — необходимый элемент эффективно работающей школы. Неудивительно, что в законе, принятом американским конгрессом в 1994 г. и определившем основные стратегии развития в XXI веке, одно из них связано с дисциплиной в школе: «К 2000 году каждая школа в США будет свободна от наркотиков, алкоголя, насилия, присутствия оружия и в каждой будет высокий уровень дисциплины, необходимый для учения». Для создания дисциплины и формирования соответствующего поведения учащихся школы идут двумя путями. Первый — разработка правил на уровне школы или утвержденных правительством, которым должны следовать школьники, и наказания за их нарушение. Правила определяют жизнедеятельность детей в школе, включая одежду. Во многих странах, особенно Азии и в ряде частных школ Запада учащиеся носят форму, которая является важным дисциплинирующим фактором.
Правилами определяются разного вида наказания за нарушение норм поведения. До недавнего времени даже в странах, причисляющих себя к демократическим (например, Англия, США), в школах применялись телесные наказания. Однако широкая пропаганда идей гуманизма и демократии в 70-80-е годы, принятие «Конвенции о правах ребенка», которая отвергает любые виды и формы насилия над детьми, заметно сократили масштабы применения телесных наказаний в школе. Во многих странах они законодательно запрещены. Однако физические наказания детей в семье — повседневное явление в большинстве стран, особенно западных. В Германии и Англии от жестокого обращения ежегодно умирают больше детей, чем от болезней. В России более 150 тыс. родителей лишены родительских прав из-за небрежения детьми и жесткости по отношению к ним; более 50 тыс. детей ежегодно уходят из семей, где складываются невыносимые условия жизни. Самым распространенным видом наказания за нарушение школьных правил является то, что веками у всех народов называлось «поставить в угол», а сейчас получило название «тайм-аут». Суть его в изоляции ребенка, нарушившего правила, от сверстников и их деятельности на некоторое время. В американских школах учителя зачастую имеют в классах парты-кабинки, которые ученика с дефицитом внимания и мешающего другим заниматься изолируют от класса, и он выполняет задания один под контролем учителя. Многие школы, особенно на среднем уровне, организуют «тайм-аут» на определенный срок в специальных комнатах, в которых нет ничего, что могло бы отвлекать ученика. Грубые нарушения наказываются выговором на уровне директора школы, временным исключением из школы.
В силу особенностей подросткового возраста проблема дисциплины приобретает особую остроту в посленачальном звене обучения (младшей средней, базовой, основной школе). Выделяется категория подростков, которые по своей нервно-психической структуре, а также в результате отсутствия мотивации к учению не могут учиться больше в школе, переполненных классах и по традиционной программе. В некоторых странах (например, США) для них организуются альтернативные школы. В них небольшие классы (8—10 человек), уютно домашняя атмосфера, а обучение весьма индивидуализировано. Второй путь, который тесно взаимосвязан с первым — формирование у детей навыков самодисциплины. Естественно, что оно особенно интенсивно происходит в начальной школе, когда дети идентифицируют себя со взрослыми и их поведение довольно легко регулируется одобрением или порицанием учителя. В англоязычных странах (Англия, Канада, США) широкое распространение получили идеи известного американского психолога-бихевиориста Б. Скиннера о модификации поведения. Скиннер рассматривает человека как социальное существо, реагирующее на внешние раздражители и утверждает, что наиболее сильное воздействие на поведение ребенка оказывают не наказания, а позитивные подкрепления (награда, похвала, вербальное одобрение). Последователи Скиннера разработали систему поощрений как материальных, так и вербальных, которые, по их идее, закрепляют у ребенка положительные образцы поведения. Как показали исследования, около 80% времени общения учителя с учащимися носит негативный характер. Учитель делает замечания главным образом по поводу плохих поступков ребенка. Скиннеровская система меняет лексикон учителя. В школах ряда западных стран широко распространены «100 слов, которые нужно употреблять в работе с детьми», (молодец, умница, я горжусь тобой, ты делаешь успехи и т.д.). Похвала учителем успехов (даже самих небольших) ребенка закрепляет необходимые навыки дисциплины. -Целям позитивного подкрепления служит также довольно популярная «знаковая система». В этом случае все взрослые работающие в школе, имеют «знаки» (жетоны, карточки). которые в течение дня (или недели) они могут вручать детям, чье поведение соответствует разработанным правилам. В конце дня (недели) получившие определенное число «знаков» награждаются небольшими подарками (ручка, блокнот, тетрадь и т.п.).
На позитивное подкрепление правильного поведения направлена также система поощрений в виде «Доски почета», еженедельного конкурса «Лучший ученик школы» с выставкой фотографий лучших и описанием их поведения и успехов: писем родителям, похвальных листов и т.п. В результате кризиса семьи, негативного воздействия средств массовой информации и других отрицательных явлений современного общества возрастает число детей с отклонениями в поведении (агрессивность, гиперактивность, эмоциональная возбудимость и т.п.). С этими детьми работают в школе медики, психологи, психиатры, применяя как медикаментозные, так и психологические средства ввиде психотерапии, игровой терапии и т.п. Успешная деятельность школы невозможна без дисциплины учащихся. Однако она не может быть обеспечена лишь наказаниями и поощрениями. Уровень дисциплины зависит от педагогического мастерства учителя, его умения мотивировать детей, вызвать у них интерес к учебной деятельности, от владения им разнообразными дидактическими технологиями. Иначе говоря, дисциплина находится в прямой зависимости от умений учителя управлять классом. Проблемы педагогического менеджмента находятся в центре современной системы педагогического образования и повышения квалификации учителей, о чем будет рассказано ниже, в разделе, посвященном учителю. Нравственное воспитание. За долгую историю своего существования человечество выработало нормы личностных и групповых отношений, которые обеспечивали стабильность человеческого сообщества и его эволюционное развитие. Без сомнения, эти нормы менялись в различные исторические эпохи. Тем не менее, сохранялось некое постоянное ядро нравственных норм, которое зафиксировано в учениях и книгах всех главных религий мира — христианстве, магометанстве, конфуцианстве, буддизме. Ядро нравственности составляют гуманистические нормы отношений, гарантирующие выживание и благосостояние людей. К ним в первую очередь нужно отнести такие нравственные нормы, как ненасилие, сотрудничество, честность, милосердие, забота о слабых и общественном благе, уважение к другим людям.
Традиционно главную роль в нравственном воспитании играет семья, которая является первым для ребенка социальным организмом. В самый сензитивный период своего развития ребенок через общение с родителями и другими членами семьи познает нравственные нормы и формирует гуманистическую модель поведения (честность, справедливость, помощь другим, уважение к старшим, доброту). В дошкольном и младшем школьном возрасте дети, как правило, регулярно посещают церковь вместе с родителями. Христианская церковь имеет воскресные школы, в которых священнослужители читают и обсуждают библейские сюжеты с детьми, беседуют с ними на моральные темы: почему важно быть добрым, почему наказываются леность и ложь, почему нужно уважать взрослых и т.п. Религия как обязательный предмет включается в программы школ многих стран, где доминирует одна концессия (Англия, Италия, арабские страны). В мусульманских странах (Пакистан, Египет, Иран, Индонезия, Ирак, Саудовская Аравия и др.) религия в школе по количеству учебных часов занимает одно из первых мест. Ее удельный вес в учебном времени составляет до 17%. Дети заучивают суры из Корана, обсуждают с учителем их содержание, от детей требуют поведения, предписанного в Великой книге (полная отдача себя Богу, милосердие, помощь слабы и т.д.). В поликонфессиональных странах (Индия, Канада, США) религия не преподается в государственных школах. Но, осознавая важность религии в нравственном воспитании учащихся, американская школа, например, освобождает время для посещения детьми церковных занятий. В 90-е гг. конгресс США под напором требований христианской церкви принял решение, позволяющее государственным школам создавать условия для учащихся, желающих молиться в течение школьного дня. Гуманистический кризис современного мира повысил требования к школе в плане нравственного воспитания молодежи. Главная цель школы в плане, утверждают философы и педагоги — теоретики многих стран (Бойер Э. — США, Икеда Д. — Япония, Дерболав Дж. — ФРГ) — формировать нравственно устойчивую личность. Школа может и должна нести ответственность за моральное воспитание. Отвечая на объективные потребности современной эпохи, школы вводят в учебные программы курсы «Морали», «Этики» (Китай, США, Франция, Япония), прямо направленные на нравственное воспитание подростков. В курсах делается акцент на активные методы преподавания. Учащиеся вовлекаются в дискуссии по моральным дилеммам, ролевые игры, позволяющие подросткам сделать правильный нравственный выбор. В США и Японии разработаны обстоятельные программы, состоящие из множества разнообразных ситуаций, данных в описании или показанных в видеоклипах, в которых учащиеся должны принять решение, определить выход из сложившейся нравственной ситуации. Обсуждение нравственных проблем и ситуаций происходит в небольших группах, в которых участвует учитель или психолог-консультант.
Одновременно школы стремятся полнее использовать имеющийся потенциал других предметов, особенно гуманитарных, для нравственного воздействия на учащихся. В школах Австралии и США, например, программы по литературе могут строится не по хронологическому или жанровому принципу, а по нравственному критерию (проблема мужества и стойкости в литературных произведениях; честность, благородство и ложь в произведениях Шекспира и т.д.). Сложности и трудности воспитания в условиях растущей дегуманизации мирра побуждают школу к поискам не традиционных путей нравственного формирования молодежи. Один из них — развитие у школьников позитивной «Я-концепции». Понятие «Я-концепции» трактуется психологами как сложное и динамичное представление о самом себе. Оно во многом определяет отношение человека к другим людям и окружающему миру. Понимание себя, своих возможностей и места в жизни, развитие на этой основе достоинства и самоуважения рассматриваются многими западными теоретиками и практиками как стержень нравственного сознания и поведения молодежи. Школы Англии, Канады, США активно включают в учебные планы человековедческие курсы типа «Психология личности», «Я и группа», «Я и общество», «Причины конфликтов», «Факторы поведения человека» и др., которые помогают учащимся ответить на вопросы: «Кто я такой? Как меня воспринимают другие? На что я способен?». В помощь учителям и психологам-консультантам разработана система методов и приемов, помогающих ученикам разных возрастов понять себя, раскрыть свои психические данные, создать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, выработать навыки общения. Для развития позитивной «я-концепции» весьма важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя успешным в школе. Состояния успешности — необходимое условие развития достоинства, уверенности и уважения к себе. Этот успех особенно существенен в главном деле в школе — учении. Для предупреждения неуспеваемости, как говорилось выше, в школах создаются коррекционные группы, в штаты вводятся учителя-терапевты и репетиторы, помощники учителей, организуются летние курсы и занятия с шефами-взрослыми. По инициативе ООН и при поддержке ее организаций широкое распространение в школах получило преподавание прав человека. Принятая ООН «Всемирная декларация прав человека» (1948) с ее основной идеей о равенстве всех людей и их естественных правах, данных им от рождения, на жизнь, свободу и достоинство приобрела особое звучание в мире конца столетия, переживающего угрожающий рост насилия, преступности, военных конфликтов, дискриминации людей по признаку расы, национальности, веры. Многочисленные международные конференции под эгидой ООН, ЮНЕСКО, Европейского Совета в 70 — 90-е годы настойчиво рекомендовали ввести преподавание прав человека как интегральную часть процесса нравственного воспитания в школе. ООН распространила программы и методические рекомендации, включающие беседы, дискуссии, показ видеофильмов, ролевые игры, помогающие детям и подросткам осознать не только свои права, но уважать права других людей независимо от их цвета кожи и верований. \4ногие страны (Норвегия, Мексика, Венесуэла, Россия, Япония) накопили интересный опыт преподавания прав человека в школах начальной и средней ступени. Создав Центр преподавания прав человека, они изучают журнал, книги, обобщающие опыт школ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|