Особый интерес представляют три направления в подготовке гражданина мира.
Первый — воспитание молодежи в духе мира и ненасилия, что уже длительное время рассматривается ЮНЕСКО как одна из центральных задач школы. В школьной практике многих стран сформировалось особое направление — педагогика мира, возникли международные и национальные центры образования для мира, движения учителей «Педагоги за социальную ответственность», «Педагоги за мир и взаимопонимание». Проблемы сохранения мира и предупреждение войн и насилия включаются как в традиционные школьные предметы (история, обществоведение, литература), так и в специальные курсы мира. Их цель — показать учащимся, как возникают войны, каковы их последствия, что можно и должно делать для укрепления мира на Земле. С учащимися начальной и средней школы проводятся занятия — треннинги, обучающие их общению, формирующие навыки решения спорных вопросов без драк, оскорблений, ненасильственным путем. В педагогике мира на первый план выдвинулась задача развития у школьников умений сотрудничать, работать сообща, помогая друг другу, вместо соперничества, конкуренции и индивидуализма. В учебном процессе, как указывалось выше, на смену принципа «каждый за себя» приходит кооперативное обучение. Учащиеся в небольших группах работают совместно над учебной темой, приобретая навыки сотрудничества, взаимной помощи, уважения к людям. С первым направлением тесно связано второе — подготовка молодежи к жизни в поликультурной и многонациональной среде. Усиление мирохозяйственных связей, расширение деятельности транснациональных корпораций вызывают миграцию рабочей силы в пределах континентов и целого мира. Будущим поколениям придется жить в высшей степени многонациональной и поликультурной среде. По прогнозам демографов, к середине следующего века белое население в США будет составлять менее половины. В Европе уже сейчас более 20 млн. работающих — выходцы преимущественно из арабских, африканских и азиатских стран. Дискриминация, распространенные предрассудки и стереотипные представления о народах других рас, национальностей и верований являются питательной средой вражды, конфликтов и даже войн. Воспитание молодых поколений в духе взаимопонимания, уважения других народов, терпимости представляет собой одну из актуальных задач современной школы. Ее успешное решение, как подчеркивают многие документы ОНИ и ЮНЕСКО, будет способствовать предотвращению войн и выживанию человечества.
Эти идеи оказывают все большее влияние на содержание общего образования в школе. В учебных планах появляются курсы, знакомящие учащихся с культурой разных народов мира («Мировая художественная культура», «История мировых цивилизаций» и др.), и национальных меньшинств страны («Культура американских индейцев» в США; «Культура и язык маори» в Новой Зеландии и др.). Политика государств по отношению к последним претерпевает изменения. На место ассимиляции, стремления стереть национальную специфику народов, не принадлежащих к доминирующей нации, приходит политика, направ-1енная на сохранение языки культур национальных меньшинств. Конгресс США принял в 90 гг. «Закон о языках коренных народов Америки». В нем подчеркивается, что «культуры и языки коренных народов уникальны и федеральное правительство и народ США вместе с коренными народами несут ответственность за сохранение этих культур и народов». Закон признает право индейских племен пользоваться своими языками как средством обучения в школах. Весьма многонациональной и политэтнической является Индия — одна из крупнейших азиатских стран. В ней официально зарегистрировано более 1600 языков и диалектов. В основе государственной политики положен принцип «единство в многообразии». Конституцией провозглашено право обучения на родном языке с акцентом на национальную культуру. Тенденция к билингвизму, сохранению и развитию национальных языков, преподаванию в школах на родном языке детей становится ярко выраженной в мире.
Одновременно усиливается внимание к преподаванию иностранных языков в школе как важному средству понимания других народов. Иностранный язык, который ранее был привилегией лишь тех, кто учился в академических школах, ныне все чаще вводится уже на начальной ступени и является обязательным для всех детей. Эта тенденция особенно характерна в Европе, где происходят быстрые интеграционные процессы и формируется Европейское сообщество. В школах многих западных стран пересматриваются учебные истории, литературы, искусства с тем, чтобы преодолеть существующий в их содержании западноцентризм и дать учащимся широкую и всеохватывающую картину истории человечества и вклада каждого народа, как бы мал он не был, в процессе мира. Воспитанию в духе взаимопонимания и уважения других народов способствуют возрастающие обмены учащимися и студентами между странами, международные фестивали, конкурсы, спортивные состязания, дискуссии и письма при помощи электронной почты, интернациональные летние лагеря и многое другое, что стало возможным благодаря новым средствам связи. Третье направление в подготовке, ответственных граждан мира — экологическое. Реальность экологической катастрофы на Земле обязывает школу обеспечить вступающим в жизнь экологическую грамотность. Мощное движение «зеленых» во многих странах, рекомендации ООН и ЮНЕСКО, подчеркивающие первостепенную важность школы в передаче учащихся как экологических знаний, так и развитие чувства ответственности за сохранение живого и неживого мира на Земле, вызвали новые явления в деятельности школ различных стран. Во многих из них материалы по экологии прочно вошли в школьные программы естественно-научных и общественных дисциплин. В экологическом воспитании доминируют методы, обращенные не только к сознанию и памяти, но и эмоциональной сфере детей. В распоряжении учителей многих стран — профессионально сделанные цветные кино-, теле-, видеофильмы, которые приближают к школьникам мир живой природы, показывают его хрупкость, пробуждают любовь и симпатию к «братьям меньшим», разъясняют ответственность людей за их выживание.
Большую роль в формировании бережного отношения к природе играют правильно организованные экскурсии, несущие сильный эстетический заряд. Японские дети, например, регулярно выезжают «на природу», чтобы любоваться закатом солнца, цветением сакуры. В ряде стран (США, Швеция, Финляндия) устраиваются специальные экологические центры и лагери, окруженными полями, водоемами, лесом, в которых дети проходят теоретический и практический курс экологии. По окончании курса американские дети, например, получают звание «Хранитель земли», и им вручается символический ключ и дневник для записи того полезного, что они сделают для охраны природы. Большое распространение в школах получили экологические клубы, объединяющие учащихся всех возрастов и взрослых. Клубы устраивают выставки рисунков и фотографий, популяризуя идеи гармонии человека и природы, проводят различные акции по улучшению окружающей среды. В эпоху научно-технической революции взаимоотношение «человек-природа» становится одним из важнейших условий человеческого прогресса и приоритетным направлением в воспитании молодых поколений как ответственных граждан мира. Трудовое воспитание. В далеком прошлом трудовые умения и навыки осваивались детьми и молодежью в семье б ходе совместного труда со взрослыми. Так происходит и сейчас в странах с преимущественно сельскохозяйственной экономикой и ремесленным производством. Современный труд, промышленный и сельскохозяйственный, становится все более сложным, основанным на новейшей технике и научных методах получения сельскохозяйственной продукции. Он требует от молодежи высокого уровня общего образования и подготовки в профессиональных учебных заведениях различного типа. Тем не менее, общеобразовательная школа вносит значительный вклад в трудовое воспитание детей и подростков.
Дети рано приобщаются к труду по обслуживанию семьи (уборка, шитье, стирка, приготовление пищи и т.д.). 3 развивающихся странах, где доминирует сельское хозяйство, дети дошкольного возраста вместе со взрослыми участвуют в полевых работах, ухаживают за домашними животными, занимаются уборкой. В начальной школе, которая для большинства детей стран Азии, Африки, Латинской Америки является единственным учебным заведением, которое они заканчивают, груд занимает 20—25 процентов учебного времени. Учащиеся получают базовые трудовые навыки, у них формируют умения обращаться с простыми инструментами и механизмами, необходимыми в доме и сельском хозяйстве. Во многих африканских странах работа сельской школы строится на принципе «рюрализации», т.е. приближения ее деятельности к потребностям и нуждам местной общины. Школьники приобретают основы аграрных знаний, умения ухаживать за растениями, злаками, животными и птицами. В содержании труда включены разделы гигиены жилищ, ухода за больными, дезинфекция воды. Последнее имеет важнейшее значение для жизни людей, ибо только пятая часть населения Африки имеет доступ к чистой воде. В начальных школах Индии дети учатся ремеслу, изготовлению игрушек и сувениров из местных материалов (семена, пальмовые листья, солома и т.п.), которые продаются, а вырученные средства идут на школьные нужды. В бедных штатах Индии, где расходы, связанные с обучением детей непосильны родителям, открываются неформальные центры, работающие по принципу «зарабатывай, обучаясь». В центрах созданы разнообразные мастерские, в основном обслуживающие нужды общины, и дети начальной школы зарабатывают деньги для семьи и одновременно учатся. Самая идея «рюрализма». т.е. связи обучения и в том числе трудового с потребностями сельской общины, без сомнения педагогически и социально полезна. Она позволяет связать школу с реальной жизнью, поддерживать интерес учащихся к учению, обеспечивает вклад школы в совершенствование окружающего мира. Вместе с тем абсолютизация этой идеи может замкнуть молодежь в рамках отживших представлений, традиций, привычек общины и изолировать от быстро меняющегося «большого» мира с его сложными техникой и технологиями. В этом случае преодолеть разрыв между развитыми и развивающимися странами будет особенно сложно. В начальной школе развитых стран труд неразрывно связан с художественной деятельностью детей. Они вышивают и вяжут, используя народный орнамент и дизайн, изготовляют подарки близким, готовят декорации и костюмы для представлений в школе, работая с различными материалами и инструментами и проявляя художественную фантазию. У детей вырабатывают трудолюбие, прилежание, навыки культуры труды. Детей, имеющих склонности к технике, поощряют к конструированию, построению моделей различных механизмов из готовых деталей, выпуском которых занимаются специальные фирмы, например, известная датская компания «Лого».
Одновременно дети даже в обеспеченных семьях западных стран поощряются к возможно раннему посильному труду по найму (надзор за ребенком, очистка территории, покраска забора и т.д.), приучаются самостоятельно зарабатывать деньги, ценить любой труд как источник благополучия, достоинства и независимости человека. В младших классах средней школы труд — обязательный предмет в большинстве стран. Однако его содержание различно в странах с разным уровнем экономического развития и политической ориентации. В развивающихся государствах, где до 80 процентов населения живут ниже официальной черты бедности и практически перед каждой семьей стоит проблема, как выжить, школы стремятся подготовить подростков к какому-либо ремеслу, Особенно такому, где не требуется дорогостоящее оборудование и материалы (шитье для девочек, ткачество и строительство для мальчиков, изготовление керамических изделий, национальных украшений и сувениров). В странах, называющих себя социалистическими (Китай, Куба), соединение обучения с общественно-полезным трудом учащихся — один из ведущих принципов образования. В Китае школьники средних классов в течение учебного года четыре недели занимаются производительным трудом в сельском хозяйстве или промышленности. В западных странах мальчики занимаются в школьных мастерских столярным и слесарным делом, электротехникой, ремонтом бытовых приборов. Они изготавливают разные вещи для школы и для себя. В последние годы в традиционное содержание труда все чаще включаются эвристические проекты, связанные с использованием компьютеров, развивается техническое творчество, поощряются нестандартные идеи, ибо труд в научно-техническую эпоху приобретает все более интеллектуальный характер. Девочки занимаются домоводством (кулинария, шитье, уход за ребенком и больными, косметика), учатся печатать на машинке, работать с компьютером. В старших классах средней школы для учащихся, не планирующих учебу в ВУЗе, начинается допрофессиональная подготовка. Заметный рост числа учащихся в полной средней школе изменил ее сугубо академическую направленность. В старших классах появляются профессиональные или практические профили, цель которых — дать молодежи умения и навыки, достаточные для получения работы в области обслуживания, делопроизводства или кустарного производства. Учащиеся работают в школьных мастерских, региональных профессиональных центрах, обслуживающих несколько школ, или на производстве и готовятся стать слесарями-ремонтниками, чертежниками, помощниками медицинских сестер, секретарями-машинистками, фермерами, механизаторами и т.п. В школах развитых стран учащиеся получают основы экономического образования. Специальный курс или темы в традиционных дисциплинах знакомят учащихся с основными понятиями свободного рынка (спрос и предложение, прибыли, налоги, маркетинг и т.д.), учат малому бизнесу. Зачастую школы организуют практику в управлении малым бизнесом (например, класс начинает производство поздравительных открыток, осваивая на практике азы маркетинга, получения кредита, прибыли; учащиеся открывают небольшие парикмахерские, кафе, мастерские по ремонту бытовых вещей, которые обслуживают жителей общины). В сельских школах основным методом трудовой подготовки является индивидуальный проект. Учащийся, выбрав проект (вырастить овцу, посеять на определенном участке и получить урожай кукурузы, свеклы и т.п. на ферме родителей) работает самостоятельно, получая консультационную помощь преподавателя. Он осваивает агрономические методы, рассчитывает сроки посева, подкормки, уборки и оценивается по конечному результату — доходу, который он получит за продажу урожая. В школах проводится профессиональная ориентация учащихся: знакомство с миром труда, различными профессиями, тестирование подростков для определения их пригодности к профессии. Профессиональная ориентация ведется учителями труда, а там, где сложилась профориентационная служба на школьном, региональном и национальном уровнях, специально подготовленными консультантами. Во многих странах широко распространен труд учащихся по найму. В развитых странах он разрешается подросткам, достигшим 16 лет. В США, например, более 70 процентов учащихся средней школы работает 15—20 часов в неделю, главным образом, в торговле и общественном питании, которые предоставляют временные рабочие места и оплачивают труд подростков по минимальным расценкам. Реальная работа для заработка в сочетании с освоением базовых трудовых умений формирует у молодежи серьезное отношение к труду. Однако, как отмечают многие педагоги, ранний труд для заработка отвлекает учащихся от школьных занятий и снижает уровень их учебных успехов. В развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки детский труд зачастую не регулируется законом, и в тяжелый сельскохозяйственный труд вовлекаются дети 8—9 лет. Непосильный труд детей наносит ущерб их здоровью, препятствует учебе в школе. В африканских странах, например, начальной школой охвачено в среднем 55 % детей школьного возраста. В целом в мире более 80хмлн. детей в возрасте 8—14 лет вынуждены работать, чтобы добыть средства для существования себе и своей семье. Конвенция о правах ребенка (ОНИ, 1989) имеет в связи с этим специальную статью о праве ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая не позволяет получить им образование либо наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному и социальному развитию. Мировое сообщество понимает важность приобщения детей и молодежи к труду, воспитания трудолюбия, уважения к трудовой деятельности. Однако детский труд должен учитывать возрастные особенности детей и организован на педагогически разумных основах, которые имеют в виду всестороннее развитие личности ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|