Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Языковая специфика сложного слова




Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЛОЖНЫХ СЛОВ

ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА СЛОЖНОГО СЛОВА

ПРОБЛЕМА СЛОВОСЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ

ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО ФРАНЦУЗСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО ФРАНЦУЗСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы


Введение

 

Сложное слово является особым феноменом в системе лексики и словообразования, представляющим интерес с различных точек зрения. В специальной литературе высказывалось обоснованное суждение о необходимости выделения особого раздела словообразования - композитологии, т.е. учения об образовании производных сложных слов.

Как пишет Е.С. Кубрякова, "чтобы стать сложным словом, языковое выражение из нескольких полнозначных слов или основ должно представлять собою целостную единицу номинации, в которую нельзя вклинить другие полнозначные единицы и которые моделируются для выражения определенного словообразовательного значения определенным формальным способом " [15, с. 4].

С когнитивной точки зрения сложное слово является результатом лексического воплощения нескольких семантических категорий, в которых познающий субъект осуществляет концептуализацию действительности. С учетом того, что представленные в рамках сложного слова семантические категории маркированы самим способом своего языкового выражения, сложное слово исключительно интересно как особый, недостаточно изученный лингвистический объект.

Актуальность исследования обуславливается тем, что сложные слова (особенно существительные) активно пополняют лексический запас современного русского языка и французского языков во всех функциональных разновидностях. Практически все стили речи используют такие слова. На актуальность разработки темы, которой посвящено данное исследование, указывает тот факт, что сложение после аффиксации является одним из наиболее продуктивных способов словообразования.

Активное включение сложных слов в русскую и французскую лексику, в свою очередь, подтверждает необходимость изучения особенностей семантики и структуры, а также законов образования сложных слов. Решение проблем строения и образования сложных слов, несомненно, имеет большое теоретическое и практическое значение для современного языкознания.

Цель нашего исследования состоит в изучении сложных существительных современного русского и французского языков.

Объект исследования - словосложение как один из способов образования новых слов в русском и французском языках.

Предмет исследования - сложные существительные в русском и французском языках.

Для осуществления данной цели мы поставили перед собой ряд исследовательских задач:

) провести анализ понятия «сложное слово»;

) рассмотреть проблему словосложения в современной лингвистической литературе;

) дать общую характеристику сложных существительных во французском и русском языках с точки зрения словообразовательных моделей и морфемики;

) сделать сравнительный анализ сложных существительных в исследуемых языках.

Методологическую основу данного исследования составляет общепринятое положение современной лингвистики, согласно которому язык - общественное явление.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых в области теории слова и словообразования (Е. А. Василевская, Е. А. Земская, Л. И. Илия. Е. С. Кубрякова. О. Д. Мешков и др.).

В данной работе применялись следующие методы анализа и описания исследуемого материала: описательный и сопоставительный методы, разработанные в отечественном языкознании частные методики синхронного словообразовательного и морфемного анализа слова.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлены тем, что в исследовании уточняется понятие сложного слова; сопоставительное описание особенностей сложных существительных в языках, принадлежащих к различным типам, пополнит новыми знаниями в области словообразования. Более того, сопоставительный характер исследования сложных существительных, основанного на материале двух языков разных типов, позволит не только лучше понять особенности образования слов данной категории в каждом из сопоставляемых языков, но и глубже разобраться в специфике языковых моделей образования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава I. Теоретические подходы к изучению сложных слов

Языковая специфика сложного слова

русский французский лексика слово

Одним из наиболее древних, универсальных и распространенных способов словообразования является словосложение, не утратившее своей активности и в настоящее время. В последнее десятилетие его роль все больше возрастает.

Сложные слова отмечаются в различных языках мира. В то же время "способность обозначать определенные понятия сложными словами " относится "к числу явлений, характеризующих национальное своеобразие языка" [5, с. 37]. Дело в том, что данный тип слов характерен не для всех языков мира. В целом ряде языков предпочтение оказывается не сложному слову, а составной, нецельнооформленной единице номинации - словосочетанию или же сочетанию морфем. «В тех языках, где словосложение имеется, оно является могучим средством пополнения словарного запаса... языка. Таким образом, изучение словосложения является одной из актуальнейших проблем современного языкознания» [5, с. 37]. Кроме того, способность того или иного языка образовывать сложные слова отражает особенности формируемой данным языком картины мира.

Сложное слово - особая единица лексической и словообразовательной систем языка, его природа требует специального рассмотрения. Сложное слово - один из основных объектов лексики и словообразования, точно так же, как сложное предложение - один из основных объектов синтаксиса.

При наличии описаний подсистемы сложных слов [5, 1, 10 и др.], сложное слово как таковое - пока еще недостаточно изученный в теоретическом плане объект лингвистического анализа. Оно представляет интерес и в плане морфемного анализа, и с точки зрения теории словообразования. При этом разные виды лингвистического анализа позволяют выделять разные объекты: сложное слово с точки зрения морфемики не то же самое, что сложное слово с точки зрения словообразования, или морфологии, или лексикографии.

С другой стороны, сложное слово обычно рассматривается вне соотношения с другими типами слов, как бы само по себе. Это не вполне корректно.

Естественным «антиподом» сложного слова является простое слово.

Разграничение простого и сложного слова связано с понятием морфемной структуры слова. «Морфемная структура слова - это системно упорядоченное единство его значимых элементов (морфем и комбинаций морфем» [3, с. 198]. Центр морфемной структуры простого слова составляет одна корневая морфема.

Таким образом, решение вопроса о том, является или не является данное слово простым, во многом зависит от того, с позиций словообразования или морфемики мы смотрим на слово. Однако данные морфемного и словообразовательного анализа слова не всегда совпадают и в принципе не должны совпадать - это разные виды лингвистического анализа [17, с. 78]. Это обстоятельство необходимо учитывать и при идентификации сложных слов.

Основным признаком присущим сложному слову и отличающему его от других языковых явлений, является цельнооформленность. Но очень часто сложное слово рассматривается как единица, совмещающая в себе признаки слова и словосочетания.

При дефиниции сложного слова вновь одни ученые опираются на данные морфемного состава сложных слов, другие учитывают словообразовательные характеристики лексем этого типа. Можно сделать вывод, что разные ученые понимают под сложным словом разные объекты языка.

В этом нет ничего удивительного. Как и при определении простого слова, морфемный и словообразовательный подходы к сложному слову дадут разные результаты, приведут к разным определениям такого типа слов. Слов со сложной морфемной структурой гораздо больше, чем слов, образованных в результате операции сложения компонентов производящей базы. Известно, что «не всякое слово, имеющее в составе два корня или больше, образовано сложением...» [26, с. 66]. Например, слова водопроводчик, коневодческий, разноголосица и т.п. не сложные по своему образованию, а суффиксальные, образованные от сложных: водопровод, коневод, разноголосый.

Согласно общепринятому определению, сложные слова, слова, имеющие в своём составе не менее двух полнозначных основ, образующих структурно-семантическое единство. Образуются либо объединением двух и более полнозначных слов или их основ в цельнооформленный комплекс по определённому лексическому образцу (ср. русские теплопровод, авианосец, вертолёт), либо номинализацией, т. е. свёртыванием и семантической компрессией какой-либо синтаксической конструкции - словосочетания или предложения (ср. англ. crybaby - "плакса" из a baby cries - "ребёнок плачет"). Сложные слова отличаются от словосочетаний или аффиксальных производных графически (слитность написания), фонетически (наличие одного сильного ударения), морфологически (связывание частей сложного слова при помощи специальной соединительной морфемы, ср. русский пар-о-ход, немецкий Nahrung-s-mittel - "средство питания"), семантически и т. п. Классификация сложных слов может основываться на учёте характера связи частей сложного слова. Во многих европейских языках (немецком, скандинавских и др.) сложные слова создаются в речи так же легко, как словосочетания, имеют окказиональный характер и не всегда фиксируются словарём.

Большой вклад в рассмотрении проблемы разделения сложных слов и словосочетаний был внесен М.Д. Степановой, которая, разделив все сложные слова на цельнонаправленные и раздельнонаправленные, дала возможность подходить дифференцированно при сравнении сложного слова с сопоставимым с ним словосочетанием.

К цельнооформленным сложным словам М.Д. Степанова относит сложные слова, обладающие следующими признаками:

а) расхождение семантической мотивированности сложного слова и его значения, что ведет к невозможности трансформирования сложного слова в синтаксическое словосочетание. Это свойство связано с «внутренней монолитностью» сложного слова;

б) целостное обозначение сложным словом того или иного предмета или явления;

в) большинство цельнонапрвленных сложных слов относится к устойчивым слоям лексики [25, с. 67].

В отличие от таких слов, раздельнонаправленные сложные слова синонимичны свободным сочетаниям, составленным из опорных слов, соответственно моделям их образования.

Из этого следует, что разные сложные слова по-разному соотносятся со словосочетаниями: одни полностью синонимичны словосочетаниям, значение других никак не может передано словосочетаниями, составленными из опорных слов (т.е. основ сложного слова).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...