Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь




Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является составной частью единой государственной экономической политики Республики Беларусь.

Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь базируется на "Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь", которые ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.

"Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля". [17]

Денежно-кредитная политика в нашей стране прошла несколько временных этапов. В период 1992—1994 гг. она имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

На следующем этапе своей целью Национальный банк начал считать снижение уровня инфляции. С этого момента Центральный банк начинает проводить жесткую денежно-кредитную политику, основными направлениями которой становятся ограничение монетарных факторов инфляции через сокращение темпов роста денежной массы и стабилизация белорусского рубля. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и отрицательные последствия, которые проявились в спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

Начиная с конца 1996 г. Национальный банк начал проводить довольно мягкую денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. курс национальной валюты подешевел, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. рублевая денежная масса выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста почти втрое превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном финансировалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем таких кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. Это привело в 1998 году к введению режима множественности обменного курса белорусского рубля, благодаря невозможности удерживать его единый обменный курс. Несмотря на все попытки, которые были предприняты Национальным банком в 1999 году для стабилизации денежно-кредитной сферы, денежная масса возрастала быстрыми темпами, что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75%, а в 1999 г. достиг 351,2 %.

Дальнейшее развитие денежно-кредитной системы Республики Беларусь связано с проведением умеренно жесткой денежно-кредитной политики в период с 2000 года по 2009 г. Проведение такой политики позволило достичь положительных результатов, благодаря таким приоритетным задачам, как снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национально денежной единицы, развитие и укрепление банковской системы, создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. [7]

В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %. "В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1". [17]

Сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время: банкам назначалось поддерживать среднюю величину фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Начала проявляться тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц — 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте — 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 6, 10 и 10 % соответственно.

"Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами". [7]

За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных операций В 2008 году индекс потребительских цен составил 13%.

С 2009 года начинается новый этап в развитии денежно-кредитной политики, вызванный необходимостью нейтрализации последствий мирового финансово-экономического кризиса. Появилась необходимость вновь ужесточать денежно-кредитное регулирование.

1 января 2009 года был девальвирован курс белорусского рубля на 20,5%. 2 января был введен новый курсовой режим, который подразумевал использование механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, в которую в равных количествах были включены доллар США, евро, российский рубль. [7]

"Реализуемая курсовая политика в определенной мере компенсировала негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию. Основной целью было обеспечение финансовой стабильности и формирование условий для долгосрочного экономического роста в целях сохранения возможности для гибкой реакции курсовой политики в случае появления дополнительных неблагоприятных внешних факторов с 22 июня 2009 года границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют решением управляющими Национального банка были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10%". [17]

За полугодие прирост привлеченных средств физических лиц составил почти 3 трлн. белорусских рублей, или 22,5%. В среднем на одного жителя республики на 1 июля 2009 года приходилось 1716,6 тыс. белорусских рублей, которые находились на банковских вкладах и сберегательных сертификатах. Необходимо отметить, что корректировка денежно-кредитной системы Республики Беларусь способствовала укреплению финансовой и макроэкономической стабильности. Об этом свидетельствуют данные о ВВП Беларуси, которые говорят, что ВВП вырос на 0,2%, в то время, как во всех странах мира наблюдалось его снижение.

"Денежно-кредитное регулирование в 2010 году было направлено на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики как ключевого условия ее стабильного развития. Выполнение важнейших показателей Основных направлений денежно-кредитной политики позволило обеспечить кредитную поддержку реального сектора, придало стабильности курсу национальной валюты и всей финансовой системе в целом, вызвало рост международных резервных активов. Об этом свидетельствует индекс потребительских цен, который составил всего 7,8%". [7]

На дальнейшее развитие денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2011 году повлияли сложные экономические условия: рост дефицита внешнеторговой деятельности, недостаточный приток иностранных инвестиций, повышенный спрос на иностранную валюту, ухудшающееся состояние внутреннего валютного рынка, рост цен на импортные ресурсы. Для предотвращения дальнейшего развития негативных процессов Национальный банк Республики Беларусь предпринял меры по ужесточению денежно-кредитной политики. С 20 октября 2011 года курс белорусского рубля начал определятся соотношением спроса и предложения на иностранную валюту на биржевом рынке. Такая стратегия называется режимом "управляемого плавания" курса белорусского рубля. Участие Национального банка в его регулировании было минимальным. С 1 июня 2011 года было прекращено эмиссионное кредитование государственных программ, началось постепенное повышение ставки рефинансирования, а следовательно и повышение процентных ставок на кредитном и депозитном рынках, золотовалютные резервы государства начали увеличиваться. [7]

В 2012 году Национальный банк продолжил курсовую политику "управляемого плавания", основной целью которой было снижении инфляции посредством монетарных инструментов и с учетом мер экономической политики. В результате к концу года произошло улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса, что способствовало увеличению международных резервных активов Республики Беларусь.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2013-2014 гг. также имела стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Центральное место занимала процентная ставка, приоритетом которой было поддержание положительного уровня реальной процентной ставки. Уровень учетной ставки в декабре 2014 года составил 20%. [7]

В 2015 году "главной целью денежно-кредитной политики является содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны через поддержание ценовой стабильности. Основной задачей денежно-кредитной политики в 2015 году останется снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов (декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.)(Приложение Б). Поддержание денежного предложения на адекватном уровне будет способствовать снижению монетарных факторов в инфляции". [10,15].

Развитие денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2016 году основывается на Указе президента Республики Беларусь от 18 декабря 2015 г. № 505 г.Минск Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год. В нем выделяются следующие основные цели развития денежно-кредитной политики в 2016 году: "содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны через поддержание ценовой стабильности. В 2016 году основной целью денежно-кредитной политики станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов (декабрь 2016 г. к декабрю 2015 г.)" (приложение В). [10,16]

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Национальный банк проводит денежно-кредитную политику в соответствии с направлениями, задачами и целями, которые ставит Глава государства, и состоянием экономики. В последние годы прослеживается динамика проведения жесткой денежно-кредитной политики в связи с необходимостью нейтрализации отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...