-Антропоцентрический характер интеграции;
ВЫВОД Межпредметные связи, есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Межпредметные связи характеризуются тремя формами: по составу; по направлению действия и по способу взаимодействия направляющих элементов. Состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме существуют типы межпредметных связей: 1) содержательные; 2) операционные; 3) методические; 4) организационные. Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей, соответственно: по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук; по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям; по использованию педагогических методов и приемов; по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса. Во второй форме типы межпредметных связей по направлению действия: 1) односторонние, 2) двусторонние и 3) многосторонние их виды прямые; обратные или восстановительные. В третьей форме межпредметных связей, по временному фактору, выделяют следующие типы связей: 1) хронологические и 2) хронометрические. Каждый из этих двух типов подразделяется на виды межпредметных связей: преемственные, синхронные и перспективные; локальные, среднедействующие и длительно действующие. Так же, межпредметные связи можно классифицировать, как внутрикурсовые (между предметами) и внутрипредметные (между темами определенного учебного предмета) связи.
Межпредметные связи - это комплексная проблема современной дидактики. Дидактическое явление " межпредметная связь " имеет структуру, состоящую из трех элементов: знания и умения из первой предметной области; знания и умения из второй предметной области; интеграция этих знаний и умений в процессе обучения, следовательно межпредметные связи функционируют в обучении как фактор комплексного воздействия на личность, на ее познавательные и нравственные стороны, как фактор ее всестороннего развития. Межпредметные связи требуют координации деятельности учителей разных предметов. Инициатива в проведении уроков, основанных на межпредметных связях, должна исходить от преподавателя, он должен выступать проводником информационной культуры в другие предметные области. Активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует задачу перехода от эмпирических обобщений практики построения образования на интегративной основе к опережающему научно-теоретическому осмыслению фундаментальных законов и принципов интеграции образования. Выделяется три ведущих принципа, которые предопределяют интегративную организацию образования: - Принцип единства интеграции и дифференциации; -Антропоцентрический характер интеграции; -Культуросообразность интеграции образования. Эти принципы интеграции оптимально определяют образование в его фундаментальных отношениях: принцип единства интеграции и дифференциации выражает способ самоорганизации образования; принцип антропоцентризма определяет положение ученика и учителя в интегральной образовательной системе; принцип культуросообразности характеризует отношение образования к его культурному окружению. Таким образом, три принципа фиксирую три основных аспекта организации образования: внутренний, человеческий, внешний.
Глава 2. Практическая часть 2. 1 Содержание программы с целью выявления возможности установления межпредметных связей. Осуществление межпредметных связей является одним из основных принципов технологического подхода в обучении, при котором должны быть выявлены все условия, необходимые в достижении целей. При использовании технологического подхода в разработке отдельной программы [1, с. 48], координируя изучение учебного материала с другими предметами, необходимо фиксировать межпредметные связи различного типа по отношению к той или иной цели курса. Задачами реализации межпредметных связей при конструировании содержания учебного предмета являются: выявление общих элементов содержания различных учебных предметов для определения " возможных" (сопутствующих) межпредметных связей в другом предмете, для определения " необходимых" (предшествующих и перспективных) межпредметных связей. Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах, является природоведение. Содержание курса природоведения может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволяет подойти к формированию ведущей идеи программы - " взаимосвязь природы, человека, общества" - в ее целостности и с позиции экологической проблематики. Обратимся к программе по природоведению с целью выявления межпредметных связей и анализа содержания учебных тем. В данном случае мы солидарны с мнением Г. Ф. Федорца, утверждающего, что тематическое рассмотрение проблемы обеспечивает возможность осуществления межпредметных связей между темами самых различных учебных предметов. Этот подход позволяет избежать ограниченности двусторонних связей и так называемой " цикловой координации" учебных дисциплин, когда связи искусственно ограничиваются рамками двух предметов или определенного цикла (естественно-математического, гуманитарного, художественно-эстетического и т. д. ) [23, с. 30] В таблицах 2 и 3 представлен анализ разделов " Летние и осенние явления в природе" и " Зимние явления в природе", выявляющий межпредметные связи по темам и некоторые варианты путей их реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|