Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Табл.2. Межпредметные связи раздела "Летние и осенние явления в природе




Табл. 2. Межпредметные связи раздела " Летние и осенние явления в природе

№ п/п Тема Межпредметные связи Реализация межпредметных связей

1.

Осенняя экскурсия

Музыка Р. Шуман Первая утрата из «Альбома для юношества».
ИЗО Труд Рисунки осени. Поделки из природных материалов.
Русский язык Сочинение «Осенний лес».

2.

Осень пришла

Музыка П. Чайковский «Осень». И. Мошковский «Осенью». (этюд)
Чтение Ф. Тютчев « Есть в осени первоначальной…» или др. произведение об осени.
Физкультура Закаливание организма осенью.

3.

Растения летом и осенью

ИЗО И. Левитан «Осень» Сравни-тельная характеристика картин природы осенью и летом.
Чтение И. Соколов-Микитов «Зеленой листвой». И. Бунин «Листопад» и др. произведения об осени.
Музыка Слушанье музыки, имитирующее ветреное состояние природы.
Труд Изготовление панно из растений «Самоцветы природы».

4.

Насекомые и птицы летом и осенью

Чтение А. Фет «ласточки пропали».
ИЗО Труд Изготовление поделок из природных материалов, имити-рующих животных.

5.

Дикие животные осенью

Чтение К. Паустовский « Барсучий нос», «Заячьи лапы».
Русский язык Составление рассказа о диких животных.

6.

Домашние животные осенью

Чтение Б. Житков «О животных».
Внеклассное чтение Использование дополнительной литературы к урокам чтения.
Русский язык Написание рассказа о своем любимом домашнем животном «Бессловесный друг».

7.

Труд людей летом и осенью

Чтение Э. Шим «Жатва».
Русский язык Рассказ «Осеннее поле».
ИЗО Изображение труда людей в городе или селе.

8.

Поздняя осень. Охрана и укрепление здоровья.

Чтение А. Аксаков «Осень, глубокая осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».
Музыка П. Чайковский «Времена года».
ИЗО     Использование картин карельских художников и составление букетов из осенних растений
Физкультура Закаливание организма, гигиена одежды.

9.

Летом и осенью

Чтение Н. Некрасов «Славная осень! » М. Лермонтов «Осень» и др.
Музыка Ф Шопен Прелюдия №15 ре-бемоль мажор.
Труд Выставка работ по теме осень.

 

Табл. 3. Межпредметные связи раздела " Зимние явления в природе"

№ п/п Тема Межпредметные связи Реализация межпредметных связей

Зимняя экскурсия

Чтение Ф. Тютчев “Чародейкою-зимою”.
ИЗО Рисование по теме “Зима в моём представлении”.

Зимние явления в неживой природе

Чтение И. Никитин “Встреча зимы”. А. Чехов “Шёл первый снег”.
ИЗО И. Грабарь “Февральская лазурь”. М. Бочаров, В. Васнецов - эскизы декораций к опере Н. Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Музыка Н. Римский-Корсаков “Снегурочка”.

Снег и лёд

Чтение В. Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы).
Музыка К. Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”.

Растения зимой

ИЗО Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”.
Чтение С. Есенин “Берёза”.
Труд Аппликация “Деревья зимой”.

Животные зимой

Чтение В. Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение).  
ИЗО Рисунки птиц.
Труд Лепка животных (кто как зимует), составление композиции
Музыка Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”.

Зимой (обобщение)

Чтение Н. Некрасов “Не ветер бушует над бором... ”.
Музыка В. Крутицкий “Зима”. Р. Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”.

[3, с. 58]

Таким образом, проведенный анализ двух разделов показывает, что в них, с одной стороны, имеются богатые возможности для установления межпредметных связей как основы интегративного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе, ни в учебнике, ни в методических рекомендациях для учителей. [26, с. 87]

В графе " реализация межпредметных связей" таблиц 2 и 3 нами не всегда указываются конкретные музыкальные, изобразительные или литературные произведения. Это объясняется тем, что мы не хотели, что бы ограничиваться только поурочным соотношением тем разных предметов (чтение, изобразительное искусство, музыка и др. ) и использованием только программного материала разных учебных дисциплин. Мы считаем необходимым включение дополнительного материала, в том числе краеведческого характера, позволяющего расширять и углублять знания, а также раскрывать творческие способности учеников и учителей. А это, в свою очередь, обеспечит более глубокую основу интегративного подхода к изучению природоведения и начальных классах.

2. 2 Определение способов установления межпредметных связей

В изучении учебной темы в ходе созидательной опытной, с применением первой методики, работы выделились два способа: I – начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и II – основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.

Суть этих способов заключается в следующем:

I, подготовительный, способ обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.

На II способе, в соответствии с разработанным учителем совместно с учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной способ по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.

Остановимся более подробно на основных педагогических путях, обеспечивающих реализацию I и II способов изучения учебной темы на межпредметной основе. [28, с. 349-351]

При помощи первого способа реализуются следующие педагогические пути.

1. Широкая ориентация школьников в содержании учебной темы, вследствие чего учащиеся подводятся к пониманию ее межпредметного характера;

2. Выделение под руководством учителя ведущих положений темы, постановка перед учащимися вопросов, направленных на целостное восприятие школьниками содержания темы и побуждающих их к межпредметному поиску. Предварительное ознакомление учащихся с содержанием темы

3. Объяснение учителем значения межпредметных связей в учебном процессе.

Вышеперечисленные педагогические пути I способа осуществления межпредметных связей в учебной теме тесно связаны между собой, один является продолжением другого. Успешная реализация I этапа является необходимой предпосылкой для осуществления II этапа изучения учебной темы на межпредметной основе.

II способом реализуются следующие педагогические пути:

1. Широкая ориентация школьников в содержании подтемы, к изучению которой они приступают: конкретизация ведущего положения, которое предстоит раскрыть на межпредметной основе; постановка перед учащимися конкретных учебных целей и освещение основных путей их достижения с помощью межпредметных связей

2. Применение учителем системы вопросов, заданий и учебных задач, носящих, как правило, проблемный, эвристический характер.

3. Поиск школьниками необходимых и существенных опорных межпредметных знаний. Этот путь хорошо вскрывает движущие силы превращения дидактической модели межпредметных связей в факт овладения, установления этих связей учащимися. Осуществление межпредметных связей в процессе раскрытия ведущих положений учебной темы наиболее эффективно, когда необходимые и существенные для раскрытия этих ведущих положений темы связи используются при преодолении противоречий, возникающих в учебном процессе, когда учащиеся убеждаются в том, что эти противоречия можно разрешить путем использования знаний из других предметов.

4. Применение в ситуации затруднения определенных приемов, как то: «учитель – образец деятельности для учащихся», «приближение» к учащимся необходимых опорных знаний и «подсказка» в решении межпредметных связей, при выполнении межпредметных заданий и при ответе на вопросы.

Определяя средства и пути помощи школьникам в ситуации затруднения при осуществлении межпредметных связей, мы исходим из 3 уровней анализа задачи, выявленных в работах И. С. Светловской:

I. учащийся сам извлекает нужное знание для решения задачи из прошлого опыта.

II. нужное знание «приближено» к учащемуся в виде вспомогательной задачи, предлагаемой учителем в нужный момент.

III. учащемуся предлагается только один элемент знания в виде «подсказки». [21, с. 57-58]

Итак, в процессе овладения учащимися инструментом межпредметного синтеза, когда реализация познавательных потребностей затруднена, на начальной стадии этой работы возможен следующий путь: «учитель – образец деятельности для учащихся ® «приближение» ® «подсказка» ® самостоятельная работа школьников.

В дальнейшем, по мере овладения учащимися механизмом установления межпредметных связей, звенья этой цепи будут убывать в направлении слева на право, но этот процесс не будет прямолинейным: в нем будут и возвраты и перестановки местами некоторых элементов приведенной цепочки соотношения педагогического руководства учителя и самостоятельной работы школьников.

5. Постоянное упражнение учащихся по развитию самостоятельности в установлении межпредметных связей: поиск необходимых опорных знаний, развитие организационных умений по осуществлению межпредметных связей. Этот педагогический путь II способа тесно связан с уже рассмотренными путями, непосредственно вытекает из них и продолжает их.

6. Применение гибких форм взаимодействия участников педагогического процесса по реализации межпредметных связей: проведение межпредметных письменных работ, семинаров, конференций, экскурсий; координация деятельности учителей – установление многосторонних и разноплановых контактов между ними.

Какие же можно сделать выводы по представленным материалам созидательного способа опытной работы?

1. Организация учебного процесса по осуществлению многосторонних межпредметных связей на уровне ведущих идей носит поступательно развивающий характер. Движущей силой в осуществлении межпредметных связей является противоречие между возникающей проблемой и возможностью ее решить на базе одного учебного предмета.

2. Каждая учебная тема, подтема, изучаемая на широкой межпредметной основе, представляет собой очередной этап в организации работы по установлению межпредметных связей, их реализации, качественного развития знаний школьников, повышение профессионального мастерства учителей. [21, с. 59-60]

3. Осуществление межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей в их органическом единстве обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...