Глава 4. Христианское понятие о духе
Какие источники может использовать любознательный человек, пытаясь понять христианское понятие о духе? Конечно, есть искушение, воспользоваться какими-нибудь простыми и общедоступными справочниками. Но только не в России. Православие занято политическими задачами, и до таких простых вещей не опускается. Хороших современных справочников, кажется, нет совсем. А если они и есть, то отнюдь не общедоступны. Есть, правда, старые, дореволюционные словари. Но во времена, когда православие было правящей Церковью, оно о таких вещах, как просвещение своих прихожан, не беспокоилось. Задача была проста: вбить в их головы веру, а не понимание. Поэтому в " Полном православном богословском энциклопедическом словаре" 1912-го года немало места уделено врагам, вроде Духоборов, еще больше себе - Духовенству, и понемножку Духу Божию и Духу Святу, что то же самое… А Дух как таковой, как понятие, рассматривается разве что между делом. Тем не менее, приведу статью " Дух Божий", поскольку в ней есть указания на те источники, из которых православные брали свое понятие. " Дух Божий прежде всего это выражение употребляется для обозначения Ипостаси Святой Троицы - " Духа Святого". Такой именно смысл усвояется известным Библейским выражением из истории творения мира " Дух Божий носился над водою" (Быт. 1, 2) и из истории потопа - " не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым этими людьми" (Быт. 6, 3). Во всех этих выражениях творческая и промыслительная сила Божия олицетворяется в виде определенного существа. Таким образом, на основании указанных мест Библии, можно полагать, что тайна троичности была известна и первым людям.
Затем под выражением Дух Божий в Библии подразумевается духовная сила, которою Бог оживотворяет, пробуждает и укрепляет. Так Дух Божий оживотворяет первобытный хаос (Быт. 1, 2), пробуждает к жизни первого человека (Быт. 2, 7), им поддерживается бытие и продолжение мира… он руководит судьбой отдельного человека и судьбой всего человечества…". * Именно против того Духа, который поддерживает бытие и продолжение мира и руководит судьбами, и воевала Наука в первую очередь. Но корнем этого понятия было то, что жило в каждом отдельном сознании, поэтому самым опасным врагом было понятие о том, что человек был одушевлен Духом божиим. Речь идет о знаменитом рассказе из книги Бытия: " И созда Бог человека персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни" (Быт. 2, 7). И стал человек душою живою… Соответственно, как это представляется человеку не слишком знакомому с христианской психологией и пневматологией, получается, что человек троичен - в нем есть плоть, душа и дух. Дух является высшим началом, поскольку он тот самый Дух Божий, живущий во мне. В действительности, вопрос этот совсем не такой простой и христианство, похоже, не достигло в нем ясности. Тот же самый " Полный православный богословский энциклопедический словарь" рассказывает о душе так. " Душа. - Человек, согласно учению Святого Писания состоит из тела и души (Быт. 2, 7; Мф. 10, 28). Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее тело - прах и потому душа в Библии часто называется дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собою ту особую силу, которая обращает прах в живое существо и имеет свой источник в Боге. Весь мир создан Богом в таком порядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее - животные и наконец - как венец мироздания, человек. Душа имеется и у животных, но то уже обстоятельство, что человек является самым последним и совершенным творением Бога, свидетельствует о совершенстве и отличительных свойствах души человека от души животного.
Природы животных были сотворены сразу, в человеке же отдельно были созданы тело и душа; при этом и самое творение душ животных и человека происходили различно. Души животных созданы были Богом из тех начал, которые заключались в самой материи, хотя по создании представляли нечто, отличное от нее (Быт. 1, 20, 24). Душа человека сотворена была Богом, как нечто отдельное, самостоятельное и отличное в материальном мире, способом, который называется вдуновением Божии (Быт. 2, 7). Этот образ создания души человека свидетельствует о том, что она должна была получить совершенства, которые приближали ее и делали родственной Богу в отличие от животных, душа человека обладал теми отличительными свойствами, что только он один был создан по образу и подобию Божию. Особенные свойства души состоят в единстве, духовности и бессмертии её, в способности разума, свободы и дара слова". ** Это было православное изложение. В нем, как видите, дух вообще не выделен в нечто самостоятельное. " Библейская энциклопедия Брокгауза" Фритца Ринекера и Герхарда Майера, которая, наверняка, ближе к германскому протестантскому пониманию христианства, рассказывает о том же самом чуточку иначе. Тут душа и дух как-то путаются рассказчиком. " Человек. В Библии человек рассматривается в единстве и целостности, хот и в различных аспектах; он не мыслится " разделенным" на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу " части". Человек как целое является " душею живою" (Быт. 2: 7), не " обладает" этой душой. Противоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека - плотской и духовной. И в этом случае человек также воспринимается как единое целое (Рим. 8: 5-9). ? Дух, ? душа и? тело - это разные " составляющие человеческого существа, но не самостоятельные его части". *** А вот " Теологический энциклопедический словарь" Уолтера Элвелла, созданный в среде англо-американского протестантизма, гораздо определенней в отношении духа. Сначала из статьи о душе.
" Душа. Живое существо, жизненное начало, личность или индивидуальная духовная природа. Душа может быть у животных… и у Бога (Лев. 26: 11; Ис 42: 1). Нередко душа и дух взаимозаменимы, хотя различия между ними, обозначенные уже в Ветхом Завете, переходят и в Новый Завет. Если в Новом Завете душа обычно означает единство материального и духовного в человеке, и человек мыслится как тело-душа, то дух - это особый дар Божий, который связывает человека с его Творцом. В Святом Писании сказано, что Иисус передает свой дух Отцу (Лк 23: 46; Ин 19: 30), но в других отрывках говорится, что Он отдает душу свою во искупление многих (Мф 20: 28; Ин 10: 15). Таким образом, душа в Святом Писании - нематериальное начало, она сотворена Богом, едина с телом и жвотворит его. Однако душа продолжает свое существование и после смерти человека (Мф 10: 28; Иак 5: 20; 20: 4)". **** Вот теперь можно привести и библейские высказывания о том, что такое дух. Сделаю я это, переписав статьи о духе из словарей Элвелла и Ринекера-Майера. В этом отношении они очень честно приводят выдержки из Библии и Нового Завета, которые сами по себе, конечно же, было бы непросто изучить с такой тщательностью. Выдержки эти подтверждены ссылками, которые все подтверждаются так называемой " Полной симфонией на канонические книги Священного Писания", - своеобразным библейским словарем, в котором ко всем словарным словам указаны все случаи их использования в библейских текстах. Итак, Уолтер Элвелл. Его статья о духе, как христианско-библейском понятии, единственная посвящена именно духу как таковому. " Дух (Spirit). (Иврит ruah - " дыхание уст", " дуновение", - Пс 32: 6; 134: 17; Иов 4: 15; Быт 3: 8). В Библии дух - это человеческое дыхание, дающее жизнь телу (Быт 7: 22; Иов27: 3). Дух - это средоточие разума (Мал 2: 15; Втор 34: 9), решимости (Иер 51: 1; Агг 1: 14), всякого отношения (Чис 14: 24), мужества (Нав 2: 11; 5: 1), религиозного сознания (Иов 20: 3), чувств (Зах 12: 10; Пс 76: 3; 142: 4), гордости (Пс 75: 12), ревности (Чис 5: 14, 30) и разных других склонностей. Считается, что дух как первооснова жизни есть и у зверей (Быт 6: 17; 7: 15).
Человеческий дух исполняет свое истинное предназначение, когда он поддерживает осознанную связь с сотворившим его Богом. Вечный Дух создал из ничего небо, землю, все живое, " человека по образу Своему" и " вдунул в лице его дыхание жизни" (Быт 1: 27-28; 2: 7). В Новом Завете Бог назван " Духом" и " Отцом духов" (Ин 4: 24; Евр 12: 9). У человека есть дыхание, или дух, который дал ему Дух Божий (Иов 27: 3; 33: 4; 34: 14); когда человек умирает, дух возвращается к Богу (Еккл 12: 7). Таким образом, по Библии, дыхание, или Дух Божий, дается при рождении и отнимается в смерти; от него зависит вся тварь, включая человека (Пс 103). Новый Завет развивает ветхозаветное учение о духе. Здесь еще отчетливей сказано, что дух человеческий сотворен Богом и для Бога, чтобы дети Божьи могли общаться с Ним через Святого Духа. Таким образом, Дух Божий " свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, сонаследники же Христу" (Рим 8: 16-17). В смерти к Богу возвращается именно дух, а не душа, которая не так тесно связана с Богом, хотя в Новом Завете можно найти немало примеров, когда эти понятия синонимичны (Ин 10: 15; 19: 30). Апостол Павел подчеркивает различие между духом и душой, противопоставляя человека духовного (pneumatikos) недуховному, или природному (psychikos, то есть душевному) (Кор 2: 13-15). Первый знает Бога потому, что он получил Духа Божьего, а не духа мира, чтобы знать дарованное от Бога (ст. 12). второй познал лишь человеческую мудрость и не способен уразуметь то, что от Духа Божьего, о чем нужно " судить духовно", и " почитает это безумием" (ст. 14). Апостол Павел не признает никакой нейтральной полосы между ними, отсюда - столь сильный контраст. Не иметь Духа Божьего (pneuma) - значит покориться духу мира (pneuma tou kosmou). Дары духовные (знание и другие) - от Бога и подаются через дух. Вещи природные (физические, недуховные) хоть и от Бога - как часть Его творения, доказывают реальность греховного мира и не приобщают человека к Богу и Его благодати… Дух - это самое сокровенное, что есть в человеке; можно унывать духом (Пс 142: 4), дух может быть сокрушен (Пс 50: 19; Притчи 15: 13), обновлен (Пс 50: 10) и оживлен (Быт 45: 27). Грех порождает дух боязни (2Тим 1: 7), заблуждения (! Ин 4: 6), совета (Ис 11: 2). Бывает немой и глухой дух (Мк 9: 17, 25; Откр 18: 2), нечистый дух (Зах 13: 2; Мф 12: 43) или дух блуда (Ос 4: 12). Можно быть поспешным духом (Притч 11: 13), терпеливым или гордым (Еккл 7: 8), нищим духом (Мф 5: 3), и бывает дух опьянения (Ис 19; 4" ). ***** Думаю, наше представление о том, как понимали Дух источники христианства, может быть полнее. Думаю, наше представление о том, как понимали Дух источники христианства, может быть полнее. Но я ограничусь последним словарем, чтобы дальше перейти к христианским писателям и отцам церкви. Краткое определение библейского понятия " дух", сделанное " Библейской энциклопедией Брокгауза".
Это определение хорошо тем, что оно исходно пытается описать именно понятие о духе, использовавшееся основоположниками иудаизма и христианства. " Дух, Святой Дух. 1. ПОНЯТИЕ " ДУХ". Изначально еврейское слово руах, как и греческое пнеума, означало " дыхание" или " ветер", а значение " дух" приобрело позже. В Новом Завете слово пнеума встречается в пяти значениях: 1) в основном значении - " ветер" - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: " Ветер, где хочет веет…" (Ин 3: 8; …сравни Евр 1: 7: " делающий ангелов своих ветрами" …); 2) неоднократно это слово употребляется в значении " человеческая душа": " Дух бодр…" (Мф 26: 41). Так о дочери Иаира сказано: " и возвратился дух ее" (Лк 8: 55). Дух апостола Павла " возмутился" при виде Афин - " города, полного идолов" (Деян 17: 16). Божий Дух " свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии" (Рим 8: 16). Нам следует сохранять свой Дух без порока (I Фес 5: 23) и т. д; 3) слово пнеумата (множественное число от пнеума) встречается в контексте " духи праведников, достигших совершенства" (Евр 12: 33 и " духи, находящиеся в темнице" (IПет3: 19); 4) в Библии говорится и о недобрых духах: злых духов (Мф 8: 16; Деян 19: 12) называют обычно " нечистыми" духами (Мф 10: 1; Деян 5: 16 и др. ), прорицательными духами (Деян 16: 16), а также " духом немощи" (Лк 13: 11), духом усыпления (Рим 11: 8) и т. д. В этих случаях речь не обязательно идет о некой личности, поскольку слово " дух" может использоваться и в иносказательном значении; 5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании " Святой Дух" ". ****** Как видите, словари приводят сначала чисто религиозное понятие о духе, а потом непроизвольно выделяют те народные представления, которые отразили Библия и Новый Завет, как собрания не только канонических, но и фольклорных записей. И это очевидно, поскольку люди, писавшие их, даже если писали под божественную диктовку, все же использовали для перевода на человеческий язык те образы, что имели в наличии.
* Полный православный богословский энциклопедический словарь. т. 1, - СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1912, с. 801 ** Там же, с. 805-6. *** Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. - " Христианская заря", 1999, с. 1056 **** Теологический энциклопедический словарь под ред. Уолтера Элвелла. - М.: Ассоциация " Духовное возрождение" ЕХБ, 2003, с. 421 ***** Там же, с. 409-10 ****** Библейская энциклопедия Брокгауза, с. 258
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|