Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование зарубежного опыта организации заработной платы в Республике Беларусь




 

Заработная плата является основной доходов граждан нашей страны. Она устанавливает степень и характер существования жителей, социальное положение в старости, способности образования, цивилизованного становления, социального статуса людей и т. д.

Как показывает мировой опыт, правильно установленный уровень заработной платы улучшает социально-экономическую ситуацию: повышает покупательскую способность населения, усиливает мотивацию рабочих, уменьшает чрезмерную дифференциацию доходов, снижает напряженность в обществе. [19, c. 372]

Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) установлена правовая основа определения размера минимальной заработной платы и её применения.

Действие Закона распространяется на всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.[27]

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января. Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже размера месячной минимальной заработной платы, установленного в соответствии с Законом. Месячная минимальная заработная плата в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном для индексации доходов, полученных из бюджетных источников, в соответствии с законодательством об индексации доходов населения с учетом инфляции.[27]

 

Таблица 4 – Минимальная заработная плата в Республике Беларусь

Период Размер месячной минимальной заработной платы (руб.) Примечание  
 
Январь 2 300 000 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 1094  
Февраль 2 300 000  
Март 2 300 000  
Апрель 2 300 000  
Май 2 300 000  
Июнь 1 239,18 С учётом индексации 5,4 процента  
Июль 1 239,48  
Август 1 239,48  
Сентябрь 1 239,48  
Октябрь 1 239,42  

1 С учетом деноминации в денежных единицах образца 2009 г.

 

Примечание - Источник [28]

 

Рост размера месячной минимальной заработной платы за июль 2016 г. по сравнению с июнем 2016 г. обусловлен увеличением норматива индексации.

Снижение размера месячной минимальной заработной платы за октябрь 2016 г. по сравнению с сентябрем 2016 г. обусловлено снижением норматива индексации.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции» индексируется доход в пределах норматива индексации – 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент индексации (с 1 августа 2016 г. – 175,5 рубля, с 1 ноября 2016 г. – 174,52 рубля). [28]

Изменения минимальной заработной платы в Республике Беларусь за 2013 – 2016 года в Приложении Г.

Диаграмма 1 –Размер минимальной заработной платы в 2013 – 2016 гг. в Республике Беларусь

Примечание – Источник собственная разработка на основании [29].

 

В 2013 году – показатель минимальной заработной платы (далее - МЗП) с учетом инфляции изменялся три раза.

В 2014 году по состоянию на 10 октября индексация МЗП осуществлялась дважды – за май и за июль. Таким образом, с 11 августа 2014 года минимальная зарплата в Беларуси составляла 1 756 730 рублей.

С 1 января 2015 году МЗП установлена в размере 2 100 100 рублей. В течение 2015 года индексировалась три раза: в июле, августе, сентябре. С учетом индексации 5,1% размер МЗП составил 2 180 126 рублей. В октябре после индексации на 5,1% размер МЗП составил 2 180 058 рублей. За ноябрь МЗП составила 2 180 126 рублей. С января 2016 года новое значение МЗП составило 2 300 000 рублей.

С июня 2016 года размер месячной заработной платы составил 2 391 769 рублей с учётом индексации 5,4 процента. После деноминации с 1 июля – 239 рублей 18 копеек. С учетом индексации в сентябре размер МЗП составил 239,48 рублей. [29]

Для руководителей организаций и административного аппарата установлены оклады. Служащие и ИТР получают оплату по повременным показателям, а рабочие, задействованные непосредственно в производстве, по результатам выполненного объёма работ. По итогам статистических данных в основном у нас в стране преобладает сдельная форма оплаты труда, тогда как за рубежом — повременная, с установленными нормами и нормированными заданиями.

Теперь рассмотрим каждый вид существующей заработной платы в отдельности. По сдельной оплате труда оплачивается труд почти 60% рабочих, и она сильно зависит от количества изготовленной продукции или объема выполненной работы. Данный вид оплаты труда стимулирует и материально заинтересовывает работника, нацеливая его на максимальный результат производительности, стимулирует его в профессиональном и квалификационном росте, способствует более полному использованию оборудования и рабочего времени. Сдельная заработная плата начисляется в соответствии с объёмом выполненной работы по производству продукции. Основанием для начисления заработной платы являются первичные документы выполненных работ (акты, наряды, маршрутные листы).

Повременная оплата производится по установленным тарифным ставкам, соответствующим квалификации работника. В основном она применяется к категории граждан, не задействованных в производственном процессе, таких как инженерно-технические работники (далее – ИТР), служащие. Основным документом для начисления заработной платы указанной категории работников является табель учета рабочего времени.

Для предоставления информации в надзорные органы, подготовке статистических данных используется понятие среднемесячный заработок. Средний заработок исчисляется согласно инструкции № 47, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 г. Для расчета берется фактически начисленная зарплата за 12 предшествующих месяцев, делится на 12 – это будет среднемесячная зарплата. Для исчисления среднедневной оплаты труда, эту цифру делят на среднемесячное количество рабочих дней. Если работник отработал меньше, чем 12 месяцев, то в расчет берется фактически отработанное время (количество месяцев).

Кроме того в целях достойной оплаты труда граждан в Республике Беларусь существуют выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, а именно:

- за ненормированный рабочий день

- многосменный режим работы

- работу при неблагоприятных условиях труда

- работу в выходные и праздничные дни и др.

Кроме того нанимателю, согласно трудовому законодательству, разрешено устанавливать надбавки, которые определяют сложность выполняемых работ и дополнительно подлежат оплате.

А теперь рассмотрим один из факторов зарубежного опыта, которые можно применить в нашей стране для улучшения экономического роста предприятий и получения дополнительного заработка населением.

Как показывает опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, вовлечение различных слоёв населения в трудовую деятельность с соответствующей оплатой труда дают наиболее высокий эффект в улучшении экономики страны. В нашей стране сложилась ситуация, когда идёт постоянное снижение численности трудоспособного населения, а количество пенсионеров и студентов неуклонно растёт. Поэтому целесообразно рассматривать необходимость вовлечения в трудовую деятельность студентов и пенсионеров, а также безработных, находящихся на учёте на бирже труда. Наиболее оптимально использовать тех граждан, кто вынужден сочетать с работой социальную занятость, а также тех, кто, в силу отсутствия необходимой квалификации, отсутствия опыта работы, испытывает затруднения с трудоустройством. При использовании этих граждан возникает возможность заполнить рынок труда квалифицированными кадрами на условиях неполной занятости, а с другой стороны для одних увеличить доход, для других не потерять квалификацию, а третьим - ее приобрести.

Применение таких дополнительных трудовых резервов выгодно и нанимателям. Это позволяет оперативно регулировать затраты на производство, а значит и более эффективно управлять рентабельностью производства, когда из-за изменений на рынке товаров и услуг возникает необходимость то сокращать объемы производства, то увеличивать их.

Введение на территории страны агентств заемного труда позволяет при появлении в организациях избыточной рабочей силы «перенаправлять» ее через эти агентства туда, где в ней есть потребность. Такие агентства берут на себя обязанность обеспечения пусть временной, но работой тех, кто самостоятельно найти ее себе не может, а такие люди в любом обществе всегда есть. [20. C.4]

В Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности Республики Беларусь, выделен такой вид деятельности как «Обеспечение на подрядной основе предприятий наемной рабочей силой, преимущественно для выполнения временной работы, агентством, которое и выплачивает им вознаграждение за выполняемую работу».

Однако создание таких агентств требует предварительного правового урегулирования практики применения заемного труда в Республике Беларусь, поскольку данная форма гибкой занятости базируется на трехсторонних трудовых отношениях, а в соответствии с нашим национальным законодательством они могут быть только двухсторонними. Отставание законодательства от потребностей экономики приводит сегодня к упущенной выгоде, экономическим потерям. [20 с.4]

Функционирование агентств заемного труда, несомненно, будет способствовать росту уровня занятости в Республике Беларусь, а также освободит многие организации, обремененные сегодня избыточной рабочей силой, от несвойственной им функции - обеспечения социальной стабильности в обществе. Это положительно скажется на финансово-экономическом положении многих организаций и в целом на экономике страны, а также на уровне и качестве жизни граждан Республики Беларусь. [20 с.5]

Постановлением Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 мая 2012 г. № 56 Утверждены Рекомендации по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций. В основу взят передовой опыт зарубежных стран и адоптирован под нашу страну (примерный аналог СТБ ISO 9001-2009 Системы менеджмента качества. Требования.).

В соответствии с этим документом коллективные системы оплаты труда могут применяться по организации в целом, а также ее структурным подразделениям (основных, вспомогательных, функциональных) и отдельных первичных коллективов работников (производственных бригад, участков и т.д.). Коллективные системы оплаты труда предполагают, что размер заработной платы конкретного работника зависит от конечного результата коллективного труда и его личного трудового вклада в этот результат. [28]

Основными условиями эффективного применения коллективных систем оплаты труда являются:

- наличие объективных предпосылок применения коллективных форм организации и оплаты труда (организационно - технических, экономических и социальных);

- наличие современной нормативной базы для нормирования труда;

- высокий уровень организации производства, труда и его оплаты.

Рейтинговые методы позволяют получить количественные оценки трудового вклада, используемые для определения индивидуальной заработной платы работников при применении коллективных систем оплаты труда, обеспечивая при этом реализацию следующих основных требований, предъявляемых к оценке трудового вклада:

1. возможность учета всех составляющих трудового вклада;

2. чувствительность (реакция) оценки к изменению составляющих трудового вклада;

3. простота и доступность процедуры оценки трудового вклада.

Организационно - технические предпосылки применения коллективных форм организации и оплаты труда предполагают выполнение комплекса работ, требующего совместных усилий работников, формирующих общий конечный результат коллективного труда

Основным преимуществом данного вида являются рейтинговые методы оценки трудового вклада членов коллектива работников. Они могут быть использованы при:

· распределении коллективного фонда заработной платы при коллективной системе оплаты труда;

· установлении членам коллектива дифференцированных тарифных ставок (окладов), надбавок стимулирующего характера;

· организации и проведении периодических аттестаций работников и планировании их карьерного роста;

· организации конкурсов, например, «Лучший по профессии» и т.п.

Распределение коллективного фонда заработной платы с применением коэффициента трудового участия, где:

ü базовый КТУ – величина, характеризующая труд работника, соответствующего норме (исходя из предъявляемых к нему требований в условиях коллективной организации труда), которая, как правило, устанавливается на уровне 1,0.

ü фактический КТУ – величина, характеризующая фактический личный вклад работника в конечные результаты труда всего коллектива, которая устанавливается по результатам его работы за отчетный период посредством корректировки (повышения или понижения) величины базового КТУ, исходя из критериев, принятых для оценки трудового вклада работника.[28]

Рассмотрим среднестатистические данные по зарплатам в Республике Беларусь в соответствии с официальной статистикой Национального комитета Беларуси. (Приложение Б).

Мы можем наблюдать, что номинальная начисленная средняя заработная плата рабочих и служащих Республики Беларусь заметно увеличивалась с каждым месяцем. В течение 2013 года заработная плата увеличилась на 34%, в 2014 – на 27%, 2015 – на 23%, а в 2016 году она увеличилась на 11%.

Если посмотреть на еще одну таблицу, то мы видим, что Минск занимает 1 место по средней начисленной заработной плате, на 2 втором месте Минская область, 3 – Гомельская и т.д. (Приложение Б)

Самыми высокооплачиваемыми работниками в нашей стране являются пилоты гражданской авиации – их должностной оклад составляет 2 281 руб. А в соответствии с информацией компании «Белавиа», вместе со всеми дополнительными премиями и доплатами в итоге летный состав получает на руки 7000 - 8000 руб. [21]

На втором месте в рейтинге самых высокооплачиваемых профессий значится деятельность, связанная с IT- технологиями. К этой категории относятся программисты, персонал технического обслуживания компьютеров (то есть ремонт техники) и т.д. Специалисты данной сферы в среднем зарабатывают в месяц 3 306,7 [21]

Работники, задействованные в производстве кокса (веществ, получаемых промышленным способом, таких как каменноугольный, нефтяной, торфяной кокс и др.), нефтепродуктов и ядерных материалов получают ежемесячно 1 144,7 руб. [21]

Специалисты, работающие в сфере финансовой деятельности, а также занимающиеся финансовым посредничеством занимают третье место. Официально они получают 1 213,1руб. в месяц. Здесь же разместились представители химического производства – им выплачивают по 1 219,6 руб. ежемесячно. [21]

В пределах суммы от 883,1 руб. получают работники, основавшиеся в области радиовещания и телевидения, горнодобывающей промышленности (шахтеры), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, производстве офисного оборудования и вычислительной техники. [21]

От 800 до 890 руб. получают специалисты, задействованные в сфере:

- научных исследований и разработок,

- добычи полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических);

- издательской;

- строительной;

- торговли автомобилями и мотоциклами, их технического обслуживания и ремонта;

- оптовой торговли и торговли через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;

- железнодорожного транспорта (машинисты электропоездов);

- вспомогательной деятельности воздушного транспорта;

- страхования;

- операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям. [21]

Самыми низкооплачиваемыми профессиями в нашей стране по-прежнему являются учителя и другие смежные профессии, задействованные в сфере образования со средней зарплатой в 509,3 руб. Специалисты здравоохранения, то есть медсестры, врачи, санитары, фельдшеры и др. в среднем получают576,3 руб. Представители социальных услуг зарабатывают 557,1 руб., а специалисты по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта получают 463,3 руб. .[21]

Проанализировав данные за 2013 – 2016 года (приложение В), можно сделать следующие неоднозначные выводы. Заработная плата пилотов гражданской авиации с каждым годом растёт, с 2013 по 2016 год она выросла на 1248,25 бел. руб., в долларом же эквиваленте она практически не изменилась. Исключение составляет 2015 год. Рассматривая зарплату учителей, в этом же промежутке времени, очевидно, что здесь видно значительное уменьшение доходов. В белорусских рублях заработная плата увеличилась на 164,28 бел. руб, но в долларом эквиваленте – уменьшение на 105 $

Подобным образом, невзирая на увеличение, заработная оплата в государстве остается невысокой, согласно сопоставлению с государствами с развитой экономикой. Предприятие оплаты труда в зарубежных государствах регулярно улучшается, что указывает о значительной степени оплаты работы. Их положительный навык должен быть применен в практике оплаты работы отечественных организаций.

На территории Республики Беларусь насчитывается 2 592,8 тыс. (на 1 января 2016 года без учета лиц, состоящих на пенсионном обеспечении в других государственных органах) человек получают пенсии в органах по труду, занятости и соцзащите (Приложение Д). В том числе в возрасте от 70 до 80 лет - 381,2 тыс. женщин и 163,6 тыс. мужчин, в возрасте 80 лет и старше - 249,3 тыс. женщин и 69,3 тыс. мужчин. [30, 31]

Численность работающих пенсионеров всего составляет – 651,2 тыс., в том числе женщин – 438,4 тыс., а мужчин – 212,8 тыс.

По стране, в целом, на начало 2011 года на 100 занятых приходилось 57 пенсионеров, а в начале 2016 года – 61 пенсионер.[30, 31]

Количество учащихся в Беларуси за последние четыре года уменьшилось на 205,5 тысячи. В белорусских школах, гимназиях и лицеях учится 939 605

человек (1 млн. 145 тыс. учащихся - в 2006/2007 учебном году). Вместе с тем, в последние годы стабилизировалось количество первоклассников, оно составляет около 87 тыс. человек. [32]

В десятый класс идут учиться 63-65% девятиклассников, 14-18% выпускников 9-х классов продолжают учебу в профессионально-технических учебных заведениях, 15-16% - в средних специальных учебных заведениях. Эти данные позволяют сделать прогноз о количестве учащихся школ до 2015 года. В частности, прогнозируется, что в этом учебном году одиннадцать классов окончат 75 532 человека, а в 2015 году - только 54 810. Количество выпускников базовой школы также сократится с 94 292 человек в этом учебном году до 89 455 в 2015-м. Вместе с тем, число первоклассников вырастет к 2015 году более чем до 102 тыс. человек. [32]

 

Исходя из вышеперечисленных данных, можно сказать, что поиск новых форм занятости населения и соответствующая оплата труда занятых в этом процессе, а так же использование передового зарубежного опыта – вот к чему должен стремиться наниматель и государство.

В современных социально-экономических условиях в Республике Беларусь, когда взят курс на инновационное развитие промышленности и сферы услуг, целесообразным становится широкое применение «заемного труда» со всеми вытекающими условиями его оплаты. В экономике любого государства постоянно существуют подъёмы и спады в одних и тех же секторах производства и услуг. Это происходит постоянно. Основными факторами, влияющими на эти процессы, являются такие, как спрос и предложения, конкуренция, цикличности экономических кризисов. В таких случаях одни производства и сферы услуг активизируются, другие становятся невостребованными и постепенно исчезают. Это значит, что постоянно появляются сектора производства, где испытывается потребность в дополнительной рабочей силе, так и сектора где возникает её избыток.

Кроме того внедрение такого метода, как коллективный метод оплаты труда с применение КТУ (коэффициента трудового участия) каждого работника входящего в состав трудового коллектива значительно повысит ответственность всех звеньев цепочки задействованных в процессе от начала производства до непосредственной реализации изготовленной продукции и позволить достойно распределить для распределения коллективного фонда заработной платы по итогам работы за отчетный период, который включает экономию коллективного фонда заработной платы, образующуюся в результате условного высвобождения работников, а также коллективную премию за качественное и своевременное выполнение установленного объема работ, рациональное использование ресурсов

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заработная плата – это есть основной элемент дохода наемного работника и является основной формой экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. На основании выше изложенного мы понимаем, что заработную плату нельзя свести к простой связи «товар (труд) — деньги (зарплата)». За этой на вид очевидной связью скрываются более глубокие экономические отношения между людьми. По сути, здесь мы видим отношение между собственником капитала - нанимателем и собственником товара — рабочая сила. Владелец этого товара обладает законным правом требовать для себя полной оплаты со стороны нанимателя. Ведь от размеров зарплаты зависят условия жизни, возможность сохранения работоспособности, уровень удовлетворения своих нужд.

Поиск новых форм занятости населения и соответствующая оплата труда занятых в этом процессе, а так же использование передового зарубежного опыта – вот к чему должен стремиться наниматель и государство.

Как показывает опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, вовлечение различных слоёв населения в трудовую деятельность с соответствующей оплатой труда дают наиболее высокий эффект в улучшении экономики страны. В нашей стране сложилась ситуация, когда идёт постоянное снижение численности трудоспособного населения, а количество пенсионеров и студентов неуклонно растёт. Поэтому целесообразно рассматривать необходимость вовлечения в трудовую деятельность студентов и пенсионеров, а также безработных, находящихся на учёте на бирже труда. Наиболее оптимально использовать тех граждан, кто вынужден сочетать с работой социальную занятость, а также тех, кто, в силу отсутствия необходимой квалификации, отсутствия опыта работы, испытывает затруднения с трудоустройством. При использовании этих граждан возникает возможность заполнить рынок труда квалифицированными кадрами на условиях неполной занятости, а с другой стороны для одних увеличить доход, для других не потерять квалификацию, а третьим - ее приобрести.

Применение таких дополнительных трудовых резервов выгодно и нанимателям. Это позволяет оперативно регулировать затраты на производство, а значит и более эффективно управлять рентабельностью производства, когда из-за изменений на рынке товаров и услуг возникает необходимость то сокращать объемы производства, то увеличивать их.

В современных социально-экономических условиях в Республике Беларусь, когда взят курс на инновационное развитие промышленности и сферы услуг, целесообразным становится широкое применение «заемного труда» со всеми вытекающими условиями его оплаты.

В экономике любого государства постоянно существуют подъёмы и спады в одних и тех же секторах производства и услуг. Это происходит постоянно. Основными факторами, влияющими на эти процессы, являются такие, как спрос и предложения, конкуренция, цикличности экономических кризисов. В таких случаях одни производства и сферы услуг активизируются, другие становятся невостребованными и постепенно исчезают. Это значит, что постоянно появляются сектора производства, где испытывается потребность в дополнительной рабочей силе, так и сектора где возникает её избыток.

Экономические и финансовые преобразования минувших лет привели к существенным переменам в области труда и заработной платы. Влияние государственных органов на трудовые отношения значительно ослабло, прекратило существование централизованное административное регулирование оплаты труда. Оценивая роль и значимость страны в процессе установления и регулирования заработной платы, следует выделить то, что она скорее социальная, чем экономическая, а характер государственного влияния - скорее косвенный, чем прямой. Главная цель государства - обеспечение гарантированного минимального дохода населения. Таким образом, оно с помощью определенных актов способно определять и устанавливать минимальную заработную плату, обязывать предпринимателей вносить поправки в оплату труда в связи с ростом цен, проводить определенную налоговую политику. С целью повышения уровня заработной платы Правительством Республики Беларусь приняты постановления об увеличении размера тарифной ставки первого разряда Государство осуществляет регулирование оплаты труда посредством установления минимальной заработной платы. Понятие минимальной заработной платы дано в статье 59 Трудового кодекса Республики Беларусь, как государственный минимальный обязательный размер денежных или в натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...